Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Указание НКВД СССР № 144
маляр
Дата: Воскресенье, 07.03.2010, 14:13 | Сообщение # 1

Генерал-майор
Группа: Пользователи
99
Сообщений:
7
Награды:
2
Замечания:
Статус: Offline
Указание НКВД СССР № 144

об усилении борьбы с бактериологической диверсией противника

10 апреля 1942 г.

В обстановке войны работа органов НКВД по борьбе с бактериологической диверсией приобретает все большее значение и должна быть направлена на своевременное пресечение намерений агентуры иностранных разведок и антисоветских формирований по совершению диверсий бактериологическими средствами.
В период, предшествовавший войне, органами и пограничными войсками НКВД были выявлены созданные вражескими разведками группы, а также задерживались перешедшие государственную границу агенты ино-разведок, имевшие задание совершать бактериологические диверсии и массовые отравления ядами продуктов питания
и источников водоснабжения в приграничных областях и в тылу Советского Союза.
Наибольшую активность в подготовке бактериологической диверсии проявляли националистические контрреволюционные формирования, в некоторых случаях выполнявшие прямые задания иностранных разведорганов в этом направлении, ликвидированные в западных областях УССР, БССР и в Литовской ССР.
При переходе госграницы в западные области Украины был задержан крупный агент иноразведки Т., у которою при обыске были изъяты таблетки, оказавшиеся при их исследовании высушенными бактериями сибирской язвы, обладавшими усиленной смертоносностью.
Т. назвал ряд агентов разведки, обосновавшихся в западных областях Украины и Белоруссии и готовивших совершение актов бактериологической диверсии.
Арестованный Кемеровским горотделом УНКВД Новосибирской области врач Байков A.B. показал, что в 1940 г. он совершил бактериологическую диверсию путем введения бактерий брюшного тифа в водоем водонасосной станции комбината № 392. При этом Байков воспользов&1ся тем обстоятельством,
что водонасосная станция не имела в то время установок для хлорирования воды.
В результате этой диверсии заболело брюшным тифом 70 человек, их которых 5 человек умерло.
Брюшотифозные бактерии Байков A.B. получил почтовой посылкой из г. Пскова от резидента разведки, с которым Байков поддерживал связь тайнописью вплоть до июля 1941 г.
С началом войны между Германией и СССР НКВД стало известно, что разведывательные органы Германии ведут активную работу по выяснению дислокации и состояния бактериологических институтов, используя в этом направлении забрасываемую агентуру, а также антисоветские элементы внутри страны.
Находившийся продолжительное время в СССР крупный резидент германской разведки профессор Цейсе Генрих после выдворения в Германию в конце 1932 г. занимал там руководящее положение в ведомстве здравоохранения, а с приходом к власти Гитлера, являясь членом фашистской партии, по имеющимся данным,
возглавил работу по подготовке бактериологиче-сой войны и диверсий против Советского Союза.
Из числа агентов германской разведки, связанных с Цейссом, НКВД СССР арестован профессор-микробиолог, немец Гартох О.О., который 4 октября 1941 г. показал, что во время пребывания в Германии он в 1923 г. был завербован разведкой, а с 1925 г. по заданиям Цейсса вел шпионскую и вредительскую работу в области микробиологии.
Гартох О.О. принимал активное участие в создании антисоветской организации среди микробиологов. Практическая подрывная работа этой организации состояла в выпуске недоброкачественных бактериологических препаратов (вакцин, сывороток) и в разработке наиболее эффективных методов проведения бактериологических диверсий в момент войны Германии против СССР.
Арестованный в июле 1941 г. немец Штритер В.А.. научный сотрудник Всесоюзного института экспериментальной медицины, показал, что, являясь с 1932 г. агентом германской разведки, он систематически передавал шпионские сведения о заболеваниях населения в СССР и проводимых научных работах по выработке новых средств борьбы с инфекционными болезнями.
Имеющиеся в НКВД СССР данные показывают, что германская разведка, и особенно ее военные органы, ставят перед забрасываемой в СССР агентурой задачу совершения бактериологических диверсий. Наряду с заброской агентуры извне германская разведка использует для совершения диверсионных актов освобожденных из тюрем,
бывших кулаков и другие антисоветские и неустойчивые элементы, завербованные для этой цели на территории, временно оккупированной германскими войсками.
При занятии с. Боков-Антраиит Ворошиловградской области немцами был завербован ученик школы Черешнев Н.И., которому при переброске через линию фронта наряду с заданиями по сбору военно-шпионских сведений было поручено отравить питьевую воду в колодцах в расположении частей Красной Армии.
Арестованный в г. Ливны Орловской области Белоглазов СП. показал, что, являясь старшим поваром одной из гвардейских частей Красной Армии, попав в плен к немцам, был завербован последними и получил задание по возвращении в часть произвести отравление пищи в котлах.
УНКВД по Кустанайской области Казахской ССР в результате агентурной разработки арестован бывший участник националистической к-р организации ветврач Нурмухамедов Х.Г, следствием по делу которого установлено, что он подготавливал заражение сибирской язвой жителей г. Кустаная и распространение эпизоотии среди скота. Для выращивания культуры си-
бирской язвы Нурмухамедов похитил в областной ветбаклаборатории 4 пробирки с питательной средой.
По вскрытой УНКВД по Горьковской области антисоветской группе, возглавляемой техником автозавода Душиным A.A., было установлено, что Душин организовал на дому лабораторию по выращиванию микробов желудочно-кишечных болезней.
Все эти факты свидетельствуют о возрастающей опасности совершения бактериологических диверсий агентурой иноразведок и антисоветских формирований внутри страны.
В соответствии с циркуляром H КГБ СССР № 28 от 23 мая 1941 г. и телеграммой НКВД СССР № 6122 от 11 ноября 1941 г.1 органами НКВД проведены мероприятия по выявлению подучетных контингентов в учреждениях и институтах микробиологии, эпидемиологии и санитарии, насаждению противодиверсионной сети осведомления, наблюдению за состоянием хранения и учета бактериальных культур и бакпрепаратов.
Однако в работе местных органов H КВД по линии борьбы с бактериологической диверсией имеют место существенные недостатки.
Многие НКВД-УНКВД узко поняли свои задачи по предупреждению бактериологической диверсии, свели их только к профилактическим мероприятиям, не ведут глубокой агентурной работы по обеспечению выполнения директивных указаний НКВД СССР в этой области.
Агентурная разработка лиц, подозреваемых в бактериологической диверсии и в связях с иностранными разведками, ведется медленно, внимание агентуры не направляется на вскрытие организованной вражеской деятельности антисоветских элементов и выявление их практической подрывной работы.
Местные органы НКВД не всегда учитывают возможные тяжелые последствия медлительности в разработке этих лиц, в руках которых находится такое острое оружие, как бактерии.
В работе, связанной с обеспечением борьбы против эпидемических заболеваний, мероприятия органов НКВД часто сводятся к фиксации положения и информации о возникших эпидемических вспышках и не принимаются меры к выявлению подрывной работы антисоветских элементов в системе органов и учреждений здравоохранения, которые могут умышленно использовать создавшуюся «объективную обстановку» в целях распространения эпидемий.
Предлагаю:

1. Максимально усилить агентурно-оперативную работу по борьбе с бактериологической диверсией на основе циркуляра № 28 и телеграммы № 6122.

2. Агентурно-оперативные мероприятия не ограничивать агентурными возможностями и объектами обслуживания СПО НКВД-УНКВД, использовать для этой цели также и агентуру по линиям работы КРО, ЭКО и транспортных отделов в части выявления агентуры иностранных разведок, имеющих задания по бактериологической диверсии, и пресечения диверсионных актов в системе предприятий пищевой промышленности, общественного пи-
тания и водоснабжения. Руководству НКВД-УНКВД постоянно координировать все мероприятия по линии борьбы с бактериологической диверсией.

3. В районах прифронтовой полосы и на территориях, освобожденных от немецких оккупантов, особое внимание направить на выявление вражеской агентуры, забрасываемой и вербуемой противником с задачами бактериологической диверсии, применяемых немцами. Эту работу вести в тесном контакте с органами Управления особых отделов НКВД.

4. Задерживаемых агентов немецкой разведки тщательно обыскивать и при обнаружении у них всякого рода ампул, таблеток и медикаментов направлять их нарочным в НКВД СССР, обеспечив тщательную упаковку.

5. Особым отделом лагерей военнопленных тщательно допрашивать и обращать внимание на агентурное обслуживание поступающих пленных врачей, добиваясь получения известных им данных о бактериологических средствах противника и методах бактериологической войны и диверсий, готовящихся немецким командованием и наукой.

6. Форсировать имеющиеся агентурные разработки в отношении лиц, подозреваемых в бактериологической диверсии, и одновременно приобретать квалифицированную агентуру, способную не только сигнализировать о дефектах работы в области бактериологии, эпидемиологии и санитарии, но и вскрывать организованную вражескую деятельность.

7. Органам милиции усилить наблюдение за состоянием хранения в соответствующих учреждениях ядов и сильнодействующих вешеств. выявляя также лиц, хранящих на дому бактерии инфекционных заболеваний, и привлекая нарушителей к уголовной ответственности.
Активизировать работу органов милиции по наблюдению за санитарным состоянием населенных пунктов, обратив особое внимание на санитарную и общух охрану водопроводных сооружений, источников водоснабжения и водоохранных зон.

8. Не оставлять без тщательной агентурной проверки и расследования поступающих сигналов по фактам и явлениям, свидетельствующим о попытках совершения бактериологических диверсий со стороны вражеской агентуры.

9. Профилактическую работу построить в соответствии с указаниями циркуляра № 28 от 23 мая 1941 г., широко применяя маршрутные командировки агентуры из числа медицинских специалистов в местности, где появляются вспышки эпидемических заболеваний, с задачей установления причин возникновения эпидемий.
Активную агентурную разработку подозрительных по бактериологической диверсии элементов в санитарно-бактериологических учреждениях, портовых карантинных пунктах, на наблюдательных станциях вести в направлении выявления их возможных связей с агентурой иноразведок.
Отчетность о результатах агентурно-оперативной работы по борьбе с бактериологической диверсией представлять в установленные телеграммой № 6122 сроки, сообщая о важнейших происшествиях по этой линии и о появлении подозрительных на диверсию заболеваний немедленно.

Зам.народного комиссара внутренних дел СССР
комиссар государственной безопасности 3 ранга В.Меркулов

ЦА ФСБ России

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: