Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Флоты и флотилии отечественной войны 1941-1945 г. » Черноморский флот
Черноморский флот
Admin
Дата: Понедельник, 28.12.2009, 03:19 | Сообщение # 1

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Черноморский флот


Первого формирования 


К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в своем составе имел линкор, 5 крейсеров, 3 лидера эсминцев, 13 эсминцев, 44 подводные лодки, 4 канонерские лодки, 2 бригады торпедных катеров (82 единицы), 12 тральщиков, 2 сторожевых корабля, 3 минных заградителя, 24 охотника за подводными лодками, другие корабли и суда, 1231 орудие. В составе ВВС флота насчитывалось 639 самолетов. Флот имел соединения и части береговой обороны и ПВО, Главную военно-морскую базу Севастополь (с 3 октября 1942 г. Поти, с 7 октября 1944 г. вновь Севастополь), военно-морские базы в Одессе, Новороссийске, Батуми и другие. В состав Черноморского флота входили Дунайская военная флотилия (до 20 ноября 1941 г. и с 20 апреля 1944 г. до конца войны).

С началом войны Черноморский флот огнем корабельной и береговой артиллерии поддерживал соединения и объединения сухопутных войск в оборонительных боях и сражениях на приморских направлениях, силами авиации наносил удары по важным военно-морским базам, портам и нефтепромыслам Румынии. Его соединения и части участвовали в высадке морских десантов, обороне военно-морских баз, срывали морские перевозки противника. В июле в состав флота вошла вновь созданная Азовская военная флотилия. В августе-октябре 1941 г. Черноморский флот активно участвовал в обороне Одессы, а затем Севастополя. Важное значение имела проведенная при участии Черноморского флота Керченско-Феодосийская десантная операция 1941-1942 гг. В битве за Кавказ личный состав кораблей, частей и соединений Черноморского флота показал высокое мужество, отвагу и мастерство в боях при обороне Новороссийска, высадке морских десантов в районах Южной Озерейки и Станички, героической 7-месячной обороне Малой земли, в Новороссийско-Таманской и Керченско-Эльтигенской десантной операциях. За годы войны флот высадил 4 оперативных, 8 тактических морских десантов. Его силы вели боевые действия по поддержке войск армий и фронтов, наступавших на приморских направлениях, по нарушению морских коммуникаций противника и обеспечению воинских и народно-хозяйственных перевозок. В 1944 г. соединения и части Черноморского флота активно участвовали в Одесской, Крымской, Ясско-Кишиневской операциях. Азовская военная флотилия поддерживала сухопутные войска при освобождении городов Таганрог, Мариуполь, Осипенко (Бердянск) и выполняла ряд других важных задач. Вновь созданная в апреле 1944 г. на ее основе Дунайская военная флотилия прошла с боями от устья Дуная до Вены.

За годы Великой Отечественной войны Черноморский флот потопил и повредил 508 кораблей и судов противника, уничтожил большое количество его опорных пунктов, живой силы и военной техники, обеспечил перевозку морем около 2 млн. человек, свыше 8 млн. тонн воинских и народно-хозяйственных грузов. Только в июне 1942 г. корабли и подводные лодки флота под огнем противника совершили 121 рейс в осажденный Севастополь, перевезли десятки тысяч человек пополнения личного состава, раненых, тысячи тонн боеприпасов и продовольствия. В 1943г. подводные силы Черноморского флота потопили 26 транспортов, а ВВС флота свыше 70 судов.

Командующие: вице-адмирал, с апреля 1944 г. адмирал Октябрьский Ф.С. (июнь 1941 г. — апрель 1943 г. и март 1944 г. — до конца войны); контр-адмирал, с марта 1944 г. вице-адмирал Владимирский Л.А. (апрель 1943 г. — март 1944 г.); вице-адмирал Басистый Н.Е. (март 1944 г., врид).

Члены Военного совета: дивизионный комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал, с мая 1945 г. вице-адмирал Кулаков Н.М. (июнь 1941 г. — декабрь 1943 г.); дивизионный комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал, с сентября 1944 г. вице-адмирал Азаров И.И. (октябрь 1941 г.-март 1943 г. и февраль 1944 г. — до конца войны); генерал-лейтенант Рогов И.В. (декабрь 1943 г. — февраль 1944 г., врид).

Начальники штаба: контр-адмирал Елисеев И.Д. (июнь 1941 г. — январь 1944 г.); контр-адмирал Голубев-Монаткин И.Ф. (февраль-декабрь 1944 г.); вице-адмирал Басистый Н.Е. (декабрь 1944г. — до конца войны).
 
Тёма
Дата: Четверг, 11.10.2012, 16:09 | Сообщение # 2

Генерал-майор
Группа: Модераторы
193
Сообщений:
9
Награды:
2
Замечания:
Статус: Offline
Черноморский флот


К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в состав Черноморского флота входили линейный корабль «Парижская коммуна», крейсеры «Красный Крым», «Ворошилов», «Молотов», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов.

Нападение фашистской Германии Черноморский флот встретил в полной боевой готовности. Особое место в его боевых действиях занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска. Флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено.

Конечно, главная заслуга в победах Черноморского флота принадлежит его мужественным бойцам. Свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 54766 человек были награждены орденами и медалями.

Командование
вице-адмирал, с апреля 1944 адмирал Октябрьский П. С. (июнь 1941 - апрель 1943, март 1944 - до конца войны);
контр-адмирал, с марта 1944 вице-адмирал Л. А. Владимирский (апрель 1943 - март 1944).


«Война, для всех война»

Сообщение отредактировал Тёма - Четверг, 11.10.2012, 16:20
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:48 | Сообщение # 3

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Черноморский флот СССР в Великой Отечественной войне


"Кто в бою никогда не сдаётся? 
Кто на битву идёт всех храбрей? 
Это мы! Это мы – краснофлотцы, 
Часовые советских морей!"

В. Лебедев-Кумач


Черноморский флот – ставная часть ВМФ СССР на Чёрном море, основан в 1783 после присоединения к России Крыма. 2 мая 1783 г. эскадра кораблей под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева вошла в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту, положив тем самым начало созданию российского Черноморского флота. Немало побед одержали моряки Черноморского флота, защищая интересы нашей страны. Выдающиеся подвиги были ими совершены в боях и сражениях у Фидониси и в Керченском проливе, у Тендры и Калиакрии, у Корфу и при Синопе. Пример мужества и самоотверженности русских моряков – их участие в многомесячной обороне Севастополя 1854-1855 гг. На Черном море выдвинулась плеяда талантливых флотоводцев и военачальников – Ф.Ф. Ушаков, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, Г.И. Бутаков и многие другие.

Черное море – закрытый морской театр. Он характеризуется относительно небольшими размерами (расстояние между северным и южным берегом – 350 миль, между западным и восточным– 610 миль). Проход через проливы определялся конвенцией, заключенной в Монтре (1936 г.). К побережью Черного моря непосредственно примыкают важные в промышленном и экономическом отношении районы Советского Союза. К важнейшим особенностям Черного моря следует отнести его ограниченные размеры, облегчавшие оперативное развертывание сил флота и организацию их взаимодействия, центральное положение Крымского полуострова, позволявшее использование его военных баз и аэродромов, большие глубины (за исключением северо-западного района), слабую изрезанность побережья, незначительные расстояния между портами западного побережья, благоприятные метеорологические и навигационно-гидрографические условия, дававшие возможность использовать все рода сил флота в течение круглого года.

Ледовый покров образуется в зимнее время лишь в северо-западном районе Черного моря. Он имеет характер берегового припая и практически не влияет на действия боевых кораблей. Глубины Черного моря (порядка 1800-2400 м) ограничивали использование минного оружия того времени и позиционных средств противолодочной обороны, допуская его лишь в непосредственной близости к побережью и в северо-западной части моря, где глубины менее 100 м.

Гитлеровское командование придавало большое значение южному направлению. Оно планировало внезапным ударом прорвать Юго-Западный фронт, охватить с севера советские войска, уничтожить их основную группировку и захватить Киев, Донбасс, Ростов, лишив тем самым нашу страну важных в экономическом и стратегическом отношении районов. С помощью авиации противник рассчитывал уничтожить или вывести из строя основные силы Черноморского флота, а остальные корабли заблокировать в базах до захвата их с суши.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линейного корабля, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, несколько дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны. В состав ЧФ входили Дунайская (до ноября 1941) и Азовская (с июля 1941) военные флотилии. Черноморский флот (командующий вице-адмирал Ф.С. Октябрьский, член Военного совета дивизионный комиссар Н.М. Кулаков, начальник штаба контр-адмирал И.Д. Елисеев) к началу Великой Отечественной войны располагал более чем 300 кораблями и катерами различных классов. Важнейшими задачами Черноморского флота на случай войны были: воспрепятствование активными минными постановками и действиями подводных лодок проходу флота противника в Черное море, воспрещение действиями на морских коммуникациях перевозок через Черное море войск и военных грузов в порты враждебных держав, недопущение высадок морских десантов противника на советское побережье, содействие приморскому флангу войск Советской Армии в их наступательных операциях, защита своих морских коммуникаций.

К началу войны Черноморский флот располагал развитой системой базирования (главная база Севастополь, военно-морские базы Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми). Одним из недостатков системы базирования Черноморского флота, которые в полной мере сказались в первые же месяцы войны, являлось отсутствие подготовленных опорных пунктов на Кавказском побережье. В значительной степени это объяснялось слабой изрезанностью Кавказского побережья, хотя неблагоприятное развитие обстановки в начальный период войны заставило использовать имевшиеся и найти новые пункты базирования сил флота. К началу войны своего флота на Черном море гитлеровцы не имели и рассчитывали на использование румынского, располагавшего 4 эскадренными миноносцами, 3 миноносцами, подводной лодкой, 3 торпедными катерами, 3 канонерскими лодками, 2 минными заградителями, 12 переоборудованными тральщиками, 10 катерами-тральщиками и малыми вспомогательными судами, базировавшимися на Констанцу и Сулину. Кроме того, румынский флот имел 7 мониторов, 3 плавучие батареи и 13 сторожевых катеров на Дунае.

Военные действия на Черном море начались в 3 часа 15 минут 22 июня. Фашистская авиация произвела налеты на Севастополь и Измаил, подвергла артиллерийскому обстрелу населенные пункты и корабли на Дунае. Советский Черноморский флот был готов к отражению нападения врага: Севастополь затемнен, весь личный состав находился в частях и на кораблях. В результате противник не смог добиться внезапности, на которую возлагал большие надежды. Его самолеты сбросили несколько магнитных мин на входном фарватере и в Северной бухте. Именно из Севастополя в Москве впервые узнали о нападении фашистской Германии на Советский Союз, и моряки-черноморцы одними из первых начали боевые действия. В течение первого дня войны во всех базах были установлены дозоры надводных кораблей, в дальний дозор вышли подводные лодки, начались постановки минных заграждений, в районы между Констанцей и Сулиной, Констанцей и Бургасом были высланы подводные лодки для действий на вражеских коммуникациях.

Удары по морским сообщениям противника должны были затруднить снабжение его горючим. Основным портом вывоза румынской нефти морским путем была Констанца – главная военно-морская база противника на Черном море. Флот должен был нарушать перевозки румынской нефти морским и речным путем в страны фашистского блока и пресечь морские перевозки по линии Констанца – Босфор. В ночь на 23 июня был произведен первый налет на военные объекты Констанцы. Советские самолеты внезапно появились в районе порта и сбросили бомбы на нефтебаки, вызвав взрывы и пожары. В течение дня было совершено еще три налета на Констанцу и два на Сулину. 24-25 июня авиация продолжала наносить бомбовые удары по объектам Констанцы. Констанца подвергалась не только бомбардировке с воздуха, но и артиллерийскому обстрелу с моря кораблями Черноморского флота.

В последних числах июля 1941 года войска левого крыла Южного фронта, ведя тяжелые оборонительные бои, отошли за Днестр. Приморская группа, затем армия, созданная из левофланговых дивизий 9-й армии в составе 25-й и 95-й стрелковых и 1-й кавалерийской дивизий, переправилась на восточный берег Днестра и заняла оборону от Тирасполя до Каролино-Бугаза. Наступление вражеских войск развивалось быстро. К 7 августа они овладели городами Котовск, Первомайск, Кировоград, Вознесенск, а их авангардные части достигли Кременчуга. Создалась прямая угроза разгрома всего левого фланга Южного фронта. Опасность нависла над Одессой, Николаевом, Очаковом и Херсоном. 8 августа 1941 года Одесса с окрестностями была объявлена на осадном положении.

В середине сентября 1941 г. немецко-румынские войска вышли к Перекопу, создав непосредственную угрозу вторжения в Крым. Для захвата Крымского полуострова в северной части Херсонской области сосредоточилась 11-я немецкая армия. 29 октября в Севастополе было объявлено осадное положение, 30 октября части гарнизона заняли укрепления на передовом оборонительном рубеже. В этот же день немцы начали наступление на Севастополь. Две пехотные дивизии нанесли удар по отрядам моряков, прикрывавших подходы к передовому оборонительному рубежу. Так началась героическая оборона Севастополя. По характеру боевых действий ее можно разделить на три этапа: первый с 30 октября по 21 ноября – отражение первого (ноябрьского) наступления противника; второй – с 22 ноября по 31 декабря 1941 г. – отражение второго (декабрьского) наступления фашистских войск; третий – с 1 января по 4 июля 1942 г. – относительное затишье у Севастополя в связи с боевыми действиями на Керченском полуострове и отражение затем третьего наступления врага.

Отступая с тяжелыми боями на Керченский полуостров, 51-я армия пыталась задержать противника сначала на Ак-Монайских позициях, а затем у Керчи на рубеже Турецкого вала. Действия частей поддерживались огнем кораблей Азовской флотилии. Не имея возможности задержать стремительное наступление немцев, 51-я армия по приказу Верховного Главнокомандования оставила Керченский полуостров. В ночь на 16 ноября под прикрытием Азовской флотилии она была переправлена на Таманский полуостров.

Наряду с непосредственной защитой Севастополя флот обеспечивал перевозку в Севастополь и Керчь войск, отошедших в Ялту, а также доставлял из Севастополя и Керчи на Кавказ все ценное оборудование, не нужное для обороны. Кроме того, корабли снабжали Севастопольский оборонительный район всем необходимым. Чтобы флот мог комплексно решать боевые задачи, было принято решение рассредоточить корабли и части в портах и базах Кавказского побережья. Дневной прорыв 21 декабря 1941 г. в Севастополь отряда кораблей с бригадой морской пехоты на борту при ураганном артиллерийском обстреле и массированной бомбардировке с воздуха требовал большого мужества и высокого мастерства. Корабли прорвались в гавань и организованно высадили морских пехотинцев у Сухарной Балки. Они с ходу вступили в бой с врагом, который, взяв станцию Мекензиевы горы, подошел к Братскому кладбищу с Северной стороны Севастополя.

В 1942-1943 гг. Черноморский флот участвовал в битве за Кавказ. Подводные лодки из Батуми и Поти совершали 600-мильные переходы для действий на коммуникациях противника, надводные силы, авиация и морская пехота сражались за Новороссийск и в районе Туапсе. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали десанты в районе Южной Озерейки и Станички (в районе Мысхако) в феврале 1943 г., оборона "Малой земли", Новороссийско-Таманская операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943 г. Азовская военная флотилия, находившаяся в составе Черноморского флота, своими действиями по поддержке сухопутных войск участвовала в освобождении портов Азовского моря. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма, Николаева, Одессы, Ясско-Кишинёвской операции 1944. Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, прошла с боями от низовьев Дуная до Вены. Оборона Одессы в течение более двух месяцев сдерживала крупные силы румынской армии, а оборона Севастополя свыше восьми месяцев сковывала значительную группировку немецко-фашистских войск в Крыму, не дав использовать ее в весеннем наступлении на юге в 1942 г. Силы Черноморского флота в очень большой степени способствовали успеху оборонительных действий Советской Армии на Северном Кавказе.
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:49 | Сообщение # 4

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Героическая оборона Одессы


Одесса с 5 августа по 16 октября 1941 г. держала оборону 73 дня, в то время как у Гитлера ушло чуть более 30 дней на захват Бельгии, Голландии и Франции. А вот оккупация Одессы длилась с 16 октября 1941 г. по 10 апреля 1944 г. – 907 дней! За это время погибли 82 тыс. мирных жителей, еще 78 тысяч были угнаны на принудительные работы в Германию.

В основу плана обороны Одессы легла директива Ставки Верховного Командования главнокомандующему Юго-Западным направлением и командующему Южным фронтом, в копиях – командующим Юго-Западным фронтом и Черноморским флотом от 5 августа 1941 г. Директива требовала: "Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот". После упорных боев войска Приморской армии отошли на передовой оборонительный рубеж, находившийся в 20-25 км от города, и задержали здесь врага. Фланги этого рубежа, строительство которого было закончено лишь в ходе обороны, упирались в естественные преграды – Днестровский и Аджалыкский лиманы, прикрывавшиеся огнем корабельной артиллерии. Второй, или основной, оборонительный рубеж был создан в 15 км от города, третий создавался почти на линии городской черты. В городе строились укрепления, огневые точки, противотанковые препятствия на случай уличных боев. На строительство оборонительных рубежей на подступах к Одессе вышло более 100 тыс. человек.

В ходе развертывания сил флота для обороны Одессы был создан специальный отряд кораблей северо-западного района, который базировался на Одессу и находился в полном подчинении командира Одесской военно-морской базы. Отряд имел в своем составе крейсер "Коминтерн", дивизион канонерских лодок, два эскадренных миноносца, бригаду торпедных катеров, тральщики, катера-охотники и другие корабли. Командиром отряда был назначен контрадмирал Д.Д. Вдовиченко, военкомом – батальонный комиссар Я.Г. Почупайло. Для усиления сухопутной обороны Одессы были сформированы части морской пехоты. К исходу дня 8 августа участок обороны занял 1 -й Черноморский полк морской пехоты, сформированный из личного состава частей Одесской военно-морской базы, в тот же день был сформирован 2-й Черноморский полк морской пехоты.

После неудачного наступления в Восточном секторе немецко-фашистское командование, подтянув свежие силы, начало атаки в районе стыка Южного и Западного секторов обороны, развернув к 18 августа наступление против Одессы по всему фронту. Складывалась чрезвычайно сложная обстановка. В Восточном секторе контратаками частей морской пехоты, одного пехотного полка и огнем корабельной артиллерии были отражены атаки двух дивизий немецко-румынских войск. В течение многих дней части морской пехоты при поддержке артиллерии сдерживали здесь натиск вражеских войск. Противник, не жалея сил и средств, пытался прорваться к морскому побережью в районе Григорьевка, Фонтан, чтобы вести оттуда огонь по порту и транспортам, обеспечивающим снабжение города, а также по кораблям, артиллерия которых оказывала поддержку сухопутным войскам. Об ожесточенности боев в Восточном секторе можно судить хотя бы по тому факту, что такие опорные пункты, как Щицли и Булдинка, неоднократно переходили из рук в руки. В результате решительных атак морской пехоты, поддержанных корабельной и береговой артиллерией, прорвавшиеся в районе Щицли вражеские части были окружены и полностью уничтожены.

Для пополнения соединений Одесского оборонительного района в Крыму было сформировано шесть отрядов моряков-добровольцев общей численностью около 4 тыс. человек. На боевых кораблях и быстроходных транспортах 22-29 августа они были доставлены в Одессу. По распоряжению Ставки ВГК 30 августа – 1 сентября в Одессу были перевезены с Кавказа десять маршевых батальонов (10 тыс. человек). 1 сентября из частей Восточного сектора и добровольцев была сформирована Одесская стрелковая (потом она называлась 421 стрелковая дивизия). 15 сентября Верховное Главнокомандование обратилось к защитникам Одессы с призывом продержаться 6-7 дней, в течение которых им будут доставлены подкрепление и вооружение. Воодушевленные обращением, защитники героического города отразили наступление на всем фронте обороны, начатое противником 15 сентября. 16-20 сентября из Новороссийска в Одессу была перевезена 157-я стрелковая дивизия (командир полковник Д. И. Томилов). Было решено силами 421-й Одесской и прибывшей 157-й стрелковых дивизий нанести контрудар. Военный совет Черноморского флота принял решение поддержать наступление наших войск в Восточном секторе, высадив десант в тыл противника в районе Григорьевки.

В ночь на 22 сентября внезапно высаженный в районе Григорьевки десант при поддержке корабельной артиллерии начал стремительное наступление. Успешно действовал в тылу противника и отряд парашютистов, который уничтожил командный пункт и нарушил связь, что в значительной степени дезорганизовало противника. Утром 22 сентября войска Одесского оборонительного района, находившиеся в Восточном секторе, перешли в наступление. Сломив сопротивление противника в районе Фонтана, они продолжали преследовать его части, отступавшие в северном и северо-западном направлениях. В результате согласованных ударов морского десанта, сухопутных войск, авиации и кораблей флота к исходу дня фланговая немецко-румынская группировка, состоявшая из двух пехотных дивизий, была разгромлена. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 6 тыс. солдат и офицеров.

Продвижение немецких войск к Перекопскому перешейку и возросшая угроза Крыму не могли не сказаться на обороне Одессы. К концу сентября 1941 г. Одесса оставалась в глубоком вражеском тылу. Дальнейшая ее оборона в этих условиях становилась нецелесообразной. Ставка ВГК приняла решение эвакуировать Одесский оборонительный район и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова. Эвакуация началась 1 октября. Чтобы дезориентировать противника и скрытно провести эвакуацию войск, наши части на отдельных участках фронта предприняли ряд контрударов. Так, в районе Сухого Лимана, на его восточном берегу, был опрокинут и сброшен в лиман вражеский офицерский батальон. Было захвачено много пленных.

Эвакуация прошла скрытно, и только спустя некоторое время противник догадался об уходе войск из Одессы. К вечеру 16 октября его передовые части вошли в Одессу. Во второй половине дня противник бросил против кораблей и транспортов, находившихся на переходе морем, авиацию. Однако надежное прикрытие с воздуха обеспечило переход без потерь. Погиб только транспорт "Большевик" без личного состава. В воздушных боях советские истребители сбили 17 самолетов противника. Кроме того, три самолета были уничтожены зенитчиками. Эвакуация Одесского оборонительного района, проходившая с 1 по 16 октября, была успешно завершена. За это время было вывезено до 86 тыс. защитников Одессы с боевой техникой и вооружением и 15 тыс. человек гражданского населения. Только в ночь на 16 октября из Одессы было эвакуировано 35 тыс. советских воинов.

