Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Все для фронта, все для Победы! » Трудовой фронт (Военное производство в годы войны)
Трудовой фронт
Admin
Дата: Пятница, 13.02.2015, 15:00 | Сообщение # 1

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Трудовой фронт


"…Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!"

М. Исаковский


В результате потери большого количества производственных мощностей, планируемых для перевода на выпуск военно-промышленной продукции, не пришлось вводить в действие разработанные до войны планы всеобщей мобилизации промышленности; нарушились связи кооперировавшихся для производства военно-промышленной продукции предприятий, а накопленные ими мобилизационные запасы сырья, материалов и т.п. пришлось либо бросить, либо перебазировать. Из-за всеобщей неразберихи и чрезвычайной напряженности транспортных потоков осложнилась эвакуация стратегически важных промышленных предприятий в глубь страны. Вывозили все, что можно вывезти, без определенного плана и графика, а то, что вывезти не могли, уничтожали.

Военная промышленность
"Все силы на помощь фронту!" "Фронту надо – сделаем!"
"Не выполним задания фронта - домой не уйдём!"


В октябре – ноябре 1941г. из Москвы и Московской области было эвакуировано 498 крупных промышленных предприятий союзного и союзно - республиканского значения, в том числе заводы авиационной промышленности, станкостроения, машиностроения, автозавод и др. К концу ноября 1941 г. из 75 тыс. станков, имевшихся в Москве, было вывезено 54 тыс. Эвакуировалось наиболее ценное имущество городского хозяйства. В выполнении, заданной ГКО по перебазированию промышленных предприятий на восток огромную роль сыграл железнодорожный транспорт.

Советским железнодорожникам наряду с доставкой к линии фронта воинских частей, вооружения, боеприпасов и продовольствия предстояло в невиданно короткие сроки перевезти огромное число промышленных предприятий со всем их оборудованием, много различного имущества, а также миллионы людей.

Советское государство располагало достаточными силами и средствами для быстрого ввода в строй эвакуированных предприятий, а также для ускоренного строительства новых заводов. Успех дела в значительной степени решал героический труд рабочего класса и технической интеллигенции. Сотни тысяч людей самых различных профессий в короткое сроки строили производственные перемещения, размещали в них привезенное с собой оборудование и сразу же начинали выпуск продукции, необходимой для фронта. Нередко на базе эвакуированных предприятий по планам, утверждаемым ГКО, возникало Несколько новых.

Так, на основе вывезенного из Москвы автозавода были созданы заводы автомобильной промышленности в Миассе, Шадринске, Челябинске и Ульяновске; оборудование ГПЗ дало жизнь заводам по производству шарикоподшипников в Куйбышеве, Саратове и Томске; завода «Динамо» – двум электротехническим заводам в Миассе; завода «Москабель» – новым заводам в Куйбышеве, Свердловске и Томске; завода им. Владимира Ильича – заводам в Свердловске и Киселевске. В результате этого, а также нового строительства и трудового героизма, рабочих в отдельных восточных областях страны выпуск промышленной продукции увеличился по сравнению с довоенным, в 4 - 5 и более раз.

Решение сложных задач, связанных с размещением и вводом в строй эвакуированных предприятий, осуществлялось под непосредственным руководством ЦК партии и Советского правительства. Оперативное руководство работой эвакуируемых наркоматов, обеспечение пуска эвакуированных в районы Волги, Урала, Сибири предприятий оборонной промышленности было возложено на Н. А. Вознесенского.

Кооперирование московских заводов, преобразованных на восток, с промышленными предприятиями Урала, Сибири, Средней Азии и Поволжья в значительной мере способствовало быстрому переключению эвакуированных предприятий на выпуск продукции для фронта.

Перевод промышленности в глубокий тыл позволил не только сохранить основные производственные фонды, но и постепенно увеличивать их тем ,самым обеспечить, растущую изо дня в день помощь фронту, в том числе войскам, оборонявшим Москву.

В период Великой Отечественной войны большинство промышленных предприятий было переведено на выпуск военной продукции, в восточных районах страны создавалась новая индустриальная база. Благодаря героическому труду советских людей, поставкам союзниками сырья и военных материалов удалось резко увеличить производство техники и вооружения. К концу 1942 г., согласно официальной статистике, СССР, превзошел Германию по выпуску военной продукции. Многие образцы советской техники и вооружений были лучшими в мире: танк Т-34 (конструктор М. И. Кошкин), самолет – штурмовик ИЛ – 2 (С. В. Илюшин), автомат ППС – 43 (А. И. Судаев), фронтовой бомбардировщик Ту – 2 (А. Н. Туполев), реактивный миномет БМ – 13, получивший прозвище «Катюша», и др.

...Это было в первые дни войны. Взрослые уходят на фронт. Взяв в руки винтовку, тысячи московских рабочих сражаются от Белого до Черного морей. И вот тогда-то в районные комитеты комсомола приходят подростки, школьники, студенты. Они просят направить их на военные заводы - на самую трудную, но такую нужную работу. Короткий серьёзный разговор – и начинается новая, суровая жизнь.

Девушки не хотят уступать юношам. Даже в литейном и кузнечном цехах мелькают теперь ловкие девичьи руки. После работы в конторе, после занятий в вузах девушки становятся к станкам.

Мало заменить у станка отца, брата, товарища-надо работать и за ушедшего на фронт и за себя. И уже на московских заводах множатся фронтовые комсомольско-молодежные бригады. Их закон: "Работать за двоих, работать по-фронтовому – за себя и за друга, ушедшего на фронт. Работать одновременно на нескольких станках. Изучить хотя бы еще одну профессию". И новые танки, новые самолеты, новые орудия и снаряды отправляются на фронт, неся на себе марку московских заводов.

Москва выстояла. Москва победила. Этой победой Советская страна обязана не только нашим воинам, дравшимся с врагом на подступах к столице, она обязана и тем тысячам женщин девушек, подростков, кто пришел на московские заводы и стал к станкам.
 
Admin
Дата: Пятница, 13.02.2015, 15:02 | Сообщение # 2

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Военное производство в годы войны

Уже в 1942 году военное производство Советского Союза добилось крупных успехов. Промышленность страны, ставшая на военные рельсы, сумела превзойти промышленность фашистской Германии. Это произошло не только за счет перестройки действующих и восстановления эвакуированных на восток промышленных предприятий, но и за счет широко развернувшегося капитального строительства. В то время как в Германии в 1943-1944 годах капиталовложения в экономику сократились почти на 22%, в СССР государственные затраты на нужды капитального строительства постоянно возрастали. Особенно широкие масштабы приняло форсированное капитальное строительство в Поволжье, на Урале, в Казахстане и других восточных районах страны. Здесь в течение 1942-1944 годов было построено и пущено в ход более 2200 новых крупных промышленных предприятий.

Прежде всего, строились и реконструировались предприятия металлургической промышленности, особенно заводы по производству качественной стали, шедшей почти исключительно на нужды военной промышленности. За годы войны в СССР добыча железной руды выросла на 130% , производство чугуна – почти на 160%, стали – на 145%, быстро росла добыча цветных металлов, причем все отрасли цветной металлургии к 1945 году превысили довоенный уровень.

В связи с потерей Донбасса и выходом немецко-фашистских войск к нефтеносным источникам Кавказа остро встал вопрос о топливе. Поэтому принимались энергичные меры по увеличению добычи угля, нефти и других видов топлива в восточных районах страны, в частности нефти на промыслах Урало-Волжского нефтяного района. Однако, несмотря на все эти усилия, в целом топливная промышленность за годы войны так и не достигла довоенного уровня. Однако топливного кризиса удалось избежать, обеспечив жесткое и планомерное снабжение прежде всего военного производства и связанных с нуждами войны предприятий в целях увеличения выпуска военной промышленности и снабжения армии. Помогли также и поставки горючего по ленд-лизу. Производство электроэнергии по отношению к 1940 году значительно снизилось и составило в 1942 году 60% , в 1943 году – 67%, в 1944 – 81%, в 1945 – 90%, При этом, однако, годовые темпы производства электроэнергии в СССР оказались все-таки выше, чем в Германии.

С большим напряжением в годы войны работала легкая промышленность СССР. Самым сложным для нее, как и для всего народного хозяйства страны, оказался 1942 год, но уже в следующем, 1943 году, ситуацию удалось выправить и план производства продукции для вещевого снабжения армии и изделий для военной промышленности был выполнен.

С предельной нагрузкой в сложные военные годы работал транспорт. Руководством страны принимались активные меры для восстановления разрушенных и строительства новых железных дорог и транспортных магистралей. Энергичные работы велись по расширению возможностей водного, автомобильного и воздушного транспорта. В итоге все виды транспорта достаточно четко сумели обеспечить основные потребности фронта и тыла. Более того, с 1942 по 1945 годы грузооборот железнодорожного транспорта увеличился почти в полтора раза.

Плановое руководство экономикой, жесткая система ее контроля, неимоверные усилия трудящихся Советского Союза, помноженные на героизм воинов Красной Армии, позволили ускоренными темпами развивать военную промышленность, которая давала фронту в среднем в год (с 1943 по 1945 годы) свыше 3 млн. винтовок, 2 млн. автоматов, 450 тыс. ручных и станковых пулеметов. Быстро росло производство авто вооружения, число орудий по сравнению с 1940 годом увеличилось в среднем в 8 раз за каждый военный год. К концу 1942 года Советский Союз сумел ликвидировать свое отставание от Германии в производстве минометов. Производство танков по сравнению с 1940 годом составило в 1942 году 184%, в 1943 – 234%, в 1944 – 296%, в 1945 году – 276%. Советская авиация за годы войны получила более 59 тыс. истребителей, 37 тыс. штурмовиков и 17,8 тыс. бомбардировщиков. Именно это позволило советским летчикам в последние годы войны уверенно удерживать свое господство в воздухе. Германия же произвела только 60% от этого количества самолетов. Промышленность СССР в достатке обеспечивала армию и флот всеми видами боеприпасов.

В определенной мере усилению боевой мощи Красной Армии помогли и поставки Соединенными Штатами Америки боевой техники, нефтепродуктов, средств связи, продовольствия и других столь необходимых в военное время видов снаряжения по линии ленд-лиза. Они помогли, конечно, победе над врагом, но решающей роли все же не сыграли, составив около 4% от всего производства промышленной продукции Советского Союза.

К концу 1943 года Красная Армия по всем боевым средствам уже превосходила фашистскую. К началу победного 1945 года она имела на вооружении 12900 танков и самоходок (у Германии – 3950), орудий и минометов – 108 тыс. против 28500 у Германии, самолетов – 15540 против 1960. Все это стало результатом единоборства двух различных экономических систем и усилий всего советского народа в деле обеспечения побед Советской Армии на полях сражений Великой Отечественной войны.

С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Уже к концу 1943 г. в освобожденных районах страны было восстановлено и вновь построено 3,6 млн. м2 жилой площади в городах и 266 тыс. домов в сельской местности.

Особенностью советской военной экономики явилось широкое использование труда заключенных в производстве боеприпасов и другой военной продукции. Так, узники ГУЛАГа осуществляли строительство авиазавода в Куйбышеве, металлургических комбинатов в Актюбинске, Челябинске, Нижнем Тагиле. В 1942-1943 гг. более 150 тыс. из 2,3 млн. узников ГУЛАГа были досрочно освобождены и направлены в действующую армию, где многие из них доблестно сражались с врагом.
 
Admin
Дата: Пятница, 13.02.2015, 15:04 | Сообщение # 3

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Эвакуация производительных сил на восток


Эвакуация промышленных предприятий из прифронтовых территорий в восточные районы страны – Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию – преследовала цель создания здесь главного арсенала страны для нужд фронта. Она проводилась по единому плану и сразу же приобрела колоссальные масштабы. Задача состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки перевести на восток страны значительное число крупных предприятий с их трудовыми коллективами, в том числе такие индустриальные гиганты, как "Запорожсталь", "Днепроспецсталь", Ново-Краматорский, Ижорский, ленинградский Кировский и другие. Уже 24 июня 1941 года был создан Совет по эвакуации. Его председателем был назначен Н.М. Шверник, заместителями – А.Н. Косыгин и М.Г. Первухин. При наркоматах и в ведомствах были созданы специальные бюро и комиссии, на железнодорожных узлах и крупных станциях работали уполномоченные по эвакуации. Совет по эвакуации определял места, куда должны были перевозиться предприятия, брал на учет производственные, административные, складские, учебные и другие здания, пригодные для размещения эвакуированных предприятий, давал задания НКПС о выделении необходимого числа вагонов.

Согласно разработанному Советом по эвакуации плану, она осуществлялась в определенной последовательности. В первую очередь вывозилась готовая продукция, неустановленное оборудование, сырье и основные материалы. Во вторую очередь – подлежащее установке технологическое оборудование на действующих предприятиях, энергооборудование и станки. В третью очередь эвакуировались транспортные средства, имущество и вспомогательные материалы. Было также разработано положение об эвакуации рабочих, служащих и членов их семей. Первоочередной эвакуации подлежали детские учреждения, женщины, имевшие детей, и люди преклонного возраста. Для вывоза гражданского населения в сентябре 1941 года при Совете по эвакуации было образовано специальное управление, а в местах, куда прибывали эшелоны эвакуируемых, создавались эвакуационные пункты, занимавшиеся устройством, расселением, медицинским обслуживанием и питанием покинувших свои родные места людей.

14 октября, в связи с угрозой захвата Москвы, ГКО принял решение об эвакуации на восток всех оборонных заводов Москвы и Московской области. 25 октября 1941 года образуется Комитет по эвакуации предприятий легкой промышленности, запасов продовольственных и промышленных товаров. На многих предприятиях работа не останавливалась вплоть до последней минуты. Иногда в одних цехах еще выполнялись заказы для фронта, а другие одновременно срочно готовили к вывозу. Так было при эвакуации предприятий Приднепровья, Донбасса, Харькова, Ленинграда, Тулы. Нередко уже под артиллерийским огнем противника рабочие грузили оставшееся оборудование и с последними эшелонами уже под обстрелом покидали родные места.

Эвакуация проводилась в исключительно сжатые сроки с очень широкой фронтовой и прифронтовой территории, нередко под обстрелом врага или под ударами его авиации. Исключительно напряженно работал железнодорожный транспорт. Доставляя на фронт огромные воинские пополнения, одновременно он осуществлял большую часть эвакуационных перевозок. Только в июле 1941 года для нужд эвакуации выделялось по 10 тысяч вагонов в сутки. Всего же для перевозки людей и материальных ценностей на восток было использовано до 1,5 млн. вагонов, сформировано 30 тысяч эшелонов. За весь период эвакуации в глубокий тыл страны было перебазировано почти 2600 предприятий. До войны они давали почти треть всей промышленной продукции страны. В восточные районы СССР было перемещено более 10 млн. человек, почти 11 тысяч тракторов, значительное количество скота, имущество колхозов и совхозов, машинно-тракторных станций.

Примерно до декабря 1941 года эвакуируемые предприятия все еще находились в пути, разгружались или монтировались, поэтому они полностью прекратили свое военное производство и выпуск готовой продукции. В результате валовой объем промышленности в декабре упал до 47,6%, Выпуск проката черных и цветных металлов в декабре 1941 года резко уменьшился по сравнению с июнем. Это не могло не привести к угрожающему спаду производства вооружений и боевой техники, особенно танков, стрелкового вооружения и боеприпасов. Ввиду угрозы захвата Москвы гитлеровцами в ход пошли практически все стратегические запасы оружия и продовольствия, танков и авиации.

Нередко было так, что ГКО был вынужден иногда поштучно распределять по фронтам танки, самолеты и артиллерийские орудия. Сложность восстановления эвакуируемых промышленных предприятий была неимоверной. Часть эшелонов с их оборудованием попадала под бомбардировки вражеской авиации, поэтому прибывала на новые места недоукомплектованной. Работы по монтажу цехов и производственного оборудования производились зимой, рабочих рук не хватало, ощущался дефицит строительной техники, очень тяжелыми были жилищно-бытовые условия. Однако трудовой героизм и самоотверженность советских людей позволял преодолевать все трудности. Сказался также жесткий контроль и организационные способности советского партийного и государственного руководства, проявившего в столь экстремальных условиях все свои положительные качества. Но самая главная сила, позволившая в короткие сроки построить новые производственные мощности и начать выпуск готовой продукции, предназначенной для нужд фронта, – это самоотверженный труд советского народа, давший беспрецедентные образцы трудового героизма.

Нередко случалось так, что над новым заводом еще не было кровли, а его рабочие, инженеры и техники уже выпускали готовую продукцию. Перебазированные на восток авиационные заводы стали выпускать боевые самолеты уже через месяц-полтора после монтажа оборудования на новом месте. Иногда заводы и фабрики размещались на территории уже действовавших предприятий и сливались с ними. Так, вывезенные из Ленинграда Кировский и из Харькова дизельный заводы расположились на территории Челябинского тракторного завода. На базе этих трех заводов был создан крупнейший в стране Уральско-Кировский танковый завод, названный в народе Танкоградом.

Вторая эвакуация производительных сил страны в связи с наступлением немецко-фашистских войск летом 1942 года на южном крае советско-германского фронта также значительно затормозила рост военного производства СССР. В целях ее осуществления ГКО создал новую комиссию по эвакуации населения, предприятий, имущества колхозов, совхозов и машинно-тракторных станций из Ворошиловградской и Сталинградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев. По сравнению с 1941 годом эвакуация 1942 года проводилась с ограниченной территории и в меньших масштабах. Всего летом и осенью 1942 года на восток было перебазировано 150 крупных предприятий, для чего потребовалось почти 70 тысяч железнодорожных вагонов. Эвакуация осуществлялась также и водным путем, в частности через Каспийское море. Ценные грузы и оборудование были перемещены из освобожденного Севастополя по Черному морю. На Волге были созданы крупные переправы, через которые моряки Волжской военной флотилии и гражданского флота, нередко под огнем противника, перевезли более 300 тысяч человек, большое количество сельскохозяйственных машин, зерна, горючего, различного имущества и скота. "Дорогой жизни", проложенной по льду Ладожского озера, на Большую землю из блокадного Ленинграда было эвакуировано много горожан, огромные объемы различного ценного промышленного оборудования и материалов. В обратном направлении в осажденный город поступало продовольствие, горючее, боеприпасы. Летом 1942 года через Ладожское озеро за одну навигацию было переправлено почти 800 тысяч ленинградцев, железнодорожный подвижной состав и различное промышленное оборудование и материалы.

В результате колоссальных усилий народа Советский Союз в кратчайшие сроки сумел осуществить коренную перестройку экономики на военный лад, в исключительно сложных условиях эвакуировать и пустить в ход огромные производственные мощности. Уже к середине 1942 года СССР располагал быстро растущей военной экономикой, способной обеспечить основные нужды фронта.
 
Admin
Дата: Пятница, 13.02.2015, 15:12 | Сообщение # 4

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Работа предприятий Москвы

23 июня 1941г., в связи с введением в действие мобилизационного плана, московские предприятия получили новые задания, главным образом по выпуску военной продукции. При этом имелись в виду не только заводы машиностроения и приборостроения, но и предприятия лёгкой, пищевой, а также местной промышленности.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941г. предприятия Москвы перешли на новый режим работы. 30 июня был введен в действие мобилизационный народнохозяйственный плана 3-ий квартал 1941 г.

Ответственность за перестройку промышленности на военный лад возлагалась на наркоматы и Московскую партийную организацию. Непосредственный контроль за ходом перестройки осуществляли ЦК партии и Госплан, которые оказывали хозяйственным и партийным организациям необходимую помощь.

Москвы представлял нелегкую задачу. Надо было немедленно пересмотреть все плановые задания предприятий, организовать сотни новых цехов, ускорить выпуск станков для военной промышленности, разработать новую технологию по выпуску различных видов военной продукции. Требовалось создать новую производственную кооперацию по военным заказам, перераспределить оборудование, сырье, материалы, электроэнергию, заменить ушедших на фронт рабочих, инженеров, рационально использовать квалифицированные кадры. Перевод промышленности Москвы на военные рельсы явился важнейшей военно-хозяйственной задачеи Московской партийной организации. Руководствуясь решениями ЦК партии и СНК СССР от 29 июня 1941 г., МК, МГК и райкомы партии совместно с наркоматами и директорами предприятий уже в первые недели войны преодолели большую работу по налаживанию военного производства. Так, отдел машиностроительной и оборонной промышленности МК и МГК совместно с хозяйственными руководителями уточнил новые задания по выпуску танков, артиллерийских тягачей, реактивных установок, минометов, снарядов. Отдел угольной и местной топливной промышленности мобилизовал партийные организации Подмосковья на увеличение добычи угля, торфа, выработки автобензина. Транспортный отдел МК и МГК сосредоточил усилия на быстрейшей перестройке работы Московского железнодорожного узла, городского транспорта.

Большая и исключительно сложная работа легла на плечи районных комитетов партии столицы. Райкомам пришлось решать много новых вопросов, таких, как выполнение заказов фронта, перестройка предприятий на военный лад, замена кадров, ушедших на фронт. В их поле зрения находилась также организация межзаводской кооперации, экономия сырья и материалов, освоение выпуска новой продукции.

Перестройка шла нелегко. Много было неясностей с заданиями, номенклатурой, кооперированием по новым видам продукции. В зависимости от требований фронта заказы на предприятиях часто менялись. Массовая мобилизация на фронт, уход добровольцев в ополчение, партизанские отряды и истребительные батальоны, отправка людей на строительство оборонительных рубежей привели к большой сменяемости кадров. Остро встали вопросы охраны заводов от воздушных налетов врага и светомаскировки.

Война внесла значительные изменения и в жизнь самого города. В затемненных цехах теперь работали по 10-11 часов. После рабочего дня тысячи москвичей несли дежурство в штабах местной противовоздушной обороны (МПВО), санитарных дружинах, в отрядах по охране заводов. Пронзительный вой сирен, тревожные гудки и голос диктора по радио предупреждали о надвигающейся на город опасности. Но в цехах, пролетах, на участках ни на минуту не затихал шум станков. Напряженная работа продолжалось.

Почти все предприятия Москвы переключились на выпуск военнной продукции. Повсеместно основными заказами стали заказы фронта. В первую очередь перестройке подверглись такие наиболее важные отрасли промышленности, как машиностроение и металллообработка. Сюда прежде всего направлялись оборудование, сырье, материалы, рабочая сила. Только с предприятий текстильной и легкой отраслей промышленности Москвы, например, для организации производства вооружения и боеприпасов было передано свыше 1200 единиц оборудования. На заводы боеприпасов передавались и все незагруженные или малозагруженные металлорнжущие станки.

Коллективы крупнейших машиностроительных и станкоинструментальных предприятий, автозавода, заводов "Красный пролетарий" им. С.Орджоникидзе, им. Владимира Ильича, "Динамо", "Станколит", "Компрессор", "Фрезер", "Калибр" и др. получили срочные заказы фронта. Автозаводу, например, было задано задание увеличить выпуск автомобилей, необходимых для армии, освоить производство мотоциклетных моторов, а также наладить выпуск некоторых видов военной продукции.

24 июня 1941 г. коммунисты автозавода, обсудив вопрос о работе партийной организации в условиях войны, наметили конкретные задачи каждого производственного участка. Лозунг партии "Все для фронта! Все для победы!" коллектив воплощал в жизнь. Огромную энергию и инициативу проявил директор предприятия И.А. Лихачев, человек большого организаторского таланта. Вместе с ним умело руководили большим заводским хозяйством в сложных условиях войны такие опытные и волевые командиры производства, как инженеры В. Лялин, Е. Дундуков, П.Сафронов, П. Смирнов, К.Строганов, В.Тахтаров, парторг ЦК партии И. Горошкин и др.

На третий день войны один из инструментальных цехов автозавода организовал производство спецпродукции. Вошел в строй новый цех для производства деталей спецмашин. На заводе изготовлялись узлы и литье для пушек Был налажен выпуск взрывателей.

С 1 июля 1941 г. автозавод приостановил производство автомашин ЗИС-101, увеличив план по выпуску машин ЗИС-32. Коллектив развернул производство машин с санитарным оборудованием и полугусеничных автомобилей – вездеходов, наладил выпуск различного инструмента, металлорежущих станков, необходимых для военного производства.

Большую помощь в перестройке завода на военное производство оказывали изобретатели и рационализаторы. Для ускорения обработки штампов в кузнечном и прессовом цехах группа работников создала легкие пневмошлифовальные машины. Работники Центральнои металловедческой лаборатории разработали и внедрили в производство марку азотируемой стали с малым содержанием алюминия. Изготовленные из азотируемой стали штампы и детали были значительно прочнее обычных. В литейных цехах перешли на замену кокса антрацитом и подмосковным углем. Цветное литье заменили ковким и серым чугуном.

Перестраивая работу цехов, коллектив автозавода преодолел немалые трудности. Особенно трудно налаживалось производство деталей для оборонных заводов. Нередко срывались сроки выполнения ряда важных заказов; не все руководители цехов справлялись с работой в новых условиях. Однако, несмотря на это, план 3-его квартала 1941 г. по валовому выпуску был выполнен на 107,6%.

Значительные успехи были достигнуты и вперестройке работы других предприятий. На одном из них уже в июле 1941 г. началось массовое производство мотоциклов для нужд фронта, а в августе было организованно несколько новых цехов по выпуску военнои продукции.

Большие перемены происходили на заводе "Динамо". В августе 1941 г. предприятие получило задание на изготовление ряда важнейших деталей для военной промышленности. Завод им. Владимира Ильича переклчился на производство боеприпасов.

Сложная перестройка шла на станкостроительных заводах Москвы. Заводы "Красный пролетарий" и им. С.Орджоникидзе получили заказы на специальные станки, бомбы, мины, боеприпасы. На производство реактивных минометов переключился завод "Компрессор". Уже 3 июля 1941 г. коллектив завода отправил на фронт первую батарею "катюш". На заводе "Борец" начали изготовлять минометы, снаряды для "катюш", крупнокалиберные мины. На выпуск военной продукции переключились также "Фрезер", "Станколит" и др. Металлургический завод "Серп и молот" перешел на выпуск выпуск новых марок стали и проката. Резко взрос выпуск продукции для оборонной промышленности на комбинате твердых сплавов.

Крупные заказы от Наркомата обороны поступили на Московский электроламповый, завод автотракторного электрооборудования № 1, 1-й и 2-й ГПЗ.

На массовое производство обмундирования и инженерного имущества переходили предприятия легкой, текстильной и обувной отраслей промышленности Москвы. Комбинат "Трехгорная мануфактура", фабрика "Красная роза" и некоторые другие предприятия столицы стали выпускать ткани для обмундирования, шинельное сукно, парашютный шелк, технические ткани. Швейные предприятия Москвы шили обмундирование. Фабрика "Парижская Коммуна" и некоторые другие предприятия обувной промышленности получили большие заказы на армейскую обувь.

На обслуживание нужд фронта переводилась пищевая промышленность Москвы. Резко увеличилось производство сухарей, витаминов,концентратов. Коллектив Московского мясокомбината организовал выпуск для фронта новых видов пищевой, лечебной и технической продукции. Московские пищевики стали инициаторами выпуска дрожжей как концентрированного заменителя белка. 25 июня 1941 г. МГК партии принял решение о расширении производства на московских фабриках концентратов.

На всех предприятиях Москвы шла упорная борьба за мобилизацию внутренних резервов, экономию сырья, материалов, электроэнергии. Изыскивались заменители, учитывалось все неиспользованное оборудование, решались сложные задачи сокращения цикла производства.

Огромную работу проводил Московский железнодорожный узел. Военный график движения поездов, поток эвакуируемых грузов с запада резко изменили жизнь железнодорожников.А уже в июле почти все станции и разъезды на подходах к Москве были забиты поездами. Поэтому особо важное значение приобрела в то время борьба машинистов за вождение тяжеловесных поездов, перевыполнение технических норм скорости, увеличение пробега локомотивов между ремонтами.

На обслуживание нужд фронта был переключен и водный транспорт столицы. Как и на железнодорожном транспорте, здесь возрос поток военных и эвакуируемых грузов, усложнились условия труда. Суда шли без огней и гудков, с повышенной нагрузкой. Однако, несмотря на это, водники сумели обеспечить бесперебойную и безаварийную работу транспорта.

Важную роль в перестройке промышленности, всей жизни столицы играл городской транспорт. Значительное число грузовых и легковых автомобилей, а также автобусов было отправлено на фронт. Поэтому большая нагрузка по обслуживанию нужд города пала непосредственно на трамвайный и троллейбусный парки, на электропоезда, метрополитен. На перевозку грузов для промышленных и комунально-бытовых учреждений города были переключены многие трамваи, троллейбусы.

На военный лад перестраивались и все другие отрасли городского хозяйства столицы. Однако в связи с начавшейся эвакуацией ряда крупнейших столичных заводов объем промышленного производства Москвы стал сокращаться. Наступал новый, исключительно сложный и ответственный период в работе промышленности города.
 
Admin
Дата: Пятница, 13.02.2015, 15:15 | Сообщение # 5

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Военная промышленность на Урале


Тяжелая катастрофа на фронте летом – осенью 1941 г. заставила пересмотреть роль Урала в системе военного хозяйства СССР. В кратчайшие сроки он был превращен в самый мощный центр оборонного производства. Сталинское государство было собственником всех материальных и трудовых ресурсов Советского Союза, поэтому оно смогло быстро сконцентрировать здесь необходимые производительные силы. Из 1523 заводов, эвакуированных на Восток из Европейской части СССР, в июле – ноябре 1941 г., на Урал прибыло более 600. В 1942 г. сюда эвакуировались еще 130 предприятий. Население края выросло на 1,4 млн. человек.

Вызывает восхищение подвиг советских граждан, которые эвакуировали из западных районов 1360 крупных предприятий. На Урале и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке – всюду, куда прибывали эвакуированные заводы и фабрики, машины и станки запускались в дело буквально с железнодорожных платформ. Нередко бывало, что каменщики еще возводили стены дома, над ними не было крыши, а на установленных под открытым небом станках рабочие начинали выпускать военную продукцию.

В октябре 1941 г. на Урал прибыли эшелоны эвакуированного Харьковского тракторного завода. Предстояло решить сложнейшую задачу: в самый короткий срок наладить производство танков Т-34. Прибывшие строили бараки, рыли землянки, разгружали оборудование и монтировали его в цехах местного завода. На стенах появились лозунги: «Фронту – уральские танки». Директор завода Ю Максарев, главный конструктор А. Морозов и другие руководители почти не уходили с завода. Самоотверженно трудились рабочие. Завод работал круглосуточно. И в разгар начавшегося контрнаступления под Москвой в сборочном цехе состоялся митинг; под могучее «ура!» ушел на испытания первый собранный на Урале танк. Это был выдающийся успех, ведь с момента прибытия чертежей и оборудования прошло всего 55 суток. А 20 декабря на фронт отправился первый эшелон с тридцатьчетверками.

В течение всей войны в кабинете директора Уральского танкового завода каждую ночь ровно в три часа раздавался телефонный звонок из Москвы: спрашивали, сколько танков отгружено за истекшие сутки. И не было случая, чтобы завод недодал фронту хотя бы одну машину. За годы войны Уральский танковый завод дал фронту 35 000 танков. Из них 34 999 были отгружены на фронт, а танк № 35000, собранный накануне Дня Победы, был установлен у проходной завода как памятник во славу тех, кто выиграл битву за эти грозные боевые машины. «Цех – фронт, станок – оружие» – эти слова рабочих индустриального Урала стали крылатыми.

Бригадир Уралмаша Попов Н.Ф. вызвал к себе нарком, он сказал: «…Враг у стен Москвы. Нужны танки, танки, танки... Вы обрабатывали корпуса машин за 48 часов. Теперь – за 18 часов. Но вам предстоит выполнить новое задание – корпус танка обрабатывать за 7-8 часов. Этого требует обстановка на фронте. Ваш участок ведущий. Думайте, ищите».
Три дня и три ночи бились, экспериментировали рабочие, наконец, достигли намеченного: 8 часов. Через день обрабатывали танк за 5 часов тридцать минут, а через месяц фронтовая бригада Попова обрабатывала боевую машину за два-три часа.

На Урале было налажено крупнейшее в СССР и в мире производство танков, сосредоточенное в Челябинске, Нижнем Тагиле и Свердловске. Прибывший в Челябинск из Ленинграда Кировский завод поглотил ЧТЗ и эвакуированный Харьковский дизель-моторный, получил оборудование и персонал с ряда других предприятий.

Прозванный "Танкоградом", гигантский завод изготовил в 1942 г. 2553 тяжелых танка KB – 100% их всесоюзного производства и почти вдвое больше, чем весь СССР произвел их в 1941 г. В первом квартале 1943 г. Челябинцы освоили производство КВ-85, с такой же броней, но с более мощной пушкой и с более высокой скоростью движения. С четвертого квартала того же года "Танкоград" стал выпускать тяжелые танки серии ИС ("Иосиф Сталин") с 122-мм пушкой. За 1942-1945 гг. завод дал 3/4 всесоюзного производства тяжелых танков – 8340 штук. С августа 1942 по март 1944 г. кировцы выпустили также 5677 средних танков Т-34.

Но главным производителем лучших средних танков второй мировой войны был Уральский танковый завод (УТЗ) в Нижнем Тагиле. Он образовался в результате объединения Уралвагонзавода (УВЗ) с эвакуированными заводами: Харьковским тракторным, частично Мариупольским броневым и Московским станкостроительным. 20 декабря 1941 г. УТЗ направил на фронт первую партию Т-34 из 25 машин. А в 1942–1945гг. он выпустил почти 29 тыс. средних танков. С 1943 г. танки Т-34 получили более мощные бронирование и вооружение при сохранении прежних скоростных качеств.

Третьим гигантом бронетанкового производства стал Уралмаш (УЗТМ), пополнившийся оборудованием и персоналом заводов, эвакуированных из Ленинграда, Брянска, Киева. С сентября 1942 до конца 1943 г. он выпустил 731 танк Т-34 и Т-34-85. Всего три уральских завода за 1942–1945 гг. произвели более 35 тыс. средних танков – 60% их всесоюзного производства. С сентября 1941 до августа 1942 г. в Свердловске действовал завод, производивший легкие танки Т-60 и Т-70. Он выпустил их почти 2 тыс., затем стал филиалом УЗТМ, поставлявшим детали и узлы для Т-34 и самоходных орудий. Урал – родина советской самоходной артиллерии.

Во время эвакуации Тульского и Подольского оружейных заводов Ижмаш был единственным в СССР производителем стрелкового вооружения. К концу 1941 г. он увеличил месячное производство винтовок и карабинов в 4 раза по сравнению с 1940 г. Здесь освоили изготовление противотанковых ружей, авиационных пушек, пулеметов новейших конструкций. Ежегодно производство увеличивалось за счет совершенствования технологий и улучшения организации труда. В 1943 г. завод полностью перешел на конвейерную сборку. При этом производительность труда выросла по сравнению с 1940 г. в 4 раза, а себестоимость продукции снизилась в 1,5- 2 раза. За время войны Ижмаш выпустил 12,4 млн. единиц стрелкового оружия из 19,8 млн., произведенных в стране (более 60 и, кроме того, 7 тыс. авиационных пушек. В 1942–1945 гг. Урал производил свыше половины всех боеприпасов.

В 11 раз выросло производство уральской авиационной промышленности. Ее главными предприятиями были Уфимский и Молотовский моторостроительные заводы. Их моторы стояли на истребителях Лавочкина, яковлева, бомбардировщиках Петлякова и Туполева. Уральский танковый завод поставлял бронекорпуса для штурмовиков Ил-2.

В целом Уральский экономический район в 1942–1945 гг. дал до 40 % всей военной промышленной продукции страны. Военная промышленность в первую очередь снабжалась машинами, оборудованием, электроэнергией, топливом, горючим, металлом, а работавшие на ее предприятиях – продовольствием и промышленными товарами. Здесь в основном использовался труд рабочих-мужчин молодого и среднего возраста, имевших высокую квалификацию, забронированных от призыва в армию. Малоквалифицированный труд, в том числе женщин и подростков, широко использовался только при изготовлении ствольных минометов, боеприпасов и на вспомогательных работах. Другие отрасли уральской промышленности были гораздо хуже обеспечены материальными и трудовыми ресурсами. После захвата противником Украины Урал стал главным поставщиком продукции черной металлургии в стране. Необходимо было расширить добычу руды и другого сырья, выпуск чугуна, стали, проката, труб, без подготовительного периода освоить производство новых марок металла.

Железной руды требовалось гораздо больше, чем прежде. Рудники края пополнились оборудованием и персоналом эвакуированных, тысячами мобилизованных рабочих. Однако квалифицированных кадров не хватало. Часть рабочих и специалистов была призвана в армию. Большинство новых рабочих не имели квалификации. В результате многие производственные механизмы не использовались, увеличилась доля ручного труда и аварийность. Резко ухудшились снабжение и ремонт оборудования. В этих условиях все железные рудники сконцентрировали лучшие силы на добыче, сократив до предела вскрышные и горноподготовительные работы. Последнее едва не привело к катастрофе. В первую военную зиму добыча руды резко сократилась. Не имея достаточных запасов сырья, заводы черной металлургии перевели доменные печи на тихий ход. Кризис заставил правительство СССР улучшить снабжение горнорудных предприятий. Но решающая роль в ослаблении трудностей без преувеличения принадлежит патриотическим починам квалифицированных рабочих, инженеров и техников, которые позволили мобилизовать скрытые внутренние резервы. На рудниках развернулось движение опытных рабочих за выполнение двух, трех и более производственных норм за одну смену, изобретательство, экономия дефицитных материалов, использование их заменителей. Квалифицированные рабочие без отрыва от производства обучали новое пополнение. С февраля 1942 г. сырьевой кризис черной металлургии стал ослабевать. С весны 1943 г. рудники работали сравнительно ритмично, снизили трудозатраты на единицу продукции и себестоимость.

В 1942–1944гг. Урал давал 9/10 железорудного сырья, добывавшегося в СССР. За время войны он увеличил его поставку на 1/3. При этом качество сырья значительно повысилось. В 1942 г. 2/3 его составляла сырая руда, а в последующие годы доля обогащенной руды и агломерата превышала 3/4. В результате из каждой тонны сырья металла стали выплавлять больше, чем прежде. Без марганца нельзя получить ни чугуна, ни стали. В 1940г. Урал дал только 2,5% всесоюзной добычи марганцевой руды. В 1941г. враг захватил Украину, дававшую свыше 1/3 марганца. Везти его на Урал из Грузии было далеко, а с осени 1942 до весны 1943г. невозможно: немецкие войска, выйдя к Кавказскому хребту и Сталинграду, перерезали транспортные пути, а затем разрушили их при отступлении. Но всего за год в тайге на севере Свердловской области был построен новый Полуночный рудник, увеличилась добыча и на ранее действовавших. В 1942 г. на Урале было добыто марганцевой руды почти в 5 раз больше, чем в 1941-м. Если бы этого не удалось сделать, то в зимние месяцы 1942–1943 гг. черную металлургию края ожидал неминуемый крах. В 1943 г. Полуночный рудник перекрыл свою проектную мощность и угроза остановки доменных печей Нижнего Тагила, Серова, Кушвы, Златоуста и Алапаевска была полностью снята. Всю войну Урал был главным, а до 1944 г. и единственным регионом СССР, где добывалась хромовая руда – сырье для металлургии качественных сталей.

Для производства сталей, особенно легированных, нужны ферросплавы. Челябинский ферросплавный завод удвоил выпуск продукции. Выпуск ферросплавов освоили заводы полного металлургического цикла: Кушвинский, Новотагильский, Серовский и Магнитогорский комбинат. Они производились здесь в больших доменных печах, что раньше считалось технически невозможным. 23 июля 1941 г. металлурги Магнитогорска впервые в мире провели плавку броневой стали в мартеновской печи. Вскоре эту технологию освоил Новотагильский завод. Магнитогорцы наладили прокат броневого листа на обычном блюминге. А после пуска Мариупольского и Ленинградского броневых станов в Магнитогорске и Нижнем Тагиле Урал стал давать его в месяц столько, сколько производила вся страна до войны за полугодие. Уральцы освоили также выпуск снарядной, автоматной, шлемовой, нержавеющей, шарикоподшипниковой, быстрорежущей и других качественных сталей.

Выпуск качественного проката на Урале в 1941–1944 гг. увеличился втрое. Его удельный вес вырос с 1/3 до 2/3 в среднем и до 100% на Златоустовском и Серовском заводах. Одновременно сократилось производство кровельного, динамного, трансформаторного железа, рельсов, жести. К концу 1941 г. в СССР осталось 4 действовавших трубных завода, из них 3 на Урале. Ёвакуированное оборудование расширило их мощности. Был построен еще один завод – в Челябинске. Трубы поставлялись военной промышленности, машиностроителям, нефтяникам, строителям. Трубные заводы выпускали также снарядные гильзы, гранаты, взрыватели, часовые механизмы, пружины для пистолетов-пулеметов. За время войны производство чугуна на Урале выросло на 88, стали – на 65, проката – на 55 %, стальных труб – в 6,4 раза.

В сложных условиях труженики Урала увеличили производство консервов макарон и добычу рыбы, сократив производство других продуктов питания на 30-50 %. Продовольственное обеспечение населения края, недостаточное и до войны, резко ухудшилось. Однако оно было лучше, чем в среднем по стране. За годы войны втрое сократились объемы незавершенного капитального строительства в связи с упрощением строительных конструкций, развитием стахановского движения. Мощности промышленности строительных материалов на Урале были недостаточными. Поэтому строители сами наладили производство кирпича, цемента, шлакоблоков, деревянных деталей, широко использовали заменители (необожженный кирпич, дерево вместо бетона и др.), экономили стройматериалы. Это ухудшало качество построек, но сокращало сроки строительства. Жилищно-коммунальное строительство в 1941–1942гг. сократилось до предела. В 1943–1945 гг. предприятия получили право самостоятельно строить и ремонтировать жилье, бытовые учреждения "за счет внутренних резервов".

Транспорт Урала был очень перегружен, особенно в разгар эвакуации. Ухудшение материально-технического снабжения участило аварии. Постоянно не хватало топлива. На Пермской железной дороге обновилось 87 % рабочих. Транспортники стали сами ремонтировать подвижной состав и пути, экономили топливо, шире использовали местные угли и дрова. Железнодорожники стали водить составы в 2–3 раза более тяжелые (до 6 тыс. т). В 1941–1945гг. государство вложило около 1 млрд. руб. в строительство новых железнодорожных линий, вторых путей, расширение железнодорожных узлов на Урале. Было электрифицировано около 400 км путей. Край получил 55 тыс. большегрузных вагонов. В 1942 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР железнодорожникам была на 1/3 повышена зарплата, введены оплата по двойным и тройным расценкам за перевыполнение норм, 10% надбавка за экономию топлива, дополнительное питание и преимущественное снабжение. В апреле 1943 г. персонал железных дорог СССР был мобилизованным до конца войны.

Сельское хозяйство края оказалось в самом тяжелом положении. Население уральских деревень уменьшилось с 9 млн. до 6,5 млн. человек в результате мобилизации в армию, на работу в промышленность и строительство, высокой смертности и другим причинам. Если в 1940г. на 10 колхозных дворов приходилось 8 мужчин трудоспособного возраста, то в 1944г.– 2. Число трудоспособных в среднем на колхоз уменьшилось со 139 до 91 человека. Основная тяжесть сельскохозяйственных работ легла на плечи женщин, престарелых и подростков.

У колхозов, совхозов и МТС было изъято много тракторов, автомашин, лошадей. Обновление технического парка прекратилось. Ухудшились ремонт изношенных механизмов и орудий производства, снабжение горючим. В колхозах количество конных плугов, сенокосилок, жаток, молотилок сократилось на 30-40 %. Ёффективность использования комбайнов снизилась почти в 2, а тракторов – почти в 2,5 раза. В 1943 г. тракторами было выполнено работ в 2,5, а комбайнами в 3 раза меньше, чем в 1940 г. И прежде высокая доля ручного труда увеличилась еще больше. Нехватка кормов ухудшила физическое состояние рабочего и продуктивного скота, сократилось его поголовье. Продукция сельского хозяйства поставлялась государству по ценам, в несколько раз ниже ее реальной стоимости. Часть ее забиралась бесплатно в Фонд Обороны и Хлебный Фонд Красной Армии. Основные средства для своей жизни жители деревни получали с небольших приусадебных хозяйств, к тому же облагавшихся государственными натуральными и денежными налогами.

Посевные площади колхозов сократились в 1,5, а совхозов - в 2,4 раза. Зернобобовых и технических культур засевалось меньше, чем в 1913 г., кормовых на 45 % меньше, чем до войны. В посевах зерновых культур резко сократилась доля яровой пшеницы. Более 60 % хлебов приходилось на рожь, ячмень и овес. Невзгоды усугублялись неблагоприятной погодой: в 1942 г. – дождливое лето и ранняя зима, в 1943-м – вымерзание части посевов, град, а затем сильная засуха. Урожайность зерновых упала с 6,5-6,8ц с гектара в 1941 г. до 3-3,5 в 1942-м и 2,5-3,4ц в 1943-м. В Челябинской и Курганской областях в 1943 г. собрали всего по 2,4-3ц с гектара, а в Чкаловской – 1,9-2,3 при посеве 2,2ц на гектар.

Падение сельскохозяйственного производства при значительном увеличении населения Урала в 1942 г. привело к голоду и дистрофии даже среди рабочих промышленности. Это вынудило партийно-государственное руководство отказаться от борьбы с "разбазариванием" колхозных земель. Оно временно смирилось с несанкционированным расширением огородов селян. Всем городским предприятиям и учреждениям было приказано создавать подсобные хозяйства, развивать огородничество рабочих и служащих. Они получили право самостоятельно вступать в договорные отношения с колхозами и совхозами. Было приказано усилить шефскую помощь города селу. Власти стали активнее поощрять почины по мобилизации скрытых внутренних резервов деревни. Так, была поддержана инициатива уральских МТС ремонтировать изношенные орудия и машины собственными силами.
 
Admin
Дата: Пятница, 13.02.2015, 15:34 | Сообщение # 6

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Сельскохозяйственное производство в годы войны


В исключительно сложных условиях военного времени решало свои задачи сельское хозяйство страны. Немецко-фашистские захватчики лишили его наиболее важных областей – Украины и в 1942 году Северного Кавказа. Война оторвала от сельскохозяйственного производства наиболее трудоспособную и квалифицированную часть работников. Две трети колхозников-мужчин были призваны на фронт или направлены на другие работы. Села лишились мужчин больше, чем города и их промышленные предприятия. В деревнях остались в основном женщины, дети и старики, которые составили более 80% всей рабочей силы в сельском хозяйстве. И без того низкая производительность труда в сельскохозяйственном производстве страны претерпела дальнейшее понижение.

В не оккупированных районах СССР урожайность зерновых упала до 4,4 центнера с гектара в 1942 году и 4,2 центнера с гектара в 1943 году (до войны, в 1940 году, она составляла 7,7 центнера с гектара). Только с освобождением западных областей Советского Союза в 1944 году ситуация с зерном и другими сельскохозяйственными продуктами несколько улучшилась, но ненамного, так как оккупанты сильно разорили сельскохозяйственные районы, попавшие под их власть. Страна не могла обеспечить колхозы и совхозы техникой в достаточном количестве (в тракторах и автомобилях нуждался фронт), минеральными удобрениями, рабочей силой.

Для выправления сложившейся ситуации упор был сделан, в частности, на расширение посевных площадей. В годы войны поднимались целинные и залежные земли, выкорчевывалась тайга. Так, в Казахстане весной 1943 года под посевы яровых культур было поднято свыше 527 тысяч гектаров целинных и залежных земель. В целом же по стране посевные площади возросли в 1942 году на 2,8 млн. га, в 1943 – на 6,4 млн. га, в 1944 – на 15,8 млн. га. Серьезные меры принимались и по развитию животноводства. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, на протяжении всей войны производство зерновых не поднималось до половины, а поголовье крупного рогатого скота также составляло около половины довоенного уровня. Поэтому ситуация с продовольственным снабжением армии и мирного населения страны на всем протяжении войны была крайне напряженной.

Угроза катастрофической нехватки продовольствия вынудила власти уже в июле 1941 года ввести снабжение населения по продовольственным карточкам в Москве, Ленинграде, а несколько позже и повсеместно. Численность населения, охваченного государственной карточной системой, возросла с 62 млн. в 1942 году до 80 млн. человек в 1945 году. Помимо этого, необходимо было кормить и армию, достигавшую по своей численности 11 млн. человек.

Нормы продовольствия, выдаваемого по карточкам, дифференцировались в зависимости от категории населения и их места на фронтах и в производственной деятельности. В более выигрышном положении оказались работники оборонных предприятий, отнесенных к числу наиболее важнейших. Но самое большое внимание уделялось продовольственному снабжению армии. Правда, и здесь существовало несколько рационов. Самый достаточный (разумеется, с учетом военного времени) предназначался для войск, находившихся на передовой и ведущих боевые действия, наиболее урезанный – для армейских тыловых служб. Таким образом, абсолютное предпочтение отдавалось сражающимся войскам и рабочим военных заводов и фабрик. Поэтому гражданскому населению, в том числе служащим и пенсионерам, государство обеспечивало самый минимум продовольствия.

И горожанам, и жителям сельской местности приходилось очень тяжело. Калорийность пищевого рациона резко уменьшилась, а сам он в годы воины составлял едва половину предвоенного. Однако бойцы Красной Армии были накормлены и, хотя бы ценой лишений гражданского населения, героически отражали удары врага. В 1943-1944 годах в колхозы, совхозы и машинно-тракторные станции освобожденных от врага районов было направлено свыше б тысяч агрономов, зоотехников, механизаторов и других специалистов в области сельского хозяйства, 22 тысячи тракторов, свыше 30 тысяч единиц различной сельскохозяйственной техники. К концу войны на освобожденных от фашистов территориях было восстановлено 84700 колхозов, более 1800 совхозов, почти 4000 МТС. И тем не менее, несмотря на все эти усилия, достичь уровня сельскохозяйственного производства предвоенных лет за тяжелый период Великой Отечественной войны все же не удалось.
 
О-ля-ля
Дата: Среда, 13.04.2016, 06:02 | Сообщение # 7
Нету аватарки у юзера: О-ля-ля
Сержант
Группа: Пользователи
15
Сообщений:
1
Награды:
0
Замечания:
Статус: Offline


Дергачев Антон Степанович
30.08.1900 - 30.08.1978

 Указом президиума Верховного Совета СССР от 14.04.1942 г награжден Орденом Трудового Красного Знамени проходчик шахты "Байдаевская" треста "Кузбассшахтстрой" угольной промышленности Кузнецкого бассейна. Газета "Советская Сибирь №93 от 19.04.1942г.



Прикрепления: 5313815.jpg (34.1 Kb)
 
О-ля-ля
Дата: Среда, 13.04.2016, 06:03 | Сообщение # 8
Нету аватарки у юзера: О-ля-ля
Сержант
Группа: Пользователи
15
Сообщений:
1
Награды:
0
Замечания:
Статус: Offline
Газета "Советская Сибирь №93 от 19.04.1942г. со списком награждённых в угольной промышленности
Прикрепления: 093.pdf (1.90 Mb)


Сообщение отредактировал О-ля-ля - Среда, 13.04.2016, 06:04
 
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Все для фронта, все для Победы! » Трудовой фронт (Военное производство в годы войны)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: