ИЗ ОТЧЕТА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА 1941 г. О СОСТОЯНИИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ФРОНТА И БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ЗА ВОСЕМЬ ДНЕЙ ВОЙНЫ Сов. секретно
ОТЧЕТ
О БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА 1941 г.
с 22 июня 1941 г. по 1 января 1942 г.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБСТАНОВКА НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА
переход к военному положению
Боевая подготовка
[...] В результате пережитой тяжелой зимы к 15 апреля 1941 года боевую готовность частей Военно-воздушных сил Западного особого военного округа можно охарактеризовать следующим: истребители –небоеспособны (в воздухе почти не стреляли и воздушных боев не вели); бомбардировщики – ограниченно боеспособны (мало бомбили, мало стреляли, мало летали на маршрутные полеты). Разведывательной авиации округ не имел, так как имеющиеся восемь корпусных авиаэскадрилий получили шесть самолетов Р-зет и приступили к переучиванию.
313-й и 314-й разведывательные полки были полностью укомплектованы молодым летным составом, но материальной части не имели.
314-й разведывательный авиационный полк начал получать самолеты ЯК-2 и ЯК-4 в апреле месяце и к началу войны имел лишь шесть экипажей, только что вылетавших на ЯК-4.
Штурмовиков округ вовсе не имел. 215-й штурмовой авиационный полк, только что сформированный, к началу войны имел двенадцать И-15 и подготавливал летчиков для перехода на ИЛ-2, которых округ в то время не имел
Материальная часть
К началу войны части Военно-воздушных сил Западного особого военного округа были вооружены: бомбардировщики – самолетами СБ, СУ-2, а тяжелые полки – ТБ-3; истребители – самолетами И-16 и И-153; штурмовики – самолетами И-15-бис
Состояние материальной части было вполне удовлетворительное.
9-я смешанная авиационная дивизия к началу войны получила 262 самолета МИГ-1 и МИГ-3 и приступила к их освоению. Всего было на МИГах выпущено до 140 летчиков и продолжался выпуск остальных.
На новых самолетах производились только аэродромные полеты и отстрел пулеметов в воздухе. Материальная часть к началу войны была не освоена и дивизия имела ряд тяжелых катастроф в процессе ее освоения. Старая материальная часть (И-16, И-153) осталась в дивизии.
Самолеты ПЕ-2 были получены в количестве 420 штук и находились в 13-м авиационном полку 9-й смешанной авиационной дивизии и 15-м авиационном полку 11-й смешанной авиационной дивизии.
Таким образом, с начала войны округ переживал период перевооружения на новую материальную часть, а интерес к старой материальной части заметно снизился. Все сверху до низу были охвачены скорейшим выпуском летчиков на новой материальной части.
Аэродромная сеть
В течение 1939 и 1940 годов в округе было построено около 70 аэродромов на территории Западной Белоруссии, но эти аэродромы были рассчитаны главным образом на старую материальную часть.
Передовая и тыловая зоны аэродромов были хорошо развиты. Что же касается полосы между меридианами Вильнюс, Лида, Пинск и Полоцк, Минск, Уречье – аэродромов почти не было. В этой полосе предусмотрена была постройка аэродромов в 1941 году.
На 30 аэродромах имелись запасы горючего и бомб.
Основным тормозом в сосредоточении горючего было отсутствие тары.
В ближайших к границе авиагарнизонах были созданы большие запасы авиагорючего и бомб.
Исключительно пагубно отразилось на маневре военно-воздушных сил развертывание строительства взлетно-посадочных полос на территории Западной Белоруссии. На 46 аэродромах было развернуто строительство взлетно-посадочных полос средствами Народного комиссариата внутренних дел БССР.
Оставалось лишь 15-17 аэродромов для лагерной стоянки частей, которые располагались главным образом вдоль госграницы на расстоянии 10-40 км, т.е. 9, 10, 11-й смешанных авиационных дивизий, которые к моменту войны находились на аэродромах, удаленных от госграницы не более 10-40 км.
Несмотря на предупреждения о том, чтобы взлетно-посадочные полосы строить не сразу на всех аэродромах, все же 60 взлетно-посадочных полос начали строиться сразу. При этом сроки строительства не выдерживались, много строительных материалов было нагромождено на летных полях, вследствие чего аэродромы были фактически выведены из строя.
В результате такого строительства аэродромов в первые дни войны маневрирование авиации было очень сужено и части оказались под ударом противника.
Дислокация авиации Западного особого военного округа характеризовалась рассредоточением истребительной авиации по всей границе, притом чрезмерно близко к границе. Отсутствие связи со службой ВНОС и неналаженность последней усугубляло положение.
Состояние органов тыла.
Директива Генерального штаба о введении новой системы тыла была получена в округе 28 апреля 1941 г.. Все организационные мероприятия и директивные указания по переходу к районам авиабазирования и переформированию авиабаз были отданы к 20.4.41 г..
По этой директиве существующие тридцать четыре авиабазы были переформированы в батальоны аэродромного обслуживания в таком же количестве. Остальные девяносто три батальона аэродромного обслуживания должны были формироваться заново. Таким образом, новая система тыла в Западном особом военном округе к началу войны была лишь в стадии организации: управления авиарайонов только что создавались, а приписка переменного состава к батальонам аэродромного обслуживания начиналась вновь. Особо плохо обстояло дело с припиской транспорта, в частности – спецмашин. В связи с переходом на новую организацию прежние мобилизационные расчеты оказались нарушенными и тыл был совершенно не готов к началу войны.
Изучение вероятного противника
Во всех частях Военно-воздушных сил Западного особого военного округе вопросу изучения вероятных противников, и особенно Германии, отводилось время, определенное программой боевой подготовки.
Как с летным, так и с техническим составом авиачастей основное внимание уделялось изучению организации и состояния военно-воздушных сил вероятных противников, их материальной части, по официальным материалам, издаваемым Разведывательным управлением Генерального штаба Красной Армии, и периодической печати. Как недостаток в этом вопросе следует отметить то, что противник изучался по бумагам. В проводимых учениях противник очень часто принимался условный, далеко не соответствующий его действительному состоянию.
Совершенно недостаточно изучался опыт войны, проводимой Германией на западе и юго-западе Европы в те времена.
Ввиду отсутствия достаточно полной авиационной литературы и незнания большинством командного состава иностранных языков исключало возможность пользования иностранной литературой, которой к тому же было очень мало.
Если летный состав не плохо изучил материальную часть противника, то вопросы тактики воздушного боя и оперативно-тактического применения военно-воздушных сил противника изучались поверхностно.
Предусмотренные программой боевой подготовки к изучению многие вероятные противники, как, например, Германия, Румыния, Англия, Италия и другие, требовали много времени, которого не хватало, в результате чего изучение было весьма поверхностным.
Только в последние два месяца перед войной во всех частях военно-воздушных сил было организовано глубокое изучение военно-воздушных сил Германии.
Между тем германская разведка практически изучала базирование наших военно-воздушных сил. Воздушная трасса Москва, Берлин проходила через основные аэроузлы Западного особого военного округа.
Несмотря на неоднократные ходатайства командования военно-воздушных сил округа об изменении направления трассы, германские самолеты все же пользовались ею, производили посадку на таких аэродромах, как Белосток, Минск, даже тогда, когда на них производилась летная работа.
Подготовка штаба военно-воздушных сил фронта к войне.
Штаб Военно-воздушных сил Западного фронта развернулся из штаба Военно-воздушных сил Западного особого военного округа, сохранив в своем составе все основные кадры до настоящего времени.
В течение 1940 года штаб военно-воздушных сил округа провел самостоятельно две фронтовые оперативные игры и участвовал на одной фронтовой 20-дневной полевой поездке, проведенной Генеральным штабом Красной Армии, где получил неплохую оценку.
Кроме того, штаб военно-воздушных сил округа участвовал на 4 общевойсковых оперативных играх, проведенных штабом округа.
Командиры штаба военно-воздушных сил округа были достаточно подготовлены к управлению войсками, хотя достаточного опыта не имели.
Последующий ход событий показал, что штаб военно-воздушных сил округа был сколочен достаточно хорошо
Канун войны
Развернутая сеть германского шпионажа, разбросанного по всей территории Западного округа, дала в руки противника большие преимущества и предоставила ему возможность на первых порах войны деморализовать управление войсками и внести некоторую панику в сознание малоустойчивых людей.
В течение всего периода с момента заключения договора между СССР и Германией и особенно в последние дни противник систематически нарушал нашу госграницу, не только перелетая ее, но и умышленно производя посадки своих самолетов на наших аэродромах с экипажами в чине младших офицеров – фактически переодетых офицеров. Наши истребители, сидевшие в засаде вдоль госграницы, не имели возможности активно противодействовать нарушению противником нашей границы, т.к. имели приказ оружия не применять, а предлагать посадку эволюциями самолета, что никакого воздействия не оказывало.
Еще задолго до начала войны противник произвел фотосъемку наших укреплений на границе, что подтверждается фотодокументами, захваченными в разгромленных штабах немецкой армии (см. приложение № 70).
В результате действий германских диверсантов и польских белогвардейцев с 23.00 21.6.41 г. вся проволочная связь штаба военно-воздушных сил Западного особого военного округа со штабами дивизий и штабов дивизий со своими полками была прервана и каждый аэродром был предоставлен сам себе.
В таких условиях началась Великая Отечественная война.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ПО МЕСЯЦАМ
И ОПЕРАТИВНЫЕ ВЫВОДЫ
I. ДЕЙСТВИЯ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ВОЙНЫ И БОЕВОЙ СОСТАВ
Боевой состав Военно-воздушных сил Западного фронта к началу войны состоял из шести дивизий (9, 11, 10, 12, 13, 43), одного авиакорпуса дальнего действия и четырех отдельных авиаполков; всего имелось к 22.6.41 г. двенадцать истребительных полков, восемнадцать бомбардировочных, два штурмовых, два резервных и два разведывательных. В строю находилось 1909 самолетов, из коих 1022 истребителя и 887 бомбардировщиков. Схему организации Военно-воздушных сил Западного фронта, дислокацию и боевой состав см. приложения №№ 1, 2, 3, 9, 10, 11.
Части Военно-воздушных сил Западного фронта вступили в войну с утра 22.6.41 г. День этот характеризуется большими потерями, понесенными авиацией фронта от налетов противника, организацией ответных ударов по аэродромам противника Соколув, Седлец, Лукув, Бяла-Подляска, по группировкам противника в Цехановец, Константинув, Рыгалы, оз. Сервы, Августов, Сувалки, по промышленности в Кенигсберг, Варшава.
За день 22.6.41г. авиацией противника были уничтожены на аэродромах и в воздушных боях 538 самолетов при 143 самолетах, потерянных противником. На следующий день потери сторон соответственно составляли 125 и 124 самолета и к концу июня, т. е. за 8 дней войны \131\ наши потери составляли 1163 самолета, потери противника 422. Схему ударов противника по нашим аэродромам и графики потерь см. Приложения №№ 4, 5, 6, 28-34.
К исходу 30.6.41 г. военно-воздушные силы фронта имели истребителей 124 и бомбардировщиков 374, всего 498 самолетов, объединенных в семь дивизий. Дислокация – в приложении № 7. Военно-воздушные силы противника соответственно имели около 800 самолетов перед нашим фронтом, предположительно, 2-й воздушный флот. (См. схему № 25.)
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ. ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ
СИЛАМИ ПО МЕСЯЦАМ, И ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ
Первые 8 дней войны
С началом военных действий основной задачей военно-воздушных сил фронта были самостоятельные действия по борьбе с мотомеханизированными и танковыми колоннами противника и уничтожение его авиации на аэродромах. Наряду с этим важнейшей задачей было прикрытие центров и мест сосредоточения и выгрузки наших войск, взаимодействие с частями 3-й армии в районе Гродно, а также глубокая разведка противника.
Первые удары по танковым колоннам противника 22-23.6.41 г. были нанесены в районе Сувалки, Домброва, Гродно с одновременным ударом по аэродромному базированию противника на меридиане Августов, Седлец. Этот период характерен также большим количеством воздушных боев.
С 27.6.41 г. борьба с мотомеханизированными частями противника принимает характер эшелонированных ударов авиации и охватывает новые районы вдоль брестского шоссе (Пружаны, Береза) и районы Молодечно, Барановичи, Ошмяны, Минск, Бобруйск.
Судить о полных результатах работы авиации за этот начальный этап войны нет возможности, ввиду убытия тех частей, которые вели боевую работу в те дни, и слабого учета авиации в то время. По сохранившимся отрывочным данным за период с 22 по 30.6.41 г. сделано 2969 самолето-вылетов и сброшено 107 тонн 550-кг бомб. Основной бомбой, применяемой в тот период, была ФАБ-100. О количестве подбитых танков противника сведений нет.
За этот период уничтожено 442 самолета противника
Командующий Военно-
воздушными силами
Западного фронта
генерал-майор авиации Науменко
Военный комиссар
Военно-воздушных сил
Западного фронта
дивизионный комиссар Клоков
Начальник штаба Военно-воздушных сил
Западного фронта
генерал-майор авиации Худяков