Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Статус: Offline
|
Освобождение Варшавы было результатом наступления советских войск, начатого 13 января 1945 года на всем фронте от Балтики до Карпат. Варшавско-Познанская операция войск 1-го Белорусского фронта, проведенная 14 января-3 февраля 1945 года являлась частью стратегической Висло-Одерской операции. К середине января 1945 года войска 1-го Белорусского фронта занимали рубеж по реке Висла (от Сероцка до Юзефува), удерживая на ее западном берегу плацдармы в районах Магнушева и Пулавы. Перед ними оборонялась 9-я армия немецко-фашистской группы армий «А» (с 26 января - «Центр»). Замысел советского командования: расчленить противостоявшую группировку противника и разгромить ее по частям.
Главный удар намечалось нанести с Магнушевского плацдарма в направлении на Кутно, Познань силами 61-й, 5-й Ударной, 8-й гвардейской армий, 1-й и 2-й гвардейских танковых армий и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса. Для развития успеха на главном направлении предназначалась 3-я Ударная армия (2-й эшелон фронта). Вспомогательные удары должны были нанести с Пулавского плацдарма в направлении на Радом, Лодзь 69-я и 33-я армии и 7-й гвардейский кавалерийский корпус, севернее Варшавы - 47-я армия.
1-я армия Войска Польского получила задачу начать наступление на 4-й день операции и во взаимодействии с войсками 47-й, 61-й армий и 2-й гвардейской танковой армии разгромить варшавскую группировку противника и овладеть Варшавой.
За несколько дней до начала генерального наступления на Варшаву в 1-ю Польскую армию приехал президент Крайовой Рады Народовой Болеслав Берут в сопровождении главнокомандующего генерала Жимерского. На совещании командиров соединений генерал Поплавский коротко изложил решение Верховного Командования и уточнил задачу.
В этот момент 1-я Польская армия, входившая в состав 1-го Белорусского фронта, занимала сорокакилометровый участок фронта от местечка Яблонная до города Карчев. На правом ее фланге стояла 2-я пехотная дивизия имени Домбровского, на левом — 1-я отдельная кавалерийская бригада, в центре — 6-я пехотная дивизия.
Уступом за кавалерийской бригадой в районе лесов западнее и южнее Осецка и Погожеля сосредоточилась основная группировка 1-й армии Войска Польского в составе 3-й и 4-й пехотных дивизий, 1-й отдельной танковой бригады имени Героев Вестерплятте, 4-й артиллерийской противотанковой бригады и 1-й саперной бригады.
Справа от 1-й Польской армии находилась 47-я советская армия, слева — 61-я.
По плану Ставки Верховного Командования 61-я советская армия наносила главный удар. Опираясь на плацдармы у Варки и Пулав, она должна была отбросить противника и выйти на Гродзиск и Маджарин.
47-я советская армия после форсирования Вислы, обходя Варшаву, наступала в направлении Блоне.
картинка
Этот комбинированный удар с флангов зажимал Варшаву в гигантские наружные клещи и угрожал полным окружением всей гитлеровской группировке. Внутренние клещи должны были создать части 1-й Польской армии.
Командующий армией генерал С. Г. Поплавский решил связать противника силами 6-й пехотной дивизии и 1-й отдельной кавалерийской бригады, а затем своими резервами ударить по крыльям. Операция требовала рокировки почти всей 1-й Польской армии влево, в затылок 61-й советской армии, и длительного марша к Гуре Кальварьи.
Затем, когда части южной группировки 1-й Польской армии, отбросив противника у Гуры Кальварьи, пойдут на Варшаву, уланы должны были присоединиться к ним и следовать во втором эшелоне армии, прикрывая стык между 4-й и 6-й польскими пехотными дивизиями. Обстоятельства, однако, изменились, и польская кавалерийская бригада сыграла в Варшавской операции более почетную и активную роль.
После оперативного совещания, проведенного командующим, был устроен ужин, на котором присутствовали члены демократического польского правительства. Встреча с ними была по-дружески теплой и проникнутой взаимным доверием. Гости поднимали бокалы за всех присутствовавших командиров соединений. В ответном слове командиры соединений докладывали о своей готовности к бою.
Это была правда. Поляки были готовы и ждали сражения за Варшаву как большого праздника, хотя каждому было ясно, что дело обещает быть нелегким.
Перед 1-м Белорусским фронтом находилась 9-я немецкая армия под командованием генерала танковых войск Лютвица.
1-й армии Войска Польского непосредственно противостояли части 73-й и 337-й немецких пехотных дивизий, 183-й охранный полк, семь отдельных батальонов. Кроме того, в районе Сохачева в резерве 9-й армии противника находилась 391-я караульная дивизия.
Варшавско-Познанская операция началась 14 января внезапной атакой передовых батальонов с обоих плацдармов на фронте свыше 100 км. В течение часа они продвинулись на 2-3 км, не встречая организованного сопротивления. Перешедшие затем в наступление войска 5-й Ударной и 8-й гвардейской армий к исходу дня продвинулись до 12 км, а войска 61-й армии форсировали по льду реки Пилица и вклинились в оборону врага на глубину до 3 км. 69-я и 33-я армии, 9-й и 11-й танковые корпуса прорвали оборону противника на глубину до 20 км. В шесть часов утра кавалерийская бригада и 6-я польская пехотная дивизия тоже начали усиленную огневую обработку переднего края обороны противника.
15 января соединения 1-й гвардейской танковой армии вышли к реке Пилица. 11-й и 9-й танковые корпусы к утру 16 января освободили Радом. 47-я армия, перейдя в наступление 16 января, отбросила противника за Вислу и с ходу форсировала ее севернее Варшавы. В тот же день в полосе 5-й Ударной армии была введена в прорыв 2-я гвардейская танковая армия, которая, совершив за день стремительный бросок на 80 км, вышла и район Сохачева и отрезала пути отхода варшавской группировке противника.
16 января в 7 часов 55 минут польские и советские части приступили к артподготовке на варшавском участке фронта.
16 января сопротивление немцев на обоих флангах было сломлено советскими войсками. Советские танки резали коммуникации в глубоком тылу 9-й немецкой армии. Фронт противника дрогнул и заколебался. По сути дела Варшавская операция была уже выиграна частями Советской Армии. Понимая невозможность удержать Варшаву, гитлеровцы стали постепенно выводить свои гарнизоны из Лазенок, Жолибожа, Влох и центра города.
Ночью с 16 на 17 января главные силы 1-й армии Войска Польского перешли Вислу по льду и наведенным мостам. С островков двинулись вперед спешенные взводы. С берега через их головы ударила артиллерия. Заработали минометы.
Головные взводы в полках вели поручик Халас и подпоручик Закжевский.
Стоял яркий солнечный день. Лед на реке переливался, как хрусталь, в лучах уже теплевшего солнца. Ясно видимые с командного пункта польские солдаты, рассыпавшись цепью, бежали вперед, не залегая. Противник открыл по ним хаотический огонь. Снаряды рвались на реке, взламывая лед. Но к этому времени передовые подразделения уже вышли на левый берег и начали штурм дамбы.
Командование бросило на поддержку им эскадроны с правого берега. Лед потемнел от множества людей. Над рекой зазвучал передаваемый с командного пункта по радио польский национальный гимн.
Еще минута — и красные полотнища эскадронных знамен затрепетали на вершине дамбы.
Через час поляки захватили деревни Чернидлу и Цешицу. А к вечеру головные эскадроны начали уже продвижение на Езерную.
В течение ночи уланы заняли еще несколько деревень: Опачь, Бенькова, Копыты, Беляева, Оборы, Пяски. Это был успех.
К рассвету 17 января ворвались в Езерную и оседлали скрещение прибрежных шоссейных дорог на Варшаву.
Ранним утром над гитлеровскими позициями в Варшаве появились советские и польские самолеты.
Одновременно развернула боевые действия 2-я пехотная дивизия ВП, сломившая все попытки сопротивления врага на улицах Жолибожа и Маримонта. Воины 6-й пехотной дивизии прорвали гитлеровскую оборону на Висле и в ходе непрерывных боев, поддерживаемые огнем советских бронепоездов, приближались к центру города.
Ожесточенные схватки разыгрались на Маршалковской, на ул.Тамка, в районе Главного вокзала.
Вскоре 1-я отдельная кавалерийская бригада, отбрасывая мелкие заслоны противника, вошла в Варшаву и в районе «Кроликарни» соединилась с частями 6-й польской пехотной дивизии. В 10 часов утра над развалинами Главного вокзала взвился бело-красный флаг. А в 14 часов 17 января командарм 1-й Польской армии генерал Поплавский смог послать Временному польскому правительству в Люблин историческую телеграмму: «Варшава взята!».
Варшава была свободна.
Уланы ликовали. На улицах стихийно возникали митинги. Польские солдаты горячо обнимали проходивших по улицам советских солдат. У костела святого Вавжинца хор пел «Варшавянку».
Варшава была свободна!
У ног Сирены тихо плескалась в полыньях разбитого снарядами льда красавица Висла. А вокруг лежал во мгле темный город. Пожары потухли, выстрелы затихли. Стояла глубокая тишина. Статуя стояла высоко на постаменте, залитая лунным светом. Лицо русалки было прекрасно. Прижав к простреленному сердцу искалеченную снарядом левую руку, она высоко занесла меч, готовая к ответному удару. Легендарная дочь морского царя Балтыка словно защищала Варшаву.
Войскам, участвовавшим в боях за освобождение Варшавы, приказом ВГК от 17 января 1945 г. объявлена благодарность и в Москве дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
За ее свободу отдали свои жизни более 200 тысяч советских солдат и офицеров. Их прах покоится на кладбище-мавзолее, сооруженном в аллее Жвирки и Вигуры. Память о боевой дружбе польских и советских воинов увековечил воздвигнутый в первом освобожденном районе города – Праге – Обелиск братства по оружию. 17 января, 1945, Польша, СССР, аудиофайл 17 января 1945
Освобождение Варшавы войсками 1-го Белорусского фронта и 1-ой армии Войска Польского.
Освобождение Варшавы было результатом наступления советских войск, начатого 13 января 1945 года на всем фронте от Балтики до Карпат. Варшавско-Познанская операция войск 1-го Белорусского фронта, проведенная 14 января-3 февраля 1945 года являлась частью стратегической Висло-Одерской операции. К середине января 1945 года войска 1-го Белорусского фронта занимали рубеж по реке Висла (от Сероцка до Юзефува), удерживая на ее западном берегу плацдармы в районах Магнушева и Пулавы. Перед ними оборонялась 9-я армия немецко-фашистской группы армий «А» (с 26 января - «Центр»). Замысел советского командования: расчленить противостоявшую группировку противника и разгромить ее по частям.
Главный удар намечалось нанести с Магнушевского плацдарма в направлении на Кутно, Познань силами 61-й, 5-й Ударной, 8-й гвардейской армий, 1-й и 2-й гвардейских танковых армий и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса. Для развития успеха на главном направлении предназначалась 3-я Ударная армия (2-й эшелон фронта). Вспомогательные удары должны были нанести с Пулавского плацдарма в направлении на Радом, Лодзь 69-я и 33-я армии и 7-й гвардейский кавалерийский корпус, севернее Варшавы - 47-я армия.
1-я армия Войска Польского получила задачу начать наступление на 4-й день операции и во взаимодействии с войсками 47-й, 61-й армий и 2-й гвардейской танковой армии разгромить варшавскую группировку противника и овладеть Варшавой.
За несколько дней до начала генерального наступления на Варшаву в 1-ю Польскую армию приехал президент Крайовой Рады Народовой Болеслав Берут в сопровождении главнокомандующего генерала Жимерского. На совещании командиров соединений генерал Поплавский коротко изложил решение Верховного Командования и уточнил задачу.
В этот момент 1-я Польская армия, входившая в состав 1-го Белорусского фронта, занимала сорокакилометровый участок фронта от местечка Яблонная до города Карчев. На правом ее фланге стояла 2-я пехотная дивизия имени Домбровского, на левом — 1-я отдельная кавалерийская бригада, в центре — 6-я пехотная дивизия.
Уступом за кавалерийской бригадой в районе лесов западнее и южнее Осецка и Погожеля сосредоточилась основная группировка 1-й армии Войска Польского в составе 3-й и 4-й пехотных дивизий, 1-й отдельной танковой бригады имени Героев Вестерплятте, 4-й артиллерийской противотанковой бригады и 1-й саперной бригады.
Справа от 1-й Польской армии находилась 47-я советская армия, слева — 61-я.
По плану Ставки Верховного Командования 61-я советская армия наносила главный удар. Опираясь на плацдармы у Варки и Пулав, она должна была отбросить противника и выйти на Гродзиск и Маджарин.
47-я советская армия после форсирования Вислы, обходя Варшаву, наступала в направлении Блоне.
картинка
Этот комбинированный удар с флангов зажимал Варшаву в гигантские наружные клещи и угрожал полным окружением всей гитлеровской группировке. Внутренние клещи должны были создать части 1-й Польской армии.
Командующий армией генерал С. Г. Поплавский решил связать противника силами 6-й пехотной дивизии и 1-й отдельной кавалерийской бригады, а затем своими резервами ударить по крыльям. Операция требовала рокировки почти всей 1-й Польской армии влево, в затылок 61-й советской армии, и длительного марша к Гуре Кальварьи.
Затем, когда части южной группировки 1-й Польской армии, отбросив противника у Гуры Кальварьи, пойдут на Варшаву, уланы должны были присоединиться к ним и следовать во втором эшелоне армии, прикрывая стык между 4-й и 6-й польскими пехотными дивизиями. Обстоятельства, однако, изменились, и польская кавалерийская бригада сыграла в Варшавской операции более почетную и активную роль.
После оперативного совещания, проведенного командующим, был устроен ужин, на котором присутствовали члены демократического польского правительства. Встреча с ними была по-дружески теплой и проникнутой взаимным доверием. Гости поднимали бокалы за всех присутствовавших командиров соединений. В ответном слове командиры соединений докладывали о своей готовности к бою.
Это была правда. Поляки были готовы и ждали сражения за Варшаву как большого праздника, хотя каждому было ясно, что дело обещает быть нелегким.
Перед 1-м Белорусским фронтом находилась 9-я немецкая армия под командованием генерала танковых войск Лютвица.
1-й армии Войска Польского непосредственно противостояли части 73-й и 337-й немецких пехотных дивизий, 183-й охранный полк, семь отдельных батальонов. Кроме того, в районе Сохачева в резерве 9-й армии противника находилась 391-я караульная дивизия.
Варшавско-Познанская операция началась 14 января внезапной атакой передовых батальонов с обоих плацдармов на фронте свыше 100 км. В течение часа они продвинулись на 2-3 км, не встречая организованного сопротивления. Перешедшие затем в наступление войска 5-й Ударной и 8-й гвардейской армий к исходу дня продвинулись до 12 км, а войска 61-й армии форсировали по льду реки Пилица и вклинились в оборону врага на глубину до 3 км. 69-я и 33-я армии, 9-й и 11-й танковые корпуса прорвали оборону противника на глубину до 20 км. В шесть часов утра кавалерийская бригада и 6-я польская пехотная дивизия тоже начали усиленную огневую обработку переднего края обороны противника.
15 января соединения 1-й гвардейской танковой армии вышли к реке Пилица. 11-й и 9-й танковые корпусы к утру 16 января освободили Радом. 47-я армия, перейдя в наступление 16 января, отбросила противника за Вислу и с ходу форсировала ее севернее Варшавы. В тот же день в полосе 5-й Ударной армии была введена в прорыв 2-я гвардейская танковая армия, которая, совершив за день стремительный бросок на 80 км, вышла и район Сохачева и отрезала пути отхода варшавской группировке противника.
16 января в 7 часов 55 минут польские и советские части приступили к артподготовке на варшавском участке фронта.
16 января сопротивление немцев на обоих флангах было сломлено советскими войсками. Советские танки резали коммуникации в глубоком тылу 9-й немецкой армии. Фронт противника дрогнул и заколебался. По сути дела Варшавская операция была уже выиграна частями Советской Армии. Понимая невозможность удержать Варшаву, гитлеровцы стали постепенно выводить свои гарнизоны из Лазенок, Жолибожа, Влох и центра города.
Ночью с 16 на 17 января главные силы 1-й армии Войска Польского перешли Вислу по льду и наведенным мостам. С островков двинулись вперед спешенные взводы. С берега через их головы ударила артиллерия. Заработали минометы.
Головные взводы в полках вели поручик Халас и подпоручик Закжевский.
Стоял яркий солнечный день. Лед на реке переливался, как хрусталь, в лучах уже теплевшего солнца. Ясно видимые с командного пункта польские солдаты, рассыпавшись цепью, бежали вперед, не залегая. Противник открыл по ним хаотический огонь. Снаряды рвались на реке, взламывая лед. Но к этому времени передовые подразделения уже вышли на левый берег и начали штурм дамбы.
Командование бросило на поддержку им эскадроны с правого берега. Лед потемнел от множества людей. Над рекой зазвучал передаваемый с командного пункта по радио польский национальный гимн.
Еще минута — и красные полотнища эскадронных знамен затрепетали на вершине дамбы.
Через час поляки захватили деревни Чернидлу и Цешицу. А к вечеру головные эскадроны начали уже продвижение на Езерную.
В течение ночи уланы заняли еще несколько деревень: Опачь, Бенькова, Копыты, Беляева, Оборы, Пяски. Это был успех.
К рассвету 17 января ворвались в Езерную и оседлали скрещение прибрежных шоссейных дорог на Варшаву.
Ранним утром над гитлеровскими позициями в Варшаве появились советские и польские самолеты.
Одновременно развернула боевые действия 2-я пехотная дивизия ВП, сломившая все попытки сопротивления врага на улицах Жолибожа и Маримонта. Воины 6-й пехотной дивизии прорвали гитлеровскую оборону на Висле и в ходе непрерывных боев, поддерживаемые огнем советских бронепоездов, приближались к центру города.
Ожесточенные схватки разыгрались на Маршалковской, на ул.Тамка, в районе Главного вокзала.
Вскоре 1-я отдельная кавалерийская бригада, отбрасывая мелкие заслоны противника, вошла в Варшаву и в районе «Кроликарни» соединилась с частями 6-й польской пехотной дивизии. В 10 часов утра над развалинами Главного вокзала взвился бело-красный флаг. А в 14 часов 17 января командарм 1-й Польской армии генерал Поплавский смог послать Временному польскому правительству в Люблин историческую телеграмму: «Варшава взята!».
Варшава была свободна.
Уланы ликовали. На улицах стихийно возникали митинги. Польские солдаты горячо обнимали проходивших по улицам советских солдат. У костела святого Вавжинца хор пел «Варшавянку».
Варшава была свободна!
У ног Сирены тихо плескалась в полыньях разбитого снарядами льда красавица Висла. А вокруг лежал во мгле темный город. Пожары потухли, выстрелы затихли. Стояла глубокая тишина. Статуя стояла высоко на постаменте, залитая лунным светом. Лицо русалки было прекрасно. Прижав к простреленному сердцу искалеченную снарядом левую руку, она высоко занесла меч, готовая к ответному удару. Легендарная дочь морского царя Балтыка словно защищала Варшаву.
Войскам, участвовавшим в боях за освобождение Варшавы, приказом ВГК от 17 января 1945 г. объявлена благодарность и в Москве дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
За ее свободу отдали свои жизни более 200 тысяч советских солдат и офицеров. Их прах покоится на кладбище-мавзолее, сооруженном в аллее Жвирки и Вигуры. Память о боевой дружбе польских и советских воинов увековечил воздвигнутый в первом освобожденном районе города – Праге – Обелиск братства по оружию.
Освобождение левобережной Варшавы польскими и советскими войсками имело символическое значение. Эта часть столицы представляла собой пустыню, где под снежным покровом не осталось ничего, кроме развалин и пепелищ. Потери столицы за годы войны и оккупации были ужасными. Из 1 миллиона 300 тысяч жителей довоенной Варшавы погибли около 800 тысяч человек, в том числе около 200 тысяч – в результате военных действий и боев в городе, а около 600 тысяч – от руки гитлеровских палачей. Превратилось в развалины, сгорело в огне, было разграблено или преднамеренно уничтожено огромное культурное и материальное достояние всего народа, веками накапливаемое в Варшаве.
--http://clubs.ya.ru/4611686018427433389/replies.xml?item_no=2554
Вечная Слава Солдатам Великой Войны!
|