Защитники Одессы проявили патриотизм, мужество и воинское мастерство. Многие читали рассказ Леонида Соболева «Батальон четверых». Его сначала восприняли как легенду; даже видавшие виды черноморские моряки сомневались в его достоверности. А описываемый Л. Соболевым эпизод произошел под Одессой в дни ее обороны. Их было пятеро. Пятеро моряков-десантников против роты гитлеровцев. Но одного из них, Леонтьева, тяжело ранило в самом начале боя. Четверо героев: Негреб, Перепелица, Котиков, Литовченко – стреляли до тех нор, пока не кончились патроны. Потом схватились с фашистами врукопашную. Моряки не только пробились к своим, но и вынесли с поля боя раненого товарища. Что помогло отважным? Несомненно то, о чем сказал один из них – Перепелица: «Один моряк – моряк, два моряка – взвод, три моряка – рота... Сколько же нас? Четверо?.. Батальон, слушай мою команду».

Ровно сто вражеских самолетов уничтожили только в воздухе, защищая небо Одессы, истребители 69-го гвардейского Краснознаменного авиаполка. Его называли в армии и городе Одесским, так как он был здесь единственным авиационным полком.

Поистине легендарным было имя Нины Ониловой. Ее часто называли Анкой. Комсомолка с одесской трикотажной фабрики попала в Чапаевскую дивизию, стала медсестрой. Потом, освоив пулемет, она и стала бесстрашной Анкой-пулеметчицей. Нина Онилова истребила сотни фашистов. Воевала она и в экипаже одного из танков.

Одним из прославленных снайперов одесских рубежей стала Людмила Павлюченко. 187 оккупантов уничтожила она за время обороны города. И Нина Онилова и Людмила Павлюченко были удостоены звания Героя Советского Союза.

Защитники Одессы с честью выполнили поставленную перед ними задачу. На протяжении 73 дней они стойко отбивали атаки немецко-румынских войск, сковав более 18 неприятельских дивизий, что значительно облегчало положение наших войск на других направлениях Юго-Западного фронта. За период обороны Одессы враг потерял убитыми, ранеными и пленными свыше 160 тыс. солдат и офицеров. Несмотря на превосходство противника в живой силе, артиллерии и танках, советские войска, оборонявшие Одессу, во взаимодействии с Черноморским флотом замедлили вражеское наступление на всем южном крыле советско-германского фронта.
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:57 | Сообщение # 5

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Битва за Кавказ

Немецкий план наступления в направлении на Кавказ – "Эдельвейс", предусматривал окружение и уничтожение советских войск между нижним течением Дона и Кубанью. Затем наступление должно было развиваться вдоль Черноморского побережья на Батуми и вдоль Каспийского побережья на Баку. Соотношение сил к началу наступления гитлеровцев на рубеже нижнего течения Дона сложилось в пользу противника, который превосходил наши силы: по численности пехоты – почти в 1,5 раза; по минометам и артиллерии – почти в 2 раза; по танкам – более чем в 9 раз и по самолетам – почти в 8 раз. В таких условиях исключительно важную роль в битве за Кавказ приобретало взаимодействие Черноморского флота с сухопутными войсками.

Летом и осенью 1942 г. противник перебросил на Черное море торпедные катера, катера-тральщики, большие самоходные артиллерийские баржи типа F и малые суда различных типов. К осени 1943 г. гитлеровцы переправили на Черное море из Кильской бухты в Констанцу шесть подводных лодок: U-9, U-18, U-19, U-20, U-23 и U-24. К этому времени в составе своего флота на Черном море они имели вспомогательный крейсер, 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, 4 сторожевых корабля, 4 канонерские лодки, 7 подводных лодок (к 1 октября 1943 г. число лодок было доведено до 14), 16 торпедных катеров, 13 тральщиков, 30 сторожевых катеров и около 100 самоходных барж. Немецко-фашистский флот на Черном море получил возможность использовать временно захваченные базы и аэродромы в Крыму и на Северном Кавказе. Советский Черноморский флот в ходе ожесточенных боев понес ощутимые потери. Характерным для обеих сторон было уменьшение группировок военно-воздушных сил, предназначенных для действий на морском направлении.

В начале августа 1942 г. войска противника вышли к Краснодару и создали угрозу прорыва на новороссийском и туапсинском направлениях. Ценой больших потерь немцам к концу августа удалось занять порт Анапа, а на туапсинском направлении – станции Кабардинка, Нефтегорск и Дагестанская. С занятием 31 августа Анапы положение под Новороссийском чрезвычайно осложнилось. С 1 по 5 сентября наши войска вели ожесточенные бои с превосходящими силами противника. С непревзойденной стойкостью дрались батальоны морской пехоты и 83-я отдельная морская стрелковая бригада. Еще 27 августа 1942 г. из личного состава кораблей флота, Азовской и Каспийской флотилий была сформирована 1-я бригада морской пехоты, командиром которой был назначен подполковник Д.В. Гордеев. В сентябре она удерживала рубеж гора Долгая, хутор Мефодиевский, вела боевые действия в районе Липки. В течение десяти суток бригада сдерживала превосходящие силы противника, рвавшегося к побережью. Бойцы бригады продолжали сражаться и тогда, когда оказались в окружении, и отошли только после приказа прорваться для соединения с гарнизоном Новороссийска. Морские пехотинцы пробились сквозь кольцо окружения и горными тропами, неся на руках раненого командира, вышли в расположение своих войск в районе горы Колдун, сохранив вооружение и боеспособность.

С 25 по 29 сентября 1942 г. 83-я морская стрелковая бригада под командованием полковника М.П. Кравченко и военкома полкового комиссара Ф. В. Монастырского и 255-я морская стрелковая бригада под командованием полковника Д. В. Гордеева и военкома полкового комиссара М.К. Видова перешли в наступление. Прорвав первыми на Кавказе оборону противника, они разгромили его горно-стрелковую дивизию. В этих боях особенно отважно и мужественно дрались 144-й батальон под командованием капитан-лейтенанта А.И. Вострикова и 305-й батальон капитан-лейтенанта А.С. Шермана. Преследуя врага, бригады освободили несколько населенных пунктов, захватили 25 орудий, 30 минометов, 150 пулеметов, 600 винтовок и другие трофеи.

К концу дня 10 сентября вражеским войскам удалось прорваться в Новороссийск. Захватив большую часть города, противник не смог, однако, использовать его в качестве военно-морской базы и порта, так как восточная часть Цемесской бухты удерживалась советскими войсками, а подходы и сама бухта контролировались силами флота, простреливались береговой артиллерией. 21-27 сентября войска 47-й армии (77-я стрелковая дивизия, 83-я и 255-я бригады морской пехоты) при поддержке артиллерии и авиации флота нанесли контрудар и разгромили 3-ю румынскую горно-стрелковую дивизию, а также нанесли урон 9-й и 73-й немецким пехотным дивизиям. Линия фронта у Новороссийска надолго стабилизировалась.

25 сентября противник начал наступление непосредственно на Туапсе, нанося главный удар из района Нефтегорска. В середине октября создалось критическое положение для наших войск на туапсинском направлении. 17 октября противник занял г. Шаумян и вышел на ближние подступы к Туапсе. Создалась угроза прорыва его войск к морю. Для ликвидации этой угрозы крейсера "Красный Кавказ" и "Красный Крым", лидер "Харьков", эскадренные миноносцы и торпедные катера за пять дней перевезли из Поти в Туапсе 8, 9 и 10-ю стрелковые бригады и 83-ю горно-стрелковую дивизию. Эти соединения с ходу вступили в бой и, контратаковав противника, остановили его. 31 октября немецко-фашистские войска по всему фронту прекратили наступление и перешли к обороне. Во второй половине ноября они предприняли третье, последнее наступление, которое также закончилось полным провалом. В результате Туапсинской оборонительной операции, длившейся с 25 сентября по 20 декабря, были отражены все попытки противника прорваться к Туапсе, к морю. В ходе оборонительных действий на туапсинском направлении Черноморский флот обеспечивал перевозки войск и техники морем. Кроме того, во время напряженных боев за Туапсе, около 10 тыс. моряков сражалось на суше.

В октябре, когда создалась угроза выхода немецко-фашистских войск к морю севернее Туапсе и захвата города, на этот участок были срочно переброшены 83-я и 255-я морские стрелковые бригады. Моряки преградили путь врагу к Туапсе, а затем, перейдя в наступление, разгромили несколько его полков и стабилизировали положение на этом участке фронта. В дальнейшем они участвовали в боях на Малой земле, в освобождении Таманского полуострова и Крыма, форсировали Днестровский лиман и вместе с Дунайской флотилией прошли с боями до Австрии, участвовали в освобождении Братиславы, Будапешта, Вены и десятков других городов. За боевые заслуги в сражениях с немецко-фашистскими оккупантами 83-я морская стрелковая бригада была награждена дважды орденом Красного Знамени, а также орденом Суворова и удостоена почетного наименования Новороссийско-Дунайской, а 255-я морская стрелковая бригада получила наименование Таманской и была награждена дважды орденом Красного Знамени, а также орденами Суворова и Кутузова. Под Туапсе сражался 145-й полк морской пехоты (2305 человек), сформированный из моряков — защитников Севастополя, вернувшихся в строй после излечения в госпиталях. За две недели октябрьских боев морские пехотинцы этого полка под командованием подполковника П.В. Харичева уничтожили 18 дзотов и 21 пулеметную точку.

После разгрома немецкой группировки в битве на Волге началось наступление наших войск и на южном участке фронта. Командование Закавказского фронта и Черноморского флота приняло решение высадить десант в районе Южной Озерейки с задачей овладеть плацдармом в тылу противника и во взаимодействии с войсками 47-й армии Черноморской группы войск, наносившими удар с северо-востока, уничтожить новороссийскую группировку противника, освободить Новороссийск. Общее руководство операцией по овладению Новороссийском осуществлял командующий Черноморской группой войск генерал-лейтенант И.Е. Петров, высадкой десанта руководил командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский.

В ночь на 4 февраля 1943 г. катера-охотники под ураганным огнем противника высадили штурмовой отряд морской пехоты и часть сил первого броска вместе с артиллерией. Противник оказывал сильное противодействие. Основные силы высадить не удалось, так как противник не был подавлен и успел подтянуть резервы. Десантная операция началась до того, как обозначился успех 47-й армии на главном участке фронта. Поэтому Противник отразил высадку десанта. Высадка вспомогательного десанта в районе Станички прошла успешно благодаря внезапности и содействию артиллерии с восточного берега Цемесской бухты. За 10 минут до начала высадки артиллерия нанесла удар по участку высадки и расстроила противодесантную оборону. Для поддержки десанта с моря была успешно осуществлена стрельба реактивными снарядами с тральщика "Скумбрия". Морские пехотинцы под командованием майора Ц.Л. Куникова сразу же перешли в наступление на берегу. В течение одной ночи они уничтожили свыше 1 тыс. гитлеровцев и захватили 10 орудий. Так как высадка десанта успешно прошла на вспомогательном направлении – в районе Станички, было решено высаживать сюда и основные силы десанта.

Более семи месяцев, проявляя беспримерную стойкость, десантники удерживали плацдарм в районе Станичка, Мысхако, вошедший в историю Великой Отечественной войны под названием "Малая земля". Исключительную трудность представляло снабжение войск. Под огнем артиллерии и при атаках авиации и торпедных катеров противника, при наличии серьезной минной опасности нашим кораблям приходилось осуществлять перевозки на необорудованный берег занятого плацдарма. Противник принимал все меры к тому, чтобы ликвидировать плацдарм на Малой земле, уничтожить его защитников. Была даже проведена специальная операция под названием "Нептун". Однако все попытки врага разбивались о непреодолимую стойкость советских бойцов. Герои Малой земли в непрерывных ожесточенных боях продержались, до конца выполнив свой долг.

Обороне Новороссийска противник уделял особенно большое внимание. В Новороссийском порту и на склонах гор было построено свыше 500 оборонительных сооружений, выставлено свыше 30 тыс. мин и фугасов, дома и кварталы были превращены в опорные пункты. Непосредственно в районе Новороссийска немцы держали пять дивизий. Черноморскому флоту, которым с 24 апреля 1943 г. командовал вице-адмирал Л.А. Владимирский, была поставлена задача – высадить десант непосредственно в порт Новороссийск.

9 сентября 1943 г. торпедные катера группы прорыва под командованием командира 2-й бригады торпедных катеров капитана 2 ранга В.Т. Проценко атаковали огневые точки противника на молах. Группа подрывников старшего лейтенанта А.А. Куракина быстро подорвала боносетевые заграждения и дала сигнал об открытии прохода в порт. Вслед за торпедными катерами начался прорыв десантных отрядов. Противник встретил наши катера сильным артиллерийским и минометным огнем. Но, несмотря на это, высадка первого эшелона десанта проходила по намеченному плану. В течение 20-30 минут почти одновременно с десантными отрядами капитан-лейтенанта Д.А. Глухова, капитанов 3 ранга Н.И. Сипягина, Н.Ф. Масалкина высадились 393-й и 142-й батальоны морской пехоты и два батальона 1339-го стрелкового полка 318-й дивизии. Основные силы 255-й бригады морской пехоты, попав под массированный огонь, высаживались разобщённо в течение более полутора часов. Высадка второго эшелона проводилась на следующий день.

Одновременно с высадкой десанта в порт Новороссийск в наступление перешли восточная и западная группы 18-й армии. Восточная группа прорвала оборону на участке цементных заводов, и 14 сентября ее передовые части соединились с 393-м батальоном (группа капитан-лейтенанта В. А. Ботылева). В ночь на 16 сентября западная группа прорвала оборону со стороны Станички. К 10 часам утра порт и город Новороссийск были освобождены от противника. За семь дней кровопролитных боев войска 18-й армии во взаимодействии с Черноморским флотом разгромили крупную вражескую группировку. Новороссийская операция решила судьбу сильно укрепленного опорного пункта противника и положила начало освобождению Таманского полуострова. Моряки-черноморцы показали образцы мужества и отваги в боях за Новороссийск.
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 08:59 | Сообщение # 6

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Действия Черноморского флота на коммуникациях противника

Основные перевозки немцев на Черном море были связаны с необходимостью обеспечения действий сухопутных войск. По мере продвижения немецко-фашистских войск в глубь территории Советского Союза вдоль побережья Черного и Азовского морей масштабы этих перевозок возрастали. Они осуществлялись вплоть до середины 1944 г. в основном по прибрежной коммуникации и заметно возрастали, когда противник готовился к наступлению или вынужден был отступать. Наибольшее значение для противника морские коммуникации на Черном море приобрели с конца 1943 г., когда советскими войсками была заблокирована в Крыму крупная группировка немецко-румынских войск (17-я немецкая армия, в состав которой входило 5 немецких и 7 румынских дивизий, всего около 200.000 человек, до 3.600 орудий и минометов и 215 танков и штурмовых орудий). Ее питание и эвакуация уже всецело зависели от возможностей морских коммуникаций.

Прибрежный характер коммуникаций позволял широко использовать для зашиты береговую артиллерию и минные заграждения. Только на южном побережье Крыма противником было установлено более двадцати береговых артиллерийских батарей. На побережье были развернуты посты наблюдения, шумопеленгаторные и радиолокационные станции. По немецким данным, для прикрытия черноморских коммуникаций было выставлено около 20 тыс. мин и минных защитников. Наличие на побережье развитой аэродромной сети давало возможность противнику иметь надежное прикрытие конвоев с воздуха. Особенностью действий сил Черноморского Флота на морских коммуникациях противника было довольно интенсивное использование крупных надводных кораблей до крейсеров включительно. Вплоть до конца 1943 г. командование Черноморского флота планировало и проводило набеговые действия надводных кораблей на прибрежные коммуникации и порты противника. Всего 26 набегов, в ходе которых Черноморский флот накопил достаточный опыт организации подобных действий, которого не получил ни один другой наш флот.

Силы Черноморского флота, действовавшие на дальних вражеских коммуникациях – между портами западного побережья, значительно усложнили противнику организацию перевозок, увеличили напряжение его сил, обеспечивавших движение транспортов. В 1942 г. корабли Черноморского флота срывали доставку снабжения и пополнения приморской группировке врага по прибрежным коммуникациям (Севастополь – Феодосия – Керчь – порты Азовского моря). Успешная организация Черноморским флотом войсковых и грузовых перевозок в осажденную Одессу и Севастополь, а затем в Феодосию, Керчь и в передовые военно-морские базы на Кавказском побережье способствовала устойчивости обороны этих баз и приморских группировок Советской Армии. Стратегическое значение имели народнохозяйственные перевозки по Каспию.

Авиация флота наносила удары на всем протяжении коммуникаций противника от берегов Крыма до румынских портов и добилась наибольших успехов. Основным явился метод групповых ударов однородной авиации. В этих ударах было достигнуто довольно четкое тактическое взаимодействие. Впервые авиацией был применен топ-мачтовый способ бомбометания, который явился неожиданным для противника и дал положительные результаты. Впоследствии этот способ нашел широкое применение и на других наших флотах. Нанося удары по портам Крыма и Румынии, авиация также действовала однородными тактическими группами. Днем эти группы состояли из штурмовиков, ночью из бомбардировщиков. Кроме того, авиация была привлечена для производства активных минных постановок. На дальних сообщениях основным являлся способ "свободной охоты" – крейсерство одиночных и парных самолетов для удара по транспортам.

В сложных метеорологических условиях на малых высотах летчики морской авиации находили и топили транспорты противника. 28 сентября 1943 г. старшему лейтенанту А. С. Клюшкину при атаке транспорта в районе Констанцы осколком снаряда выбило глаз и перебило кисть руки. Истекая кровью, он продолжал атаку, торпедировал транспорт с высоты 20 м и возвратился на свой аэродром. Указом Президиума Верховного Совета СССР А.С. Клюшкину было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1943 г. штурмовой и бомбардировочной авиацией флота было потоплено и повреждено 65 транспортных судов, а также большое количество боевых кораблей. В их числе подводная лодка, 3 торпедных катера, сторожевой корабль, 11 тральщиков, 109 десантных и других барж, 40 катеров и 7 буксиров.

Подводные лодки активизировали свои действия против вражеских транспортов, перевозивших осенью и зимой 1942 г. боеприпасы, горючее, снаряжение и живую силу. Только за октябрь – декабрь черноморские подводники совершили 42 боевых выхода, потопили 4 и повредили 2 транспортных судна противника общим тоннажем более 17 тыс. рег. тонн. Подводным лодкам приходилось действовать в сложных условиях мелководного района, господства в воздухе авиации противника и усиления противолодочной обороны. К этому времени гитлеровцы создали специальные группы из катеров и самолетов для поиска и атак подводных лодок. Несмотря на это, советские подводные лодки в 1942 г. потопили 16 транспортных судов, 3 десантные баржи и буксир, который подорвался на минах, поставленных подводными лодками. В 1943 г. подводными лодками было потоплено 13 транспортов и повреждено 4 судна. Наиболее успешно действовали экипажи подводных лодок: Д-4 (командир капитан-лейтенант И.Я. Трофимов), потопившей 3 транспорта; М-111 (командир капитан 3 ранга Я.К. Иосселиани), потопившей 2 транспорта и лихтер; М-112 (командир капитан-лейтенант С.Н. Хаханов), потопившей транспортное судно и быстроходную десантную баржу; Л-4 (командир капитан 3 ранга Е.П. Поляков), потопившей быстроходную десантную баржу и две шхуны; Щ-215 (командир капитан 3 ранга М.В. Грешилов), потопившей транспорт и быстроходную десантную баржу.

На всем протяжении от Батуми до Новороссийска основными силами, противодействовавшими нашим перевозкам, являлись авиация, торпедные катера и подводные лодки противника. Поэтому командование флота особое внимание обратило на создание противовоздушной, противокатерной и противолодочной обороны наших морских сообщений. Противовоздушная оборона конвоев и транспортов в море обеспечивалась истребительной авиацией, а на отдельных участках конвои прикрывались береговой зенитной артиллерией. Летчики-черноморцы проявляли мужество и высокое воинское мастерство в боях с врагом. Так, командир эскадрильи Герой Советского Союза майор К.С. Алексеев 16 сентября сбил три немецких бомбардировщика Хе-111, а всего он уничтожил 19 самолетов противника.

Замечательный подвиг совершил младший лейтенант М.А. Борисов. В воздушном бою он сбил один самолет, но и его машина была подожжена. Борисов мог выброситься с парашютом, но решил продолжать бой. Так как боеприпасы были израсходованы, оставалось единственное средство – таран. Летчик направил свой горящий самолет на вражеский и таранил его. Во время падения фашистский самолет задел другой самолет и сбил его. Таким образом, одним таранным ударом было уничтожено два немецких самолета. Посмертно младшему лейтенанту М.А. Борисову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В ночь на 25 марта 1943 г. катер СКА-065 конвоировал военный транспорт с грузом для фронта. Когда транспорт подходил к месту назначения, появились 30 бомбардировщиков противника. На маленький корабль и транспорт враг сбросил более 100 бомб. Море кипело вокруг, катер бросало как щепку. Были разрушены ходовой мостик, рубка, с цапф сорвало тело орудия, вышла из строя рация, корпус катера был изрешечен сотнями осколков (более 1600 пробоин), более половины личного состава было ранено. Но, несмотря на это, даже раненые продолжали мужественно выполнять свои обязанности на боевых постах. В разгар боя старшине 2-й статьи Г. А. Куропятникову оторвало левую руку, несколько осколков попало в грудь и голову. От потери крови он временами терял сознание, его покидали силы, но герой-черноморец не отошел от пулемета и продолжал стрелять одной рукой. Вдруг он заметил, что на корме горят дымовые шашки, лежащие на глубинных бомбах. Создалась угроза гибели катера. Истекающий кровью моряк пополз на корму и попытался здоровой рукой сбросить шашки за борт. Но они были принайтовлены по-штормовому. Тогда Куропятников, обжигая лицо, перегрыз найтовы зубами и сбросил шашки за борт. Гибель корабля была предотвращена. За отвагу и героизм, проявленные в этом бою, весь личный состав СКА-065 был награжден орденами и медалями, катеру присвоено звание гвардейского, а старшине 2-й статьи Г.А. Куропятникову – звание Героя Советского Союза.

Утром 20 августа 1944 г. авиация флота нанесла мощные массированные бомбово-штурмовые удары по кораблям противника в военно-морских базах Констанца и Сулина. С этого момента прекратилось функционирование Констанцы как главной базы флота противника. Удары нашей авиации по Сулине лишили противника возможности использовать корабли в бассейне Дуная для срыва переправ советских войск. 27 августа группировка сил флота овладела важной военно-морской базой противника на Черном море — Сулиной. 4-я отдельная бригада речных кораблей под командованием капитана 2 ранга П. П. Давыдова с десантом 613-й отдельной роты по каналу, соединяющему Килийское и Сулинское гирла, внезапно подошла с тыла к базе противника. 384-й отдельный батальон морской пехоты под командованием Героя Советского Союза майора Ф. Е. Котанова, форсировав болотистый район, наступал с суши. Многочисленный гарнизон базы капитулировал.
 
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Флоты и флотилии отечественной войны 1941-1945 г. » Черноморский флот
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: