ДОНЕСЕНИЕ ПОМОЩНИКА КОМАНДУЮЩЕГО СЕВЕРО-ЗАПАДНЫМ ФРОНТОМ ПО ТАНКОВЫМ ВОЙСКАМ ОТ 11 ИЮЛЯ 1941 г. О СОСТОЯНИИ МЕХАНИЗИРОВАННЫХ КОРПУСОВ СЕКРЕТНО
ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ ФЕДОРЕНКО
Только сегодня поучил возможность написать Вам первый отчет по танковым войскам Северо-Западного фронта...
Общее впечатление [таково], что танки используются неправильно: без пехоты и взаимодействия с артиллерией и авиацией. Хуже всего – механизированные корпуса не существуют, так как генерал-полковник Кузнецов растащил их совершенно, что способствовало огромнейшим потерям в материальной части, невиданным по своим размерам. Подробные цифры дает [полковник] Полубояров, я же укажу только на то, что осталось в частях. Так, например, у [генерал-майора] Лелюшенко осталось 25 “КВ”, 10 “Т-26”, 4 “БТ”, 2 “Т-34”. В 3-й танковой дивизии 1-го механизированного корпуса осталось 35 “БТ”. Все танки требуют ремонта, но обстоятельства заставляют держать их в бою. Кроме того, до сих пор нет запасных частей.
Своей первостепенной задачей считаю сбор частей механизированных корпусов снова воедино, отправку танкистов, не имеющих материальную часть, на заводы и основное, налаживание правильного использования танков. Лесисто-болотистая местность театра [боевых действий] и способ действия немцев (исключительно по дорогам, танки с пехотой и артиллерией) указывают на обязательную необходимость нам в этих условиях часто использовать танки мелкими подразделениями (рота, батальон) [во взаимодействии] с пехотой, артиллерией и авиацией. Крупные соединения нужны только для глубокого маневра с целью окружения и уничтожения крупных группировок противника. К сожалению из-за плохого управления и неумения воевать пехоты, мы не можем задержаться, а не то, что наступать. Чем берут немцы? Больше воздействием на психику бойца, нежели какими-либо “ужасными” средствами, причиняющими урон. Его авиация господствует, но она не столько поражает, сколько пугает. Так и все его боевые средства. Часто наши бойцы отходят, не видя немцев, лишь пой воздействием авиации, незначительных групп танков и часто только от немецкого огня артиллерии. Командиры не держат в руках бойцов, не несут ответственности за невыполнение приказа и отходят по своему усмотрению. Части, где крепкий, храбрый командир, даже не блестящий тактическими “талантами”, бьют немцев, только пух летит. Таков, например, мотополк 42-й танковой дивизии (командир – полковник Горяннов).
Таково вкратце положение дел которое медленно улучшается.
Прошу Вас помочь ремонтными средствами, цистернами и запасными частями по тем заявкам, которые дает начальник Автобронетанкового \13\ управления фронта. Завтра я все тщательно сам проверю и запроса не будет. Что необходимо, то будем просить без излишних запросов. Проверю также, какие материалы посылают Вам, и налажу повседневную, конкретную информацию. Опишу также каждую часть подробно.
Прощу приказать ставить в известность о каждом отправлении нам, чтобы мы знали, что и где искать.
Помощник командующего Северо-Западным фронтом
по танковым войскам
генерал-майор ВЕРШИНИН