Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Танк НИ
fleur_de_lys
Дата: Пятница, 29.11.2013, 23:07 | Сообщение # 1

Генерал-полковник
Группа: Модераторы
1390
Сообщений:
Награды:
4
Замечания:
Статус: Offline
Танк НИ-1(На испуг) — советский бронетрактор (эрзац-танк), который выпускался во время обороны Одессы в 1941 году. Танк НИ-1
представляет из себя обшитый листами брони артиллерийский тягач, на
который установлено лёгкое стрелковое оружие или пушечное вооружение.
Как правило, танк был вооружен двумя пулеметами ДТ калибра 7,62-мм.В 1941, главным инженером Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания, было предложено
обшить трактора СТЗ-5 легкой броней. Первые две машины изготовили 20
августа 1941 года. Бронекорпуса танков были изготовлены из
комбинированной брони, состоявшей из двух стальных листов (часто
использовались стальные листы, взятые с судоремонтного завода), с
проложенными между ними досками. Начиная с 20 августа и по 15 октября
1941 года, было построено около 60 танков НИ-1. На танки устанавливалась вращающаяся башня, вооруженная лёгкими пушками или
пулемётами. Использовались башни, как от подбитых танков (на некоторых
танках были установлены башни от танка Т-26), так и самодельные
конструкции.Ночью 20 сентября 1941 года, в бою против румынских частей, были использованы 20 танков НИ-1. Танки, издавая жуткий грохот, с включенными фарами и сиренами,
двинулись на позиции противника без артиллерийской подготовки. После
этого боя, результатом которого стало обращение противника в бегство, за
танками и закрепилось название «НИ-1» - «На испуг».

Технические характеристики танка НИ-1 Боевая масса7 т.Экипаж2-3 чел.Годы производства 1941Годы эксплуатации1941Количество выпущенных танковоколо 60РазмерыДлина 4200 мм.Ширина 1900 мм.Высота 2400 мм.Бронирование Тип бронистальная катанаяЛоб корпуса10-20 мм.Борт корпуса10-20 мм.Корма корпуса10 мм.Днище10 мм.Крыша корпуса10 мм.Лоб башни20 мм.Борт башни20 мм.Корма башни20 мм.Крыша башни10 мм.Тип двигателячетырехцилиндровый карбюраторный 1МАМощность двигателя52-56 л.с.Скорость по шоссе 20 км./ч.Запас хода по шоссе140 км.Преодолеваемый подъём40°  (по твердому грунту)Вооружени
ена ряде машин легкая пушка калибра 37-45 мм.
Пулемёты 1-2 пулемета ДТ, калибра 7,62-мм.

---http://litnik.pp.ua/btt/tank-ni-1-odessa


Вечная Слава Солдатам Великой Войны!

Сообщение отредактировал fleur_de_lys - Пятница, 29.11.2013, 23:42
 
fleur_de_lys
Дата: Пятница, 29.11.2013, 23:44 | Сообщение # 2

Генерал-полковник
Группа: Модераторы
1390
Сообщений:
Награды:
4
Замечания:
Статус: Offline
Это один из знаменитых танков НИ-1 ("На Испуг"), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный
сельскохозяйственный гусеничный трактор СТЗ-НАТИ, обшитый листами брони.
У данного экземпляра "пушка" представляет из себя чистую бутафорию.
Проект танка разработали главный инженер завода им. Январского восстания
П. К. Романов, А. И. Обедников и капитан У. Г. Коган. Тракторы
защищались сварными броневыми (а в ряде случаев и просто стальными)
листами, взятыми с Одесского судоремонтного завода. Вооружались машины
легкими пушками или пулеметами во вращающихся башнях, причем
использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные
конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм
пулемета ДТ.
В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана
на психологический эффект применения танков. На танках были включены
фары и сирены и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские
траншеи. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками
закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг».
Подобное название объясняется еще и тем, что за неимением орудий
большого калибра дула легких пушек наращивались для придания танкам
более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались
муляжи орудий (как у машины на фотографии). Кроме того, по воспоминаниям
ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.
По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. История их создания такова:
После ряда поражений, понесенных Красной Армией летом 1941 года, и
больших потерь в танках, советским руководством был принят ряд срочных
мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято
постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч
бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство
бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих
тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и
Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем бронетрактора должны
были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к
производству танков - средних Т-34 на Сталинградском, и легких Т-60 на
Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового
отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45-мм
танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных
орудий. В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных
образца бронетракторов с 45-мм пушками, построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3,
СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе
СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности
хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5.
Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая
рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой
пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел
пулемет ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные
углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать
весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила
индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16). Принимая во
внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только
начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой
промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем
производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом
предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском
тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для
них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод.
Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени
Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941
года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими, так и не вышло на
крупносерийный уровень. Точных данных о боевом использовании этих машин
нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне
Харькова осенью 1941 года.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны,
защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4
танка, вооружённых пулемётами. Об «эзельских танках» уже после войны
очень подробно вспоминал бывший в 1941 году переводчиком одного из двух
эстонских батальонов БОБР островитянин А.Клаас. Дадим ему слово: «...
трактор-танк был построен в Курессаарском ремесленном училище под
руководством мастеров Хельги и Оясауна. Основой танка послужил трактор
типа НАТИ, взамен кабины и капота была изготовлена непроницаемая для
пуль надстройка. Опытным путём было установлено, что шестимиллиметровый
стальной лист, даже взятый вдвое или втрое, не защищает от винтовочной
пули. Тогда мастера избрали такой способ: между двумя стальными листами
оставляли промежуток в 3 — 4 сантиметра и заливали его цементом. Эти
плиты защищали даже от бронебойных пуль. Вся надстройка танка была
сварена из плоских кусков плиты, так как в условиях училища гнуть плиты
было невозможно. Не удалось сделать и вращающуюся башню — пришлось с
каждой стороны башни проделать отверстие для стрельбы, из которого можно
было высунуть дуло винтовки или лёгкого пулемёта. В танке могло
поместиться трое. Всего в Курессаарском ремесленном училище было
построено четыре таких танка».
---http://topwar.ru/1851-tank-ni-1.html


Вечная Слава Солдатам Великой Войны!
 
fleur_de_lys
Дата: Пятница, 29.11.2013, 23:48 | Сообщение # 3

Генерал-полковник
Группа: Модераторы
1390
Сообщений:
Награды:
4
Замечания:
Статус: Offline
Кстати, в выпуске танков  НИ  участвовал и мой прадед, Левицкий Петр Антонович,работавший во время оброны Одессы нак заводе им Январского восстания


Вечная Слава Солдатам Великой Войны!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: