КРАТКИЙ ОТЧЕТ НАЧАЛЬНИКА ИНЖЕНЕРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОГО ФРОНТА НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО УПРАВЛЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ О РАБОТЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ЧАСТЕЙ ФРОНТА ЗА ПЕРИОД С 22 ИЮНЯ
ПО 13 АВГУСТА 1941 г. Сов. секретно
Начальнику Главного военно-инженерного управления
Красной Армии
КРАТКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ЧАСТЕЙ ЗА ПЕРИОД
ПО 13.8.41 г.
Первое. С февраля-марта 1941 года все саперные батальоны и инженерные полки Западного особого военного округа находились на специальных работах по укреплению госграницы. Из года в год привлекаемые на оборонительные строительства в отрыве от своих соединений, при отсутствии достаточного времени для боевой, а порой и политической подготовки, инженерные части превращались в рабочие команды. Саперы, в отрыве от своих соединений, не обучались инженерному обеспечению боя и взаимодействию с другими родами войск.
Второе. К моменту начала военных действий все инженерные части находились в пограничной полосе и в боях понесли большие потери убитыми и ранеными командно-политического состава и красноармейцев. Потери во всех видах материального обеспечения большие. Тяжелая инженерная техника (дорожные машины, компрессоры и другие) частью \124\ уничтожена артиллерийским огнем и авиацией противника, а частью оставлена. По состоянию на 24.6.41 г. 23-й инженерный полк в районе Сопоцкин дезорганизован и рассеян, 10-й инженерный полк основными подразделениями втянулся в бой на госгранице, командование полка со спецподразделениями при 1-м стрелковом корпусе – Визна. По данным прибывающих с фронта военнослужащих управлений начальника строительства, все саперные батальоны стрелковых дивизий и стрелковых корпусов, работающие на границе, втянулись в бой и понесли большие потери, отдельные подразделения перемешались с другими родами войск.
Третье. Для задержания продвижения в глубину мотомеханизированных частей противника Западным фронтом оборудовался основной противотанковый рубеж Витебск, Орша и далее по р. Днепр, Речица, Гомель. Создавались промежуточные очаги противотанковых заграждений на основных направлениях движения противника. Одновременно устраивались тет-де-поны вокруг населенных пунктов: Орша, Шклов, Могилев, ст. Быхов, Рогачев, Речица. К этому времени фронт располагал тремя саперными батальонами и двумя понтонными батальонами. Из управлений начальника строительства было организовано 7-е военно-полевое строительство. В качестве рабочей силы для полевого строительства постановлением ЦК ВКП(б) привлечено все местное население. Имеющиеся силы были явно недостаточными для выполнения задачи фронта. Регулярная подача войскам инженерного имущества не велась из-за отсутствия транспорта. Мины отсутствовали. Взрывчатого вещества – в наличии только 35 тонн.
Четвертое. Распоряжением Главного военно-инженерного управления Красной Армии к 30.6.41 г. в распоряжение Западного фронта прибыло три отдельных саперных батальона. Одновременно сформировано два понтонных батальона. Последующее формирование инженерных частей проводилось согласно мобилизационному плану. В период с 23.7.41 г. сформировано:
а) три отдельных моторизованных инженерных батальона,
б) четыре инженерных строительных батальона,
в) одни понтонный батальон,
г) четыре отдельных саперных батальона,
д) четыре инженерных батальона.
Пятое. Боевые действия саперов с начала июля 1941 года.
22-я армия средствами полевой фортификации и заграждениями закрепляла рубеж Идрица, Бондари, Мартыново, Бокачи, Островно. Устраивала противотанковые препятствия против тяжелых танков. Силами местного населения и войск оборудовала тыловую армейскую оборонительную полосу по рубежу Опочка, Идрица, озеро Нищердо, Городок, Курино. Закрывала междуозерные дефиле в направлениях:
а) Зилупе, Идрица,
б) Дрисса, Невель,
в) Дисна, Невель.
Подготавливала полосу инженерных заграждений в полосе предполья тылового оборонительного рубежа, подготавливала к разрушению мосты, переправы и дороги. Аналогичные задачи выполняли и другие армии.
19-я армия – на рубеже Лунки, Витебск, Заречье. Оборудовала тыловую армейскую полосу на рубеже Курино, Колышки, Рудня. \125\
20-я армия – на рубеже Заречье, Орша, Шклов. Армейская тыловая полоса – на рубеже Рудня, Гусино, Горки.
13-я армия – на рубеже Шклов, Могилев, (иск.) Рогачев, тыловая армейская полоса – на рубеже Горки, Чаусы, Пропойск, Струмень.
21-я армия – на рубеже (иск) Быхов, Рогачев, Жлобин, Речица, Гомель, Лоев. Тыловая армейская полоса – на рубеже Струмень, Чечерск, Гомель.
Фронтовые инженерные части работали по устройству заграждений в системе армий и по спецзаданиям начальника инженерного управления фронта. В дальнейшей инженерные части стрелковых дивизий, стрелковых корпусов и армейские батальоны работали по обеспечению боевых действий, создавали заграждения и переправы в зависимости от боевой обстановки.
Шестое. Использование инженерной техники.
Малая подвижность инженерной техники в саперных батальонах стрелковых дивизий и стрелковых корпусов, оснащение этих батальонов тяжелыми машинами (компрессоры, тяжелые грейдеры, копры, ЛСР), которые чаще всего не находят себе применения в саперных частях, действующих в передовой полосе и только сковывают маневренность батальонов в начальной фазе войны, не найдя себе применения, частью уничтожены огнем противника, а частью оставлены на поле боя
Мины и минирование полей явились эффективными средствами в борьбе с танками противника Существенным их недостатком является слабое бризантное действия (разрушают только гусеницу). Широкое применение находит себе подрывная техника, главным образом при разрушении мостов и дорог
Из имеющихся переправочных средств наиболее устойчивым под огневым воздействием показал себя парк Н2П. Так, например, переправы через р. Днепр у Соловьева и южнее многократно подвергались бомбежке авиацией противника. Пробитые понтоны оседали на дно, на осевшие понтоны укладывался подручный материал, и переправа продолжала действовать. Переправа из лодок А-З, будучи подверженной сильному огню противника, была разрушена, и лодки окончательно вышли из строя.
Седьмое. Инженерная техника противника.
Из небольшого количества образцов подрывных средств и средств минирования, дошедших до инженерного управления с фронта в состоянии, позволяющем восстановить конструкцию этих средств и приемов их применения, можно установить:
а) для подрывных работ немцы применяют стандартные заряды взрывчатых веществ весом 0.2, 1 и 3 кг;
б) фугасы-сюрпризы с упрощенными взрывателями устанавливаются на ударное и натяжное действие;
в) применяется противотанковая мина образца 1935 года с зарядом взрывчатых веществ весом 5,2 кг.
На основе изучения этих образцов войскам даются указания по извлечению и обезвреживанию этих мин и фугасов.
Основные особенности изученных образцов – суть:
1. Широкое применение штамповочных работ, сварки, пайки и прессования при изготовлении в промышленности.
2. Большая герметичность и механическая прочность корпусов мин.
3. Удобство и надежность установки взрывателей на резьбе. \126\
4. Снабжение мин элементами неизвлекаемости – дополнительными взрывателями.
5. Возможность использования мин и фугасов в качестве зарядов для подрывных работ.
6. Удобство транспортирования и переноски мин и фугасов
Выводы:
1. Оторванность саперных батальонов от своих соединений привела к тому, что к началу войны стрелковые дивизии, стрелковые корпуса и армии оказались в основном без саперов.
2. Отсутствие нормальной боевой подготовки инженерных войск на протяжении ряда последних лет определило низкую подготовленность в специальном деле, слабую тактическую подготовку и плохое взаимодействие с основными родами войск.
3. Для поднятия уровня подготовки инженерных частей в специальном деле необходимо широко развернуть сеть формирования запасных инженерных батальонов, где и готовить саперов и младших командиров инженерных войск.
Необходимо в глубоком тылу (Волга, Урал) организовать учебные запасные батальоны для подготовки младшего начсостава.
4. Для укомплектования инженерных частей средним начсоставом (некомплект по фронту 30-40 необходимо организовать кратковременные курсы подготовки младших лейтенантов из граждан, имеющих высшее специальное образование (в том числе не совсем законченное).
5. Вооружение саперных батальонов стрелковых дивизий и стрелковых корпусов средствами инженерной техники не всегда соответствует выполняемым задачам в передовой полосе боевых действий. Загруженность тяжелыми машинами (компрессоры, копры, грейдеры, ЛСР) снижает подвижность батальона, стесняя его маневренность.
Целесообразно сосредоточение тяжелой техники в фронтовых и армейских специальных парках, которые могут придаваться стрелковым дивизиям и корпусам в зависимости от боевой обстановки.
6. Средства инженерного вооружения противника и их применение за прошедший период военных действий мало изучены. Необходимо усилить изучение путем организации специальных инженерных разведок, заданий Разведывательного отдела фронта и опросом пленных.
Начальник Инженерного
управления Западного фронта
генерал-майор Воробьев
Военный комиссар
полковой комиссар Журавлев
Начальник 1-го отдела Инженерного управления
Западного фронта
подполковник Мельников