Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Флоты и флотилии отечественной войны 1941-1945 г. » Северный флот
Северный флот
Admin
Дата: Понедельник, 28.12.2009, 03:16 | Сообщение # 1

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Северный флот


Первого формирования 


К началу Великой Отечественной войны имел в своем составе бригаду подводных лодок из 15 единиц, 8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, минный заградитель, организационно сведенных в 6 дивизионов, Главную военно-морскую базу (Полярный), Беломорскую военно-морскую базу (Архангельск). Авиация флота насчитывала 116 самолетов (в основном устаревших типов) — 2 авиаполка и авиаэскадрилья. Береговая оборона располагала 14 стационарными артиллерийскими батареями с орудиями калибра 100-180 мм и несколькими батареями 45-мм пушек (всего 502 орудия). В дальнейшем боевой состав Северного флота пополнился кораблями, подводными лодками и самолетами, перебазированными с Балтийского, Тихоокеанского флотов и Каспийской военной флотилии. В 1942 г. с Тихоокеанского флота переведены лидер «Баку» и 2 эскадренных миноносца. В марте 1943 г. на Северный флот прибыл дивизион подводных лодок. В августе 1941 г. Беломорская военно-морская база переформирована в Беломорскую военную флотилию. В ходе войны Северный флот оборонял морское побережье, поддерживал сухопутные войска, защищал свои морские сообщения и нарушал морские коммуникации противника. В начале войны соединения Северного флота во взаимодействии с войсками 14-й армии сорвали планы немецкого командования по захвату Мурманска и пунктов базирования флота на Кольском полуострове. Из личного состава флота были сформированы отдельная бригада, несколько полков и батальонов морской пехоты общей численностью около 10 тыс. человек. В боях на сухопутном фронте они показали образцы воинской доблести, отваги и героизма. В 1942 г. Ставка ВГК возложила на Северный флот оборону полуостровов Средний и Рыбачий, где был создан Северный оборонительный район. К началу 1944 г. Северный флот имел в своем составе 23 подводные лодки, 9 эскадренных миноносцев, 19 сторожевых кораблей, 15 торпедных катеров, свыше 70 охотников за подводными лодками и сторожевых катеров, 36 тральщиков, 40 катеров-тральщиков и 353 самолета. В течение года флот получил еще 3 подводные лодки, 2 тральщика, 32 торпедных и 62 противолодочных катера. Силы Северного флота высадили оперативный, 8 тактических и 6 разведывательных морских десантов, в которых действовало более 16 тыс. человек, 196 боевых кораблей. В октябре Северный флот, взаимодействуя с Карельским фронтом, участвовал в Петсамо-Киркенесской операции.

Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море, при этом привлекалось большое количество авиации флота. Важной задачей являлась защита внутренних морских сообщений. Всего за время войны Северный флот обеспечил проводку более 1400 транспортов союзников (77 конвоев), а также 471 конвой по внутренним коммуникациям. Действия по нарушению морских коммуникаций противника Северный флот вел преимущественно силами подводных лодок и авиации. Основная роль при этом, в первые два года войны, принадлежала подводным лодкам, а со второй половины 1943 г. — авиации. Широко практиковались также совместные действия разнородных сил флота. Всего за время войны в результате действий сил флота уничтожено 68 и повреждено 28 боевых кораблей и транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, 1308 самолетов противника.

За ратные подвиги 48 тыс. моряков награждены орденами и медалями, 85 из них присвоено звание Героя Советского Союза, а Б.Ф. Сафонов, А.О. Шабалин и В.Н. Леонов удостоены этого звания дважды.

Командующий контр-адмирал, с сентября 1941 г. вице-адмирал, с марта 1944 г. адмирал Головко А.Г. (июнь 1941 г. — до конца войны).

Члены Военного совета: дивизионный комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал, с мая 1944 г. вице-адмирал Николаев А.А. (июнь 1941 г. — до конца войны); секретарь Мурманского обкома ВКП (б), бригадный комиссар, генерал-майор Старостин М.И. (июнь 1941 г. — сентябрь 1944 г.).

Начальники штаба: контр-адмирал Кучеров С.Г. (июнь 1941 г. — март 1943 г.); контр-адмирал Федоров М.И. (март 1943 г. — май 1944 г.); контр-адмирал, с мая 1944 г. вице-адмирал Платонов В.И. (май 1944 г. — до конца войны).
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:11 | Сообщение # 2

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Северный флот СССР в Великой Отечественной войне


"Пронзает холод, в сердце лёд. 
На дно уходят парни…
Кому-то в жизни повезёт, 
А кто-то в море – камнем."

И. Мордовина


Военно-морские силы были созданы на севере только в период Первой мировой войны, хотя это не был еще полноценный флот, способный решать широкий круг задач на таком обширном театре. Главной задачей флотилии Северного Ледовитого океана в те годы была лишь задача защиты морских перевозок. В 1922 г., в связи с общим сокращением вооруженных сил флотилия была расформирована и возродилась лишь в 1933 г., став в 1937 году называться Северным флотом.

Первый боевой опыт североморцы приобрели в 1939-1940 гг., во время советско-финляндской войны. А самым суровым испытанием стала Великая Отечественная война. В течение всей войны умело организовывал и руководил боевой деятельностью флота командующий Северным флотом адмирал Арсений Григорьевич Головко.

К началу Великой Отечественной войны Северный флот (командующий контр-адмирал А.Г. Головко, член Военного совета дивизионный комиссар А.А. Николаев, начальник штаба контр-адмирал С.Г. Кучеров) располагал относительно небольшими силами. В строю находилось 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 15 сторожевых катеров типа "МО", несколько торпедных катеров и тральщиков. Авиация Северного флота насчитывала 116 самолетов, преимущественно устаревших типов. Береговая оборона к этому времени располагала достаточным числом батарей с законченным или почти законченным инженерным оборудованием.

Главной базой Северного флота являлось Полярное, тыловой базой – Мурманск. Северный флот в течение войны увеличил свои силы, к 1945 году в составе СФ были линейный корабль, крейсер, 17 эскадренных миноносцев, 51 сторожевой катер, 45 охотников за подводными лодками, 43 тральщика, 56 торпедных катеров, 42 подводные лодки, 718 самолетов различных классов, 256 орудий береговой артиллерии и более 25 тысяч морских пехотинцев. Во время войны многие корабли для Северного флота были построены на средства, собранные трудящимися. Это подводные лодки "Героический Севастополь", "Герой Советского Союза Нурсеитов", "Советская Сванетия", "Ярославский комсомолец", "Челябинский комсомолец", "Новосибирский комсомолец" и др.

Большая протяженность северного морского театра военных действий затрудняла надежную организацию основных видов обороны, облегчала противнику возможность использования подводных лодок и способствовала набеговым действиям его надводных сил. Захват немецко-фашистскими войсками северо-восточного побережья Норвегии, характеризующегося большой изрезанностью береговой черты, облегчал противнику использование морской коммуникации вдоль этого побережья. Кроме того, близость Мурманска и Полярного к границе с Норвегией благоприятствовала действиям фашистских ВВС против этих баз. Характерное для того времени бездорожье театра, отсутствие в восточных районах аэродромов и посадочных площадок обусловило большую значимость наших морских коммуникаций и потребовало дооборудования театра с целью ограничения активности противника.

Вместе с тем ряд военно-географических условий театра благоприятствовал действиям сил Северного флота. Расположение Полярного, Ваенги и Мурманска в глубине Кольского залива способствовало их обороне с моря. Выдвинутое положение полуостровов Рыбачий и Средний облегчало Северному флоту контроль за Варангер-фьордом, ближними подходами к этой части побережья Кольского полуострова с моря, за Мотовским заливом и, наконец, обеспечивало устойчивость фланга сухопутных войск. Непосредственная связь театра с океаном давала возможность широко использовать внешние коммуникации, хотя в то же время – увеличивала напряжение сил Северного флота по их обеспечению.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Северный флот оборонял побережье, полуострова Средний и Рыбачий, обеспечивал внутренние и внешние морские перевозки, действовал на морских коммуникациях противника, оказывал поддержку приморскому флангу 14-й армии, высаживал тактические десанты, участвовал в Петсамо-Киркенесской операции 1944 года; часть личного состава (до 10 тыс. чел.) участвовала в боях на сухопутном фронте. В ходе войны Северный флот пополнился авиацией и кораблями с Тихого океана и Каспийского моря, а также за счёт английских кораблей, временно переданных СССР, взамен кораблей фашистской Италии, захваченных во время войны и подлежавших разделу между союзниками.

Северный флот принял широкое участие в решении задачи по содействию приморскому флангу сухопутных войск, борьбе на морских коммуникациях и защите своих сообщений. Вооруженная борьба охватила огромные пространства Белого, Баренцева и Карского морей, распространившись на востоке до пролива Вилькицкого. Боевые действия велись на воде, под водой, в воздухе и на побережье. В них участвовали подводные лодки, надводные корабли, авиация и береговые части. Флот высаживал десанты и разведывательные отряды в тыл врага, формировал и посылал на сухопутный фронт части морской пехоты. Североморцы прославились в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Северном Кавказе.

В 1942 г. в Северной Норвегии сосредоточились основные силы немецкого надводного флота: новейший линейный корабль "Тирпиц", тяжелые крейсера "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Хиппер", крейсер "Кёльн" и две флотилии эскадренных миноносцев. На север Норвегии были переведены еще 14 немецких подводных лодок. Для обеспечения этих кораблей, а также для защиты своих коммуникаций немцы сосредоточили здесь значительное число тральщиков, сторожевых кораблей, катеров и различных вспомогательных судов. Усиливались береговая оборона и средства ПВО. В Норвегии и Финляндии no-прежнему был сосредоточен 5-й немецкий воздушный флот, для которого было построено несколько новых аэродромов. Численность его к весне увеличилась до 500 самолетов.
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:14 | Сообщение # 3

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Действия Северного флота на морских коммуникациях противника

Ударами по морским коммуникациям противника Северный флот срывал воинские перевозки. В результате Германия стала испытывать острую нехватку железа и никеля, вывозимых из Северной Норвегии, а войска, действовавшие на мурманском направлении, зачастую лишались подкрепления, недополучали различные виды снабжения. Нарушение морских сообщений противника в отдельные периоды войны становилось одной из главных задач Северного флота.

Боевое применение сил флота по нарушению морских коммуникаций противника включало в себя:
1) разведку морских коммуникаций; 
2) уничтожение конвоев и одиночных транспортов на переходе морем; 
3) удары по пунктам формирования и назначения конвоев;
4) постановку активных минных заграждений.

В 1941 г. для действий на морских сообщениях флот мог выделить лишь подводные лодки. Надводные корабли и авиация использовались главным образом для содействия сухопутным войскам. Для уничтожения транспортов на переходе в море они привлекались эпизодически. Действия подводных лодок Северного флота на морских сообщениях противника в 1941 г. были весьма успешными. Подводные лодки, находясь в море, не ожидали, когда вражеские корабли пройдут через их позиции, а сами выходили на поиск и уничтожали их.

12 сентября большая подводная лодка К-2 (командир капитан 3 ранга В.П. Уткин) впервые на Севере успешно применила для атаки артиллерийское оружие. На борту К-2 находился командир дивизиона подводных лодок капитан 2 ранга М.И. Гаджиев – опытный подводник, инициативный и храбрый офицер. Поставив минное заграждение у входа в один из фьордов, К-2 осталась на позиции для обнаружения и уничтожения транспортов противника. 12 сентября подводная лодка обнаружила транспорт водоизмещением 5-6 тыс. тонн. Убедившись в невозможности атаки торпедами, Гаджиев предложил командиру атаковать судно артиллерией. Всплыв в надводное положение, лодка с дистанции 45 каб. открыла по судну огонь из 100-мм орудия. Атака была предпринята в непосредственной близости от вражеского берега (50-60 каб.) в видимости его наблюдательных постов.

Но риск был обоснованным – береговых батарей в этом районе не замечено, боевых кораблей поблизости не было. Получив несколько прямых попаданий, транспорт потерял управление и, погружаясь кормой в воду, резко повернул в сторону берега. В то же время появился гидросамолет, идущий курсом на подводную лодку. Через минуту, когда она была уже на перископной глубине, около нее раздался взрыв бомб, сброшенных, по-видимому, самолетом, но никаких повреждений лодка не получила. Когда К-2 входила в базу, капитан 2 ранга Гаджиев одобрил предложение командира минно-артиллерийской боевой части лодки лейтенанта З.М. Арванова произвести холостой выстрел из орудия – салют в честь этой победы. Так было положено начало традиции подводников Северного флота при входе в базу количеством орудийных выстрелов извещать о числе потопленных транспортов и кораблей.

