fleur_de_lys |
Дата: Четверг, 21.06.2012, 14:45 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Статус: Offline
|
Николай Иванович Кузнецов
Никола́й Ива́нович Кузнецо́в (27 июля 1911, д. Зырянка, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, ныне Талицкий район, Свердловская область — 9 марта 1944, около г. Броды, Львовская область) — советский разведчик, партизан.
В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Н.И. Кузнецов проявил необычайную отвагу и изобретательность. Выступал он и в роли народного мстителя. Им совершены акты возмездия над многими фашистскими генералами и старшими офицерами, наделенными большими полномочиями третьего рейха. При активном участии Н.И. Кузнецова были уничтожены - главный судья Украины Функ, имперский советник рейхскомиссариата Украины Галль и его секретарь Винтер, вице-губернатор Галиции Бауэр, генералы Кнут и Даргель; во главе группы партизан Кузнецов похитил командующего карательными войсками на Украине генерала Ильгена.
"У меня в кармане на боевом взводе со снятым предохранителем лежал вальтер со спецпатронами, в кобуре - ещё один пистолет. В коридорчике перед кабинетом меня встретила чёрная ищейка, за мной шёл один из приближённых.
Войдя в кабинет, я увидел Коха, и перед ним двое, которые сели между мной и Кохом, третий стоял за моей спиной, за креслом - чёрная собака. Беседа продолжалась около тридцати-сорока минут. Всё время охранники как зачарованные смотрели на мои руки. Кох руки мне не подал, приветствовал издали поднятием руки, расстояние было метров пять. Между мной и Кохом сидели двое, и за моим креслом сидел ещё один. Никакой поэтому возможности не было опустить руку в карман. Я был в летнем мундире, и гранаты со мной не было".
Николай Иванович Кузнецов родился в 1911 году в деревне Зырянка (ныне Свердловская область) в семье старообрядцев. При крещении он получил имя Никанор, которое и носил до 1930 года. Во время учёбы в школе Кузнецов обнаружил незаурядные способности, особенно к иностранным языкам. Волею судеб случилось так, что среди его ближайшего окружения оказалось много, как принято сейчас говорить, носителей языка: преподавательница немецкого языка училась в своё время в Швейцарии, преподаватель труда - из бывших военнопленных чехов, живший неподалёку аптекарь - австриец.
Вошедшая даже в энциклопедии информация о работе Кузнецова инженером на заводах Свердловска и Москвы не соответствует действительности. Часто в заблуждение исследователей и журналистов вводили оперативные легенды спецагента органов контрразведки. Согласно им "был" он то инженером на оборонном заводе, то старшим лейтенантом ВВС, хотя на самом деле ни дня в армии не служил.
В литературе можно часто встретить упоминание о том, что в середине 1930-х гг. Кузнецов учился на заочном отделении Свердловского индустриального института и, более того, диплом защитил на немецком языке. Но спрашивается, если бы он действительно написал работу на немецком, то где бы он в то время в провинциальном вузе нашел такую экзаменационную комиссию, которая хотя бы ее смогла прочесть. В архиве института не сохранилось дипломной работы Николая Кузнецова ни на русском, ни на немецком языке, как и следов пребывания его в этом учебном заведении. Да туда он и не мог формально поступить, так как не имел на руках свидетельства о полном среднем образовании - за несколько месяцев до окончания Талицкого лесного техникума Николай был из него отчислен в связи c исключением из комсомола.
Вот теперь самое время подойти к вопросу о его партийности. И Большая советская энциклопедия, и энциклопедия "Великая Отечественная война", и справочник "Герои Советского Союза" называют год вступления Николая Кузнецова в партию - 1942 г. Однако в представлении на присвоение звания Героя Советского Союза, подписанном заместителем начальника отдела 4-го Управления Львом Сташко, указано, что Кузнецов беспартийный. Сташко не ошибся: вопреки написанному в позднейших книгах Николай Кузнецов в партии никогда не состоял. В 1929 г., во время учебы в техникуме, как уже отмечалось, Кузнецова исключили из комсомола за "сокрытие своего кулацкого происхождения". Правда, в 1931 г. его восстановили, но уже спустя год исключили вновь, на сей раз из-за судимости по хозяйственному делу, как впоследствии выяснилось - сфабрикованному. Таким образом, исключенный из комсомола, он никак не мог вступить в партию, и уж тем более в 1942 г., когда, будучи спецагентом, и в Москве, и в медведевском отряде действовал не только под чужим именем, но и под вымышленной легендой, а при приеме в партию он должен был как минимум рассказать свою подлинную биографию.
Примерно с 1932 года началось сотрудничество Кузнецова с органами ОПТУ в качестве сотрудника негласного штата. С 1932 г. он числился под агентурным псевдонимом Кулик, с 1934 года - Учёный, а с 1937 г. - Колонист. Кузнецов меняет несколько мест работы и из Кудымкара переезжает в Свердловск. Он - статистик в тресте "Свердлес", затем - чертёжник на Верхисецком заводе. С мая 1935 г. Кузнецов работает в конструкторском отделе Уралмаша.
Здесь стоит отметить, что версия, что Кузнецов учился в это время на вечернем отделении Индустриального института и на курсах немецкого языка, попавшая даже в сборник СВР "Ветераны внешней разведки России", не более чем миф. На самом деле совершенствовать немецкий язык Кузнецов мог, общаясь с многочисленными немецкими специалистами, работавшими на заводе. Общение с ними было для него хорошей разговорной практикой, позволявшей освоить не только классический, но и различные диалекты немецкого языка.
Работал Кузнецов на заводе недолго. В январе 1936 года он уволился, стал спецагентом НКВД, а затем агентом-маршругником. В период сталинских чисток Кузнецов был арестован и провёл несколько месяцев во внутренней тюрьме Свердловского управления НКВД. Однако в его деле разобрались и выпустили на свободу.
В середине 1938 года Кузнецова переводят в Москву. Он начинает работать по заданиям Центрального аппарата контрразведки. До начала войны он участвует во многих блестящих операциях советских контрразