Admin |
Дата: Суббота, 20.06.2009, 16:01 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Статус: Offline
|
Танк Т-34 13 октября 1937 года Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна (завод № 183) были выданы тактико-технические требования на проектирование и изготовление нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Для выполнения этой задачи решением 8-го Главного управления Наркомата оборонной промышленности на заводе создали специальное ОКБ, подчиненное непосредственно главному инженеру. Танк получил заводское обозначение А-20. В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. Главным его отличием стало отсутствие привода колесного хода. В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле. По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 т тяжелее (боевая масса — 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка — дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода, толщине брони (30 мм вместо 25 у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт. Совместные испытания обоих танков проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой — 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что танк А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. Новый танк получил обозначение А-34. В октябре — ноябре 1939 года велись испытания двух танков А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34) На основании этих испытаний 19 декабря А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34. Первый прототип Т-34 был изготовлен заводом № 183 в январе 1940 года, второй — в феврале. В том же месяце начались заводские испытания, которые были прерваны 12 марта, когда обе машины ушли в Москву. 17 марта в Кремле, на Ивановской площади танки продемонстрировали И. В. Сталину. После показа машины пошли дальше — по маршруту Минск — Киев — Харьков. Первоначальный производственный план на 1940 год предусматривал выпуск 150 серийных Т-34, но уже в июне это число возросло до 600. Причем производство предполагалось развернуть как на заводе № 183, так и на Сталинградском тракторном (СТЗ). Последний должен был изготовить 100 машин. Однако план этот оказался далек от реальности: к 15 сентября 1940 года на ХПЗ изготовили только 3 серийных танка, а сталинградские «тридцатьчетверки» покинули заводские цеха только в 1941 году. Первые три серийные машины в ноябре — декабре 1940 года подверглись интенсивным испытаниям стрельбой и пробегом по маршруту Харьков — Кубинка — Смоленск — Киев — Харьков. Испытания проводили офицеры НИБТПолигона. Они выявили так много конструктивных недостатков, что усомнились в боеспособности испытываемых машин. ГАБТУ представило отрицательный отчет НИБТПолигона заместителю наркома обороны маршалу Г. И. Кулику, который утвердил его и тем самым прекратил производство и приемку нового танка. Следует заметить, что высшие должностные лица Наркомата обороны почти до самого начала войны не имели твердого мнения о танке Т-34, уже принятом на вооружение. Руководство завода № 183 не согласилось с мнением заказчика и обжаловало это решение в главке и наркомате, предложив продолжать производство и давать армии Т-34 с исправлениями и сокращенным до 1000 км (с 3000) гарантийным пробегом. Точку в споре поставил К. Е. Ворошилов, согласившись с мнением завода. Однако главные недостатки танка, отмеченные в отчете специалистов НИБТПолигона — теснота и ограниченный обзор, — так и не были ликвидированы. Одновременно конструкторам поручили разработку новой машины — Т-34М с 75-мм броней, торсионной подвеской, башней увеличенного размера, с командирской башенкой и экипажем из 5 человек. Работа надТ-34М велась до самого начала войны, причем были изготовлены бронекорпуса, башни, другие агрегаты и механизмы. Однако ни одной машины собрать так и не удалось, а после начала войны работу над новым танком прекратили. План производства Т-34 на 1941 год составлял 2800 танков (в том числе по заводу № 183 — 1800 машин, а по СТЗ — 1000) и был утвержден постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 5 мая 1941 года. К 1 мая 183-й завод изготовил 525, а СТЗ — 130 машин. Танк Т-34 образца 1940 года имел корпус, сваренный из катаных броневых листов. Верхний лобовой лист располагался под углом 60°, верхняя часть борта шла под углом 45°, нижняя — вертикально. В лобовом листе корпуса имелся люк механика-водителя. В верхней части крышки люка устанавливался центральный смотровой прибор. Боковые смотровые приборы водителя располагались слева и справа от люка под углом 60° к продольной оси танка. Справа от люка механика-водителя в шаровой установке, прикрытой броневым колпаком, ставился пулемет ДТ, огонь из которого вел стрелок-радист. Антенный ввод первоначально размещался на башне танка, а затем был перенесен на правый борт корпуса. Башня была сварная, овальной обтекаемой формы. Лоб и борта имели угол наклона 30°. В бортах башни находились смотровые приборы, а в крышке башенного люка имелся прибор кругового обзора. Правда, из-за неудачного их расположения экипаж был лишен возможности ими пользоваться. В кормовом листе башни предусматривалась дверца, крепившаяся болтами. На части танков . устанавливали литые башни с толщиной ; стенок 52 мм и 20-мм крышей. Основания боковых смотровых приборов отливались заодно с корпусом башни. Первоначально в танк ставили 76-мм. пушку Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а начиная с февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. После начала Великой Отечественной войны постановлением ГКО № 1 к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). При этом сормовичам разрешили устанавливать на танки авиамотор М-17, к выпуску которого должен был приступить цех авиадвигателей ГАЗа. Последнее обстоятельство связано с тем, что к началу войны единственным изготовителем дизелей В-2 был харьковский завод № 75. В первые же дни войны было принято решение о развертывании их производства на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ). Однако быстро меняющаяся обстановка на фронте заставила изменить эти планы. ГКО решил все двигательное производство ХТЗ перебазировать на СТЗ. Выпуск дизелей В-2 на СТЗ начался в ноябре 1941 года, до конца которого там изготовили 197 двигателей. Но удовлетворить потребность в В-2 СТЗ не мог, а завод № 75 в это время находился «на колесах» — шла его эвакуация на Урал. Так что решение о производстве Т-34 с бензиновым двигателем было вынужденным и временным. Программа выпуска Т-34 на заводе «Красное Сормово» в 1941 году включала 700-750 машин, но до конца года завод смог изготовить только 173 танка. К 19 октября было свернуто производство Т-34 в Харькове — 183-й завод эвакуировался в Нижний Тагил. Первые 25 танков на новом месте собрали в конце декабря из узлов и деталей, привезенных из Харькова. Таким образом, осенью 1941 года единственным крупным производителем Т-34 остался СТЗ. При этом выпуск максимально возможного числа комплектующих постарались развернуть в Сталинграде. Броневой прокат поступал с завода «Красный Октябрь», бронекорпуса сваривались на Сталинградской судоверфи (завод № 264), пушки поставлял завод «Баррикады». Короче говоря, в городе был организован практически полный цикл производства танка и его деталей. Впрочем, так же обстояли дела и в Горьком и в Нижнем Тагиле. Следует отметить, что каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию танка некоторые изменения и дополнения в соответствии со своими технологическими возможностями, поэтому танки разных заводов имели свой характерный внешний облик. В 1942 году для Т-34 разработали новую литую башню, так называемой «улучшенной « формы, несколько большую по размеру и с двумя круглыми люками вместо одного трапециевидного. Кроме того, инженеры «Уралмашзавода» разработали конструкцию штампованной башни. С октября 1942 по март 1944 года «Уралмаш» изготовил 2050 таких башен. В это же время четырехскоростную коробку передач заменили пятискоростной, установили новые прицелы — перископический ПТ-4-7 и телескопический ТМФД-7, боекомплект довели до 100 выстрелов. На башнях танков выпуска 1943 года появилась командирская башенка со смотровыми щелями. Помимо линейных танков в производстве находился огнеметный вариант — Т-034, у которого курсовой пулемет заменяли огнеметам АТО-41 или АТО-42. В незначительных количествах изготавливались танки-тральщики и мостоукладчики. Выпускался также командирский вариант «тридцатьчетверки», отличительной чертой которого было наличие радиостанции РСБ-1. ТанкТ-34, вооруженный 76-мм пушкой, производился с 1940 по 1944 год на шести заводах: № 183 в Харькове — с 1940 года, в Нижнем Тагиле — с 1941 года; Сталинградском тракторном — с 1941 года; «Красное Сормово» -с 1941 года; «Уралмаше» — с 1942 года; № 174 в Омске — с 1942 года; Челябинском Кировском — с 1942 года. Всего за это время было изготовлено 35 312 танков Т-34, включая 1170 огнеметных. Танки Т-34-76 находились на вооружении в танковых частях Красной Армии всю Великую Отечественную войну и принимали участие практически во всех боевых операциях, включая штурм Берлина. Кроме Красной Армии, средние танки Т-34 состояли на вооружении Войска Польского, Народно-освободительной армии Югославии и Чехословацкого корпуса, которые воевали против фашистской Германии. Тактико-технические характеристики Т-34 образца 1941 года Боевая масса, т 26,5 Экипаж, чел. 4 Длина, мм 6680 Ширина, мм 3000 Высота, мм 2450 Клиренс, мм 400 Броня, мм: 20-52 Лоб 45 Борт 45 корма 40-45 Крыша 20 Днище 20 Лоб башни 52 Удельное давление на грунт, кг/см2 0, 64 Скорость (по шоссе), км/ч 54 Запас хода (по шоссе), км 300-400 Подъем, град. 30 Высота стенки, м 0,73 Ширина рва, м 2,50 Глубина брода, м 1,11 Т-34 образца 1942 года актико-технические характеристики Т-34 образца 1942 года Боевая масса, т 28,5 Экипаж, чел. 4 Длина, мм 6680 Ширина, мм 3000 Высота, мм 2450 Клиренс, мм 400 Броня, мм: 21-65 Лоб 47 Борт 47 Корма 47 Крыша 20 Днище 21 Лоб башни 65 Удельное давление на грунт, кг/см2 0,76 Скорость (по шоссе), км/ч 55 Запас хода (по шоссе), км 400 Подъем, град. 30 Высота стенки, м 0,73 Ширина рва, м 2,50 Глубина брода, м 1,30 Т-34 образца 1943 года Тактико-технические характеристики Т-34 образца 1943 года Боевая масса, т 30,9 Экипаж, чел. 4 Длина, мм 6750 Ширина, мм 3000 Высота, мм 2600 Клиренс, мм 400 Броня, мм: 21-70 Лоб 47 Борт 60 Корма 47 Крыша 20 Днище 21 Лоб башни 70 Удельное давление на грунт, кг/см2 0,83 Скорость (по шоссе), км/ч 55 Запас хода (по шоссе), км 465 Подъем, град. 30 Высота стенки, м 0,73 Ширина рва, м 2,50 Глубина брода, м 1,30 Т-34-85 образца 1944 года Тактико-технические характеристики Т-34-85 образца 1944 года Боевая масса, т 32 Экипаж, чел. 5 Длина, мм 8100 Ширина, мм 3000 Высота, мм 2720 Клиренс, мм 400 Броня, мм: 21-90 Лоб 47 Борт 60 Корма 47 Крыша 20 Днище 21 Башня 75-90 Удельное давление на грунт, кг/см; 0,85 Скорость (по шоссе), км/ч 55 Запас хода (по шоссе), км 360 Подьем, град. 30 Высота стенки, м 0.73 Ширина рва, м 2,50 Глубина брода, м 1-30
|
|
|
Alexc_1984 |
Дата: Пятница, 30.04.2010, 00:20 | Сообщение # 3 |
Майор
Группа: Пользователи
Статус: Offline
|
А ще був танк Т-34/100 Завдання на установку 100-мм гармати в штатній башті Т-34-85 отримали ОКБ № 9 і відділ 520 заводу № 183 вже в липні 1944 року. Проте, ескізне опрацьовування проекту показало, що штатного «тридцятьчетвірочного» баштового погона діаметром 1600 мм для цього недостатньо. Запозичувати ж погон діаметром 1850 мм від важкого танка ІС не представлялося можливим із-за необхідності виготовлення абсолютно нового корпусу. Проте, конструктори горьковського ОКБ № 92 на чолі з А.Савіним здійснили досить успішну спробу установки знаряддя такого калібру в штатну башту Т-34-85. Вони запропонували для цього 100-мм гармати ЗІС-100, розробленої на підставі конструкції серійного 85-мм знаряддя ЗІС-С-53. Випробування ЗІС-100, втім, пройшли не цілком успішно із-за великого впливу віддачі при пострілі на трансмісію і ходову частину Т-34-85. Не вирішила проблему і установка щілистого дульного гальма. Другий етап робіт по оснащенню «тридцятьчетвірки» 100-мм гарматою був пов'язаний з проектуванням танка Т-44В (майбутній Т-54). За ініціативою А.А.Морозова на заводі № 183 був розроблений «пересувний стенд» з корпусу, вузлів і агрегатів ходової частини і моторний-трансмісійної групи Т-34-85 і нової башти Т-44В. Проте із-за більшого діаметру баштового погона - 1700 мм - корпус танка довелося декілька допрацювати. Був вилучений курсовий кулемет і на одну людину скорочений екіпаж, зменшена товщина днища і даху над двигуном, перенесені у відділення управління паливні баки, опущено сидіння механіка-водія, підвіску 2-го і 3-го опорних катків виконана так само, як і підвіска перших катків, поставлені п'ятироликові провідні колеса. У такому вигляді ця машина отримала позначення Т-34-100. Її маса досягла 33 т. У лютому-березні 1945 року цей танк проходив випробування на Свердловськом і Гороховецьком полігонах. Причому в нього встановлювалася як гармата ЗІС-100, так і Д-10 від ОКБ № 9. Випробування завершилися досить успішно, хоча купчастість стрільби була невисокою, а навантаження на трансмісію при пострілі як і раніше були надмірно великими. Проте, машина сподобалася військовим і вони зажадали продовження робіт над нею, проте всі спроби усунути перераховані недоліки не увінчалися успіхом. В той же час, в кінці 1944 року, в КБ заводу № 92 в Горькому спроектували нове 100-мм знаряддя ЛБ-1, що володіло зниженою віддачею. Це знаряддя також встановили на Т-34-100. По пристрою ЛБ-1 була дуже близька до Д-10. Ствол її складався з труби моноблоку, навінтного казенника і дульного гальма такої ж конструкції, що і у ЗІС-100. Довжина танка з гарматою вперед досягала 9150 мм, ствол на 3340 мм виходив за габарити машини. З 6 по 14 квітня 1945 року на Гороховецькому полігоні пройшли полігонні випробування гармати ЛБ-1 в танку Т-34-100. Було зроблено 1000 пострілів і пройдено 501 км. Фактична скорострільність ЛБ-1 склала 5,2-5,8 вистр/хв. Купчастість стрільби у нового знаряддя виявилася вищою, ніж у попередників, а навантаження на ходову частину і трансмісію нижчі. Комісія зробила висновок, що «після усунення виявлених недоліків гармата може бути рекомендована до ухвалення на озброєння». Проте, не дивлячись на великий інтерес військових до танка Т-34-100, серійне його виробництво так і не було почате - 100-мм гармата виявилася «непідйомною» для «тридцятьчетвірки». У 1945 році робилися спроби оснастити гарматою ЛБ-1 середній танк Т-44, озброєння якого - 85-мм гармати - визнали недостатнім для післявоєнного часу. Ця машина отримала індекс Т-44-100. Маса танка зросла до 33 т проти 31-31,5 т у серійних «сорокчетвірок». На кришці люка що заряджає встановили зенітний кулемет ДШК. Борти і ходову частину танка прикрили 6-мм протикумулятивними екранами. Для випробувань підготували два танки Т-44-100, які продемонстрували невисоку надійність і погані маневрені якості. На озброєння Т-44-100 прийнятий не був. Робота ця взагалі вже мала мало сенсу, оскільки в березні 1945 року на випробування вийшов прототип танка Т-54. _http://armor2var.ucoz.ru/publ/3-1-0-73
|
|
|