В декабре 1941 г. первый боевой поход в море совершала подводная лодка К-3, на которой находился М.И. Гаджиев. Она успешно поставила мины и действовала на позиции к западу от мыса Нордкап. 3 декабря К-3 обнаружила большой транспорт в охранении сторожевого корабля и двух катеров и потопила его двумя торпедами. Корабли охранения начали бомбить подводную лодку. Бомбы рвались близко и причинили корпусу повреждения. При попытке уйти от места бомбежки подводная лодка несколько раз ударилась о грунт. Были повреждены топливные цистерны, начал выделяться соляр, демаскируя место лодки. Корабли противника настойчиво преследовали ее. Находясь в 17 милях от порта Гаммерфест, они вызвали противолодочные корабли. Когда на горизонте появилось несколько кораблей, было решено, не дожидаясь, когда вражеские корабли соединятся, всплыть и, ведя артиллерийский огонь в надводном положении, прорваться дальше в море. К-3 всплыла и открыла огонь по кораблям. В течение 7 минут были потоплены сторожевой корабль и катер, второй катер поспешно отошел к берегу.

Так же эффективно действовали почти все подводные лодки Северного флота. В начале 1942 г. подводные лодки К-22, Д-3, М-171, М-174 были преобразованы в гвардейские, подводные лодки Щ-402, Щ-422, М-172 получили это почетное звание в 1943 г., а С-56 – в 1945 г.

С наступлением темных ночей на поиски транспортов противника к его берегам начали выходить торпедные катера. В сентябре торпедный катер ТКА-12 под командованием лейтенанта А.О. Шабалина прорвался к охраняемому транспорту противника и потопил его. Уклоняясь от преследования кораблей охранения, катер не пошел в море, а, уменьшив ход, чтобы большой белый бурун не демаскировал его, отошел к вражескому берегу. Хладнокровный и расчетливый в бою, A.О. Шабалин и в дальнейшем неоднократно применял подобный прием. Обнаружив вражеский конвой, он не устремлялся немедленно в атаку, а, сближаясь с противником, изучал, где меньше кораблей охранения, в каком направлении лучше выйти для атаки на дистанцию залпа. Нередко он атаковал со стороны вражеского берега и почти всегда добивался успеха. Этот эффективный тактический прием нашел широкое применение на Северном флоте.

В 1942 г. в основном из-за большой минной опасности нами было потеряно девять подводных лодок. В мае 1942 г. подводная лодка К-23 под командованием капитана 3 ранга Л.С. Потапова (обеспечивающий капитан 2 ранга М.И. Гаджиев) после охранения союзных конвоев перешла к норвежскому берегу для действий против транспортных судов противника. Днем 12 мая она передала радиограмму о том, что потопила торпедами транспорт и артиллерией два сторожевых корабля, имеет повреждение от артиллерийского огня и отходит на восток. На запросы лодка больше не отвечала. Сличив данные противника с донесениями подводной лодки, установили, что К-23, потопив транспорт, подверглась длительному преследованию, в результате которого были повреждены топливные цистерны, и место лодки демаскировалось. Всплыв в надводное положение, К-23 вела бой с двумя сторожевыми кораблями и потопила их, но и сама получила повреждение прочного корпуса и главных двигателей, так что могла идти только в надводном положении. На поиски подводной лодки немцы выслали самолеты Ю-88. Один из них атаковал лодку, после чего она затонула. Вместе с экипажем погиб и командир дивизиона капитан 2 ранга М.И. Гаджиев. За боевые подвиги, воинское мастерство и отвагу ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В конце 1943 г. военно-воздушные силы Северного флота окончательно завоевали господство в воздухе. Это дало возможность командованию флота одновременно с защитой своих морских сообщений выделить значительные силы авиации для постоянных действий на морских сообщениях противника. В отдельные периоды (полярный день) действия авиации на коммуникациях противника занимали ведущее место. В 1943 г. авиация Северного флота потопила и повредила 61 транспорт общим тоннажем 186 тыс. тонн, 2 вспомогательных судна и 5 боевых кораблей (2 сторожевых корабля, тральщик, минный заградитель и сторожевой катер).

Мужественно и самоотверженно действовали экипажи торпедоносцев. 14 января 1943 г. в районе Вардё был обнаружен вражеский конвой в составе пяти транспортов и нескольких кораблей охранения. В воздух поднялись самолеты, ведомые капитанами В.Н. Киселевым и А.А. Баштырковым. У Баштыркова это был 106-й вылет. Обнаружив конвой, самолеты легли на боевой курс. Когда до транспортов оставалось 400-500 м, торпеды отделились от самолетов и устремились к цели. В этот момент машина Баштыркова загорелась. Предвидя неизбежную смерть, он сообщил по радио: «Самолет горит, пикирую на транспорт». В результате атаки гитлеровцы потеряли два транспорта. Капитану А.А. Баштыркову и стрелку-радисту сержанту В.Н. Гаврилову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Противостоя крупным силам противника, флот за годы Великой Отечественной войны уничтожил 628 и повредил 237 боевых кораблей и транспортов, 1308 самолетов врага. Была обеспечена проводка 76 союзных конвоев с 1463 транспортами и 1152 кораблями охранения. По внутренним коммуникациям Ледовитого океана было проведено 1548 конвоев. Соединениями и частями флота, действовавшими на сухопутном фронте, истреблены десятки тысяч фашистских солдат и офицеров.
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:16 | Сообщение # 4

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Наступление немцев на Мурманск


"И молодость моя навек 
Со мной останется в могиле... 
Прервался жизни быстрый бег. 
Не умер я – меня убили."

С. Кадашников


В самом первом наброске плана операции "Барбаросса" небольшой город Мурманск называется среди важнейших стратегических целей, таких как Москва, Ленинград, Киев и Ростов. В чем же заключалась причина? В чем была важность Мурманска? Он представлял собой порт и железнодорожную станцию на продуваемой холодными ветрами крыше Европы, на берегу Северного Ледовитого океана за полярным кругом, на той же широте, что и Гренландия, в 1000 км от цивилизации. Летом 1941 г. население Мурманска составляло 100000 жителей. Порт и железнодорожная линия обладали значительной пропускной способностью, а город и аэродром контролировался крупными воинскими контингентами. От Мурманска до никелевых рудников Петсамо – всего сто километров. Вокруг Мурманска лежит холодная пустыня – лишенная деревьев и кустарника тундра. Летом тундра превращается в болото, а зимой ее покрывают снега и льды, а температура там сорок и даже пятьдесят градусов ниже нуля. Три месяца в году – знойное лето, а восемь месяцев – ледяная зима и полярная ночь.

Каждый километр 1350-километрового пути Мурманской железной дороги, сооружение которой началось еще в 1914 г. силами каторжан, стоил жизни девятнадцати человек. Строительство железной дороги нужно было России, чтобы использовать единственный незамерзающий порт, обеспечивающий ей свободный доступ в Атлантику. Архангельск на Белом море тоже представляет собой порт с выходом в открытое море, но, хотя расположен он и южнее Мурманска, на протяжении трех месяцев доступ в него закрыт льдами. Владивосток – тоже замерзает примерно на сто дней в году. Порты на Черном море может блокировать тот, кто контролирует Босфор, а на Балтике путь лежит через проливы между Данией и Швецией. Поэтому Мурманск является для России постоянно открытыми воротами в мир. Своей исключительности порт обязан тёплым водам Гольфстрима, согревающим воды Кольского залива, который не замерзает даже суровой арктической зимой, когда столбик термометра опускается до 40 и даже 50 градусов ниже нуля.

Между исходными позициями немцев в Норвегии и советской границей пролегала финская территория. По договоренности с финской стороной, немецкие солдаты малыми группами в гражданской одежде пересекли территорию Финляндии в ночь с 20 на 21 июня 1941 г., чтобы подготовить переправу через реку Петсамо. Местные финские проводники провели немцев через скалы и валуны, мимо сверкающего красного гранита через ручьи и речки и снежные сугробы. Первым крупным препятствием стала Титовка – холодная как лед горная река. Около ее устья, на восточном берегу, неподалеку от одноименного городка разбили лагерь части пограничного полка НКВД. Финские разведчики установили наличие там взлетно-посадочной полосы.

Для наступления на Мурманск немцы доставили из Нарвика в район Киркенеса в августе 1940 года 2-ю горную (австрийскую) дивизию. В последний момент к операции была подключена и 3-я горная (австрийская) дивизия, дислоцированная в районе Нарвика. Кроме того, в районе Мурманска находилась 36-я финская погранрота под командованием капитана Тинтола. 22 июня 1941 года немецкий горный корпус в составе 2-й и 3-й горных дивизий начал выдвижение к советской границе по территории Финляндии. С юга германские дивизии охранял финский егерский пограничный отряд численностью около 1500 человек.

Отдельную проблему представлял полуостров Рыбачий. Никто не знал, есть ли на нем крупные советские части. Генерал-майор Шлеммер получил приказ перерезать полуостров в его узкой горловине силами частей 2-й немецкой горнострелковой дивизии, чтобы обеспечить прикрытие фланга корпуса на случай внезапного нападения противника. Сначала все шло хорошо. 136-й полк блокировал Рыбачий. Войска захватили мост и перешли через реку. Военный лагерь и аэродром красноармейцы покинули. Немцам пришлось иметь дело с хорошо подготовленными рубежами обороны русских вдоль границы. Оборонявшиеся не хотели уступать ни пяди земли. Даже огнеметы не могли принудить их к сдаче. Они дрались, пока были живы, пока не погибали от пуль, ножей, лопаток и прикладов или не сгорали заживо. В плен удалось взять всего около сотни человек.

Наступление немцев началось из района Петсамо 28 июня. Основные силы горного корпуса обрушились на один советский 95-й полк, не успевший ещё организовать оборону. 29 июня полк начал отходить к посёлку Титовка. В беспорядочном отступлении он увлёк за собой и подходивший к нему на помощь 325-й полк. Атаки на гарнизон 23-го укрепрайона на полуостровах Рыбачий и Средний захлебнулись. За месяц до начала войны полковник М.К. Пашковский, командовавший укрепрайоном, сумел построить на полуострове довольно мощные оборонительные сооружения и расположить их так, что они господствовали над дорогой Петсамо — Титовка. Три дня немцы безрезультатно пытались захватить полуостров Средний. Большую роль в отражении их атак сыграл огонь береговой артиллерии (на полуострове Среднем имелись три 130-мм и четыре 100-мм береговых орудия). На реке Западная Лица держала оборону 52-я дивизия. Она занимала удобные позиции.

Вечером 30 июня передовые части 2-й горнострелковой дивизии Шлеммера вышли к реке Лица. Солдаты 3-й горнострелковой немецкой дивизии форсировали водную преграду в надувных резиновых лодках. Советская артиллерия и самолеты штурмовой авиации обстреляли переправу. Дорога на Мурманск от завоевателей находилась на расстоянии протянутой руки. Советское командование использовало морские части для высадки трех батальонов в заливе Лица, чтобы ударить во фланг и в тыл 2-й горнострелковой дивизии. Десант удалось отразить, но лишь ценой ослабления и так уже растянутых горнострелковых полков генерал-майора Крейзинга. Командир горнострелкового корпуса генерал Дитль попробовал применить другой способ. Немцы сумели вклиниться в советские позиции, но прорыва не получилось. 17 июля Дитль принял решение приостановить наступление и перейти к обороне. До Мурманска оставалось всего 45 километров…

Немецкое наступление возобновилось только 8 сентября. Но случилось то, что и должно было случиться. Блестяще разработанный фланговый маневр после многообещающего начала увяз перед последним рубежом советской обороны в лабиринте озер и болот на подступах к Мурманску. 19 сентября полкам Дитля пришлось отойти на другой берег Лицы – этой судьбоносной реки в полярной тундре. Третья попытка прорыва тоже провалилась. Треклятая река уже стоила немцам 2211 погибших, 7854 раненых и 425 пропавших без вести. В Мурманске 23 сентября выпал первый снег. Начиналась северная зима с ее беспросветной мглой и ледяным холодом Арктики. До Мурманска оставалось всего каких-то 50 километров – в условиях полярной зимы это расстояние становилось значительным.

День ото дня значение Мурманска все возрастало. Краны на пирсах не ржавели в бездействии. Повсюду виднелись суда с британскими и американскими названиями. Поступление западной помощи набирало обороты. И поскольку Архангельский порт в ноябре замерзал, грузы и вооружение для отчаянно сражавшихся под Москвой и Ленинградом войск приходилось доставлять через Мурманск. Все необходимое текло и текло непрерывным потоком, и поток этот лишь становился все более широким и все более полноводным, чтобы в конечном итоге решить исход войны между немцами и русскими.

Если в начале войны Гитлер рассматривал захват Мурманска единственно как способ устранить угрозу необходимым для военной промышленности никелевым рудникам и дороге к Северному Ледовитому океану, теперь овладение этим портом и обслуживавшей его железнодорожной линией имело непосредственное влияние на развитие боевых действий и исход войны. Поэтому немцы продолжали удерживать Лицкий рубеж. Длинными колоннами, в шеренгу по одному немецкие роты прокладывали себе путь через снега между озерами вверх на гранитное плато. Глубина снега составляла сантиметров тридцать. Температура уже – 10 градусов ниже нуля.

Полярная зима, находившаяся теперь в самом разгаре, не давала возможности воюющим сторонам проводить крупные операции. Всюду лежал глубокий снег, мели холодные метели на скалах и в долинах. Война продолжала "жить" только благодаря дозорам. На Лицком плацдарме наступил период зимней спячки, продолжавшийся до середины декабря 1941 г. Аналогичным образом не происходило ничего выдающегося и на горловине полуострова Рыбачий. 21 декабря, за три дня до Сочельника, советское зимнее наступление, вовсю бушевавшее на других участках фронта уже в течение полумесяца, началось также и на Крайнем Севере. На побережье Северного Ледовитого океана сталинское зимнее наступление не продвинулось ни на шаг. Причиной провала численно превосходящих, хорошо снаряжённых и подготовленных к ведению боев в условиях морозной зимы советских войск стали местность и погода, которые становились непреодолимыми препятствиями на пути нападающих и мощным оружием в руках готовых драться до конца обороняющихся.

Но Сталин, точно так же как и Гитлер, не желал считаться с фактами. Опасность, угрожавшая мурманской дороге жизни, казалась кремлевскому вождю слишком грозной. Если бы немцам удалось перерезать ее, они нанесли бы неприятелю фатальный удар. Поэтому, задействовав все имевшиеся в распоряжении силы, Сталин попытался устранить угрозу и уничтожить немецкий горнострелковый корпус. Никакая цена не казалась ему высокой за обладание Мурманском. Ближе к концу апреля 1942 г., после длившегося несколько месяцев затишья, генерал-лейтенант Фролов, командующий советскими войсками на Карельском фронте, развернул широкомасштабное наступление силами своей 14-й армии. Наступление замышлялось как решительное, целью которого являлось уничтожение немецкого горнострелкового корпуса, с января 1942 г. находившегося под командованием генерал-лейтенанта Шёрнера. Путем смелых ударов с моря и суши Советы намеревались разгромить 6-ю горнострелковую дивизию, зажав ее в клинья с двух сторон, выйти к Киркенесу и рудникам и занять Северную Финляндию. Прелюдией наступления – стала фронтальная атака советских 10-й гвардейской и 14-й стрелковой дивизий на Лицкий плацдарм. Три дня советские 14-я и 10-я дивизии продолжали наступать, но не продвинулись ни на шаг. Но 1 мая шесть лыжных бригад, включая знаменитую 31-ю бригаду на оленьих упряжках, обогнули южный фланг линии немецких опорных пунктов и совершили охватный маневр с выходом в тыл 6-й горнострелковой дивизии.

Одновременно доукомплектованная и переформированная советская 12-я морская бригада численностью от 10 000 до 12 000 человек высадилась на западном берегу Мотовского залива. Под прикрытием огня советских торпедных катеров морская пехота прорвала рубеж, обороняемый всего двумя немецкими ротами, и продолжила продвижение к артерии снабжения Парккина—Западная Лица. Тяжелые кровопролитные бои продолжались до 10 мая, когда морской пехоте генерала Фролова пришлось отступить. Советские морские суда в Мотовском заливе эвакуировали уцелевших солдат. Так или иначе, несмотря на успешную оборону, результаты кампании на Крайнем Севере выглядели удручающе. Из-за нехватки численности наступление действовавших на трех направлениях германо-финских войск увязло в бескрайней тундре между границей Финляндии и Мурманской железной дорогой.

Продвижение горнострелкового корпуса "Норвегия" остановилось на плацдарме восточнее реки Лица. Достигнуть главной цели – выйти к Мурманской железной дороге, которая все время находилась рядом, – немцам и их союзникам так и не удалось. Фронты на Крайнем Севере вмерзли в лед. Овладеть Мурманском, что являлось главной задачей кампании на данном участке, не удалось. А Архангельск, конечная точка в планах войны на Востоке, лежал еще очень и очень далеко. Таким образом, наступление немецко-финских войск на Крайнем Севере не достигло большинства своих целей. Несмотря на некоторые начальные успехи, ни немцы, ни финны не вышли к Мурманской железной дороге ни на одном участке, а также не овладели базой советского флота на Крайнем Севере. Отсутствие достаточных сил, а также вызванные неудовлетворительным состоянием тыловых коммуникаций трудности снабжения войск, разбросанных на большом пространстве, привели к невозможности продолжения наступления войск гитлеровской коалиции.

В арктических тундрах, лесотундрах и северных лесах, в районе между рекой Лица и железной дорогой Салла – Кандалакша, в условиях отсутствия дорог, фронта как такового не существовало: обе стороны могли лишь вести беспокоящие бои силами небольших отрядов. По обе стороны железной дороги 36-й горнострелковый корпус удерживал рубеж, на который вышел годом ранее, проходивший в нескольких километрах восточнее финской границы 1939 г. и в 70 км западнее Кандалакши. На правом фланге 20-й горной армии XVIII горнострелковый корпус занимал узкий участок по обе стороны от линии электропередачи в районе Кестеньга – Лоухи, примерно в 30 км от Мурманской железной дороги. Финские войска, которые действовали на территории СССР южнее рубежа Оулу – Беломорск, организационно были сведены в три оперативные группы: первая (Масельская) действовала севернее северной оконечности Онежского озера; вторая (Олонецкая) – между Онежским и Ладожским озерами вдоль реки Свирь; третья (Карельский перешеек) была развернута на Карельском перешейке севернее Ленинграда, примерно в районе финской границы 1939 г.

С весны 1942 г. финская армия и 20-я горная армия практически не вели боевых действий. И несмотря на почти двойное превосходство над противостоящей им советской группировкой, шансы на возобновление наступления в обозримом будущем были мизерными. В течение почти года финны демонстрировали явное нежелание брать на себя дополнительные военные обязательства. Они настаивали на взятии Ленинграда немцами, как на необходимом условий для возобновления наступления. В августе 1942 г. финское командование согласилось на участие их армии в нанесении двойного удара по Мурманской железной дороге: силами финнов (в район Беломорска) и войсками 36-й горнострелкового корпуса (в направлении на Кандалакшу). Однако в октябре командование ОКВ было вынуждено отменить эти операции; в это же время было отложено проведение наступления на Ленинград силами группы армий «Север».

Мурманск, самый большой город Арктики, в годы Великой Отечественной войны снабжал фронт рыбой. Кроме этого, он принимал по программе ленд-лиза сотни кораблей из США с техникой и продуктами. Их разгружали в торговом порту города. Везли всё – самолеты, танки – в разобранном виде, конечно.

Ветеран Елена Хурумова, работавшая в порту, вспоминала: «А вот союзники, если в их корабль попадал снаряд, нередко после окончания атаки поднимались на полуразрушенное, но не затонувшее судно и доламывали там все, что попадалось под руку: били посуду, рубили стулья, потрошили подушки… Зачем? Чтобы добро не досталось мурманскому флоту. Руководство порта не могло ни узнать, кто подначивал их на вандализм, ни наказать: на гауптвахту сажали исключительно наших». (Газета Собеседник.ru).
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:18 | Сообщение # 5

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Война на Кольском полуострове

Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля – металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников.

Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия "Норвегия" в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.

Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года, война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий – стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури. 8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.

На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота, весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят. С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта.

Мурманский порт стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые стране для борьбы с фашизмом. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов. Огромная нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел, ведь грузы, поступившие в порт, следовало отправить по назначению вглубь страны.

Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 г. по 1944 г. год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.

В труднейший период 1941-1942 гг. воины Карельского фронта совместно с моряками Северного флота сумели сдержать наступление противника на дальних подступах к Мурманску, а вырвав инициативу у врага, сами перешли в наступление и в 1944 году не только освободили Заполярье, но и помогли Норвегии, освободив северные районы страны. Более 48 тыс. североморцев были награждены орденами и медалями, 85 человек стали Героями Советского Союза, а трое из них – А.О. Шабалин, Б.Ф. Сафонов и В.Н. Леонов были удостоены этого звания дважды. Североморский летчик Борис Феоктистович Сафонов первым из участников Великой Отечественной войны был дважды удостоен звания Герой Советского Союза. За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1986 г. Мурманску присвоено почетное звание "Город-герой".
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:20 | Сообщение # 6

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Северные морские конвои


В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами – союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).

Во время Великой Отечественной войны через моря Северного Ледовитого океана пролегали важнейшие внешние и внутренние коммуникации нашей Родины. Обеспечение охраны конвоев, следующих из Англии и США, было возложено на Северный флот. Первый союзный конвой PQ-0 в составе шести транспортов пришел в Архангельск 31 августа 1941 г. Всего за 1941 г из Англии и Исландии в порты Белого моря прибыло семь союзных конвоев. В 1941 г союзные суда практически не встречали противодействия немцев.

С марта 1942 г. атаки врага на конвои стали систематическими. Конвои союзников, идущие в Советский Союз, были основными объектами нападения гитлеровских надводных кораблей, подводных лодок и военно-воздушных сил. В марте – июне в обоих направлениях прошло по пяти конвоев, и почти все они подвергались атакам немецких подводных лодок и самолетов. В результате имелись потери, которые, однако, не превышали 15-20%. Атаки вражеских эскадренных миноносцев успешно отражали корабли охранения конвоев, а крупные корабли фашистов не выходили из норвежских портов, боясь авианосцев из отряда прикрытия конвоев. Эсминцы являлись самыми крупными надводными кораблями Северного флота, и только они реально могли оказать поддержку конвоям.

По настоянию Советского правительства 26 апреля из Исландии вышел конвой PQ-15, состоявший из 25 транспортов. Три из них были потоплены авиацией противника. Из встречного конвоя QP-11, состоявшего из 13 транспортов, вражеские надводные корабли потопили один транспорт. Крейсер "Эдинбург", на борту которого находилось значительное количество золота, получил попадание двух торпед. 2 мая английские тральщики экипаж сняли, а крейсер затопили. Командующий Северным флотом контр-адмирал А.Г. Головко считал, что крейсер нужно было буксировать в Кольский залив.

В конце мая на переходе из Исландии в Советский Союз находился конвой PQ-16. В течение шести дней он подвергался непрерывным атакам самолетов и подводных лодок и потерял семь судов. В зоне действия Северного флота охранение конвоя было усилено нашими эскадренными миноносцами и самолетами. Для встречи и конвоирования судов боевые корабли совершили 67 выходов, а авиация – около 2000 самолёто-вылетов. В воздушных боях наши истребители сбили 10 самолетов. Конвой же в зоне Северного флота потерь не имел. 30 мая 1942 г., прикрывая конвой, в воздушном бою погиб один из прославленных летчиков Великой Отечественной войны Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов. В этот день Сафонов лично сбил три вражеских бомбардировщика. На его боевом счету было 33 сбитых фашистских самолета. Одному из первых Б.Ф. Сафонову посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Полк, которым командовал Б.Ф. Сафонов, был назван его именем.

Теплоход "Старый большевик", следуя на Родину в составе конвоя PQ-16, 27 мая подвергся атаке бомбардировщиков. Одна бомба попала в носовую часть, где находились зенитные орудия. Начался пожар. Горели снаряды, краска, палуба. Под палубой в трюмах находились взрывчатые вещества. Судно вот-вот могло взорваться. Капитан И.И. Афанасьев распорядился спустить шлюпки, но команда судна под руководством помощника капитана К.М. Петровского с согласия капитана, пренебрегая опасностью, продолжала бороться с огнем. Личный состав теплохода пошел на смертельный риск, спасая свое судно.

Вскоре пожар был ликвидирован. Приблизившись к союзному конвою, команда теплохода увидела позывные своего судна и сигнал "Сделано хорошо", который был поднят на мачте британского флагманского корабля. Все иностранные и советские суда, следовавшие в конвое, в знак своего преклонения перед мужеством команды, спасшей свой корабль, отрепетовали этот сигнал. По прибытии в порт старший английский офицер, командовавший силами охранения, заявил советскому командованию: "Разрешите передать Вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа теплохода "Старый большевик". В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.

В то время советских моряков удивляло расточительное отношение союзников к поврежденным судам. Если поврежденное судно не могло следовать в составе конвоя, то специально выделенные эскортные корабли снимали экипаж, а судно топили ("добивали"). Инструкция адмиралтейства предписывала английским морякам поступать подобным образом, исходя из того, что для англичан еще в первую мировую войну было труднее сформировать и обучить экипаж, чем заново построить судно.

К лету 1942 г. морской путь севернее Нордкапа стал очень опасным. Англичане не хотели рисковать своими судами. Чтобы улучшить положение английского флота, США выделили оперативное соединение флота в составе двух линейных кораблей, двух крейсеров и шести эскадренных миноносцев. Оно должно было усилить флот Великобритании, обеспечивавший движение конвоев между Англией и Советским Союзом. В начале июля на переходе в море находились два конвоя. Из Исландии шел конвой PQ-17 (в составе 34 транспортов) в охранении шести эскадренных миноносцев, четырех корветов, трех тральщиков, четырех противолодочных кораблей, двух кораблей ПВО и двух подводных лодок. Кроме того, конвой сопровождали три спасательных судна. Транспорты шли в девяти колоннах с интервалами между колоннами 3 каб. и между судами в колоннах 2 каб.

Из Архангельска и Мурманска в Исландию шел конвой QР-13, в составе которого было 35 транспортов. В зоне Северного флота конвой охраняли эскадренные миноносцы "Грозный", "Гремящий" и "Куйбышев". На переходе конвой подвергся атакам подводных лодок, но потерь в транспортах не было. Наши эскадренные миноносцы семь раз атаковали подводные лодки противника. Оба конвоя прикрывало соединение английского флота, состоявшее из 2 линейных кораблей, авианосца, 6 крейсеров и 11 эскадренных миноносцев. Несмотря на такое сильное прикрытие, английское адмиралтейство, как только узнало о выходе линейного корабля "Тирпиц", тяжелых крейсеров "Лютцов", "Адмирал Шеер", "Хиппер" и 12 эскадренных миноносцев, 4 июля отдало приказ кораблям ближнего прикрытия (4 крейсера и 3 эскадренных миноносца) и эскадренным миноносцам охранения возвратиться, а транспортам конвоя PQ-17 рассеяться и следовать самостоятельно в советские порты.

Это одностороннее решение было продиктовано не соображениями безопасности идущего в Советский Союз конвоя, а боязнью прорыва крупных надводных кораблей противника на коммуникации в Атлантический океан. Фашистские корабли очень быстро возвратились в базы. Готовясь к нападению на конвой PQ-17, гитлеровцы сосредоточили большое количество самолетов и подводных лодок, атаки которых в течение первых четырех дней конвой успешно отражал. После того как прикрытие конвоя ушло, транспорты по приказу командира конвоя рассеялись (часть направилась к Горлу Белого моря, а часть – к Новой Земле), для противника создались благоприятные условия уничтожения одиночных транспортов.

На поиск транспортов PQ-17 и их охранения были посланы эскадренные миноносцы "Гремящий", "Грозный", "Сокрушительный", "Куйбышев" и "Урицкий", а также тральщики и спасательные суда, но все эти меры не могли исправить положение (23 транспорта, входившие в состав конвоя PQ-17, были потоплены). Потопленные суда унесли с собой на дно 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков и около 100 тыс. тонн других грузов. Из состава конвоя спаслись в основном те суда, которые укрылись в бухтах и заливах Новой Земли и экипажи которых проявили героизм в борьбе за живучесть своих судов.

После катастрофы с конвоем PQ-17 британское правительство отказалось направлять в Советский Союз конвои. Под давлением Советского правительства в начале сентября из Исландии в Советский Союз вышел конвой PQ-18. В его составе было 40 судов, в том числе 6 советских. Конвой обеспечивало более 50 кораблей охранения, в том числе 4 крейсера и 16 эскадренных миноносцев. Впервые в охранение был включен конвойный авианосец с 15 самолетами на борту, которые при налете вражеской авиации нанесли противнику значительный урон. Конвой атаковали 17 подводных лодок и более 330 самолетов противника. Всего из состава конвоя PQ-18 немецкой авиации удалось потопить 10 транспортов, 3 из них были потоплены подводными лодками. В зоне Северного флота потоплен лишь один транспорт. Всего за время войны на Север прибыло 738 транспортов в составе 41 конвоя и убыло 726 транспортов в составе 36 союзных конвоев.

Летом 1943 г. англо-американское морское командование, как и в предыдущем году, прекратило движение своих конвоев в северные порты Советского Союза. Большие силы немецкого флота, сосредоточенные на севере Норвегии для операций на коммуникации Англия – Советский Союз, бездействовали, поэтому часть их была переброшена на наши арктические коммуникации. Самолеты противника действовали до района Белого моря включительно, подводные лодки – до пролива Вилькицкого. Надводные корабли противника лишь эпизодически появлялись в восточной части Баренцева моря для постановки минных заграждений.

Начиная с сентября 1943 г. вражеские подводные лодки резко повысили свою активность в Карском море и, действуя группами, добились некоторого успеха. Они потопили четыре транспорта, тральщик и гидрографическое судно, обстреляли некоторые зимовки наших полярников, поставили мины у о. Диксон и на других узлах коммуникаций. В целом противнику не удалось добиться удовлетворительных результатов в Арктике. Из многих десятков судов, проведенных по арктической коммуникации в 1944 г., был потоплен только один транспорт. Но после этого случая число кораблей охранения в конвоях еще более возросло. Плотность кругового охранения стала такой, что подводные лодки не рисковали прорываться к транспортам. За время войны по внутренним коммуникациям Заполярья прошел 1471 конвой в составе 2568 транспортов и 3617 военных кораблей, на которых были перевезены более 1172,1 тыс. человек, 3863 орудия, 380 танков, 88 самолетов, 13566 автомобилей и другие воинские грузы общей массой более 1,5 млн. тонн.

В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, около 1300 самолетов.
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:22 | Сообщение # 7

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Разгром фашистов в Заполярье

В результате успешного наступления Советских Вооруженных Сил летом 1944 г. были разгромлены группировки немецко-фашистских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Карельском перешейке, в Карелии и Эстонии. 4 сентября 1944 г. финские войска прекратили военные действия. Правительство Финляндии приняло условия, выдвинутые Советским правительством, о разрыве с Германией и выводе немецких войск с территории Финляндии не позднее 15 сентября. Оставшиеся после 15 сентября немецкие войска Финляндия должна была разоружить. Положение гитлеровских войск в Заполярье резко ухудшилось, так как они лишились поддержки финских войск и кратчайших сообщений с Германией через Финляндию. Над группировкой немецких войск на Севере нависла угроза изоляции и окружения (единственная шоссейная дорога вдоль норвежского побережья могла быть перерезана нашими войсками).

Советское командование разработало план освобождения Заполярья, по которому войска Карельского фронта должны были нанести главный удар из района южнее оз. Чапр в обход южного фланга и частями морской пехоты Северного флота в обход северного фланга окружить и уничтожить группировку противника в районе р. Титовка. В дальнейшем войска фронта должны были развивать наступление в западном направлении по дорогам на Петсамо, Киркенес, Луостари, Никель и разгромить отступавшие части.

Утром 7 октября 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление. При наступлении были разгромлены части 2-й горно-стрелковой немецкой дивизии. Одновременно наши войска совершили глубокий обход открытого правого фланга обороны противника по труднопроходимой местности и вышли в район южнее Луостари. Вечером 9 октября со стороны Мотовского залива была произведена высадка десанта. Десант овладел намеченным участком побережья и начал быстро продвигаться в южном направлении. Утром 10 октября части бригады вышли во фланг и тыл обороны противника. После того как определился успех десанта в губе Малая Волоковая, начался прорыв обороны противника на перешейке полуострова Средний. Опасаясь окружения, немцы в ночь на 11 октября начали отход с перешейка полуострова Средний. Для замедления продвижения наших частей противник устраивал каменные завалы (россыпи) на дорогах, минировал их, разрушал мосты. Днем, чтобы затруднить ориентировку и наблюдение, на отдельных рубежах противник ставил дымовые завесы.

Вечером 12 октября два торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского вышли в море. За ними с интервалом 7 минут вышли еще две группы катеров с десантом на борту под командованием капитана 2 ранга С.Г. Коршуновича и капитана 3 ранга С.Д. Зюзина. При подходе к Петсамской губе на расстояние 20-30 каб. катера были обнаружены противником. Вспыхнули прожекторы, осветительные снаряды, береговые батареи открыли интенсивный огонь. Увеличив ход, катера прорвались через огневую завесу и вошли в губу, прижимаясь к западному высокому берегу и стараясь использовать не простреливаемое пространство, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, высадили на причалы 52 десантника. Для захвата Линахамари был сформирован десантный отряд моряков в составе 660 человек под общим командованием майора И.А. Тимофеева. Высаженный же в порту десант, не дожидаясь рассвета, пошел в наступление. Основные силы отряда под командованием майора И.А. Тимофеева наступали на сильно укрепленный опорный пункт. На рассвете 13 октября противник двумя ротами пехоты контратаковал группу Тимофеева. Бой перешел в рукопашную схватку, в результате которой гитлеровцы были отброшены. К 12 часам опорный пункт и батарея были заняты.

15 октября войска Карельского фронта и части Северного флота штурмом овладели г. Петсамо. В дальнейшем наступление сухопутных войск развивалось в направлении Никель, Наутси и по дороге Петсамо – Киркенес. К 24 октября 14-я армия вышла на подступы к Киркенесу. Для содействия сухопутным войскам в овладении городом было решено высадить десант в заливе Хольменгро-фьорд. Утром 25 октября отряд высадки в составе 12 торпедных катеров, 2 малых и 1 большого охотника за подводными лодками под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 1 ранга А.В. Кузьмина высадил два батальона морской пехоты. Двигаясь вдоль Бек-фьорда на Якобснес, десант помог войскам армии овладеть г. Киркенес. Побережье от Линахамари до Бек-фьорда было очищено от противника.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. 1 ноября, завершили полное освобождение Печенгской области от немецких захватчиков. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.

Участвуя в разгроме гитлеровских войск на суше, Северный флот одновременно действовал на морских сообщениях противника. Противник прилагал все усилия, чтобы защитить единственный путь, по которому он мог осуществлять эвакуацию и получать подкрепления из ближайшего тыла. Конвои и отдельные суда шли в охранении большого числа кораблей и под прикрытием истребительной авиации. Успешные действия Северного флота на вражеских коммуникациях сорвали планы немецко-фашистского командования по эвакуации из Северной Финляндии. Действия на коммуникациях имели и самостоятельный оперативный результат: тысячи эвакуируемых на транспортах солдат и офицеров противника, много техники не достигли портов назначения и погибли в море.

Разгром немецко-фашистских войск в Заполярье имел важное военное и политическое значение. Красная Армия положила начало освобождению Норвегии от фашистской оккупации. Была разгромлена крупная группировка вражеских войск. Промышленность Германии лишилась значительной доли стратегического сырья – никеля. Северный флот получил новые базы и аэродромы в Варангер-фьорде, а немецко-фашистский флот лишился баз в Северной Норвегии.

Высоко оценив заслуги личного состава Северного флота, Военно-Воздушных Сил, частей Красной Армии, моряков торгового и промыслового флотов, работников Северного морского пути и арктических станций, всех трудящихся северных районов нашей страны в защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 5 декабря 1944 г. учредил медаль "За оборону Советского Заполярья", которой был награжден весь личный состав Северного флота, принимавший участие в боевых действиях.

И сегодня североморцы помнят и чтут имена героев-подводников Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Григория Щедрина, Израиля Фисановича, Федора Видяева, летчиков Бориса Сафонова, Ивана Катунина, Захара Сорокина, Петра Сгибнева, катерников Александра Шабалина, Владимира Алексеева, Сергея Коршуновича, отважных разведчиков Виктора Леонова, Сергея Агафонова, Ивана Каторжного, морских пехотинцев Василия Кислякова, Ивана Сивко, Анатолия Бредова и многих других несгибаемых защитников Заполярья.
 
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Флоты и флотилии отечественной войны 1941-1945 г. » Северный флот
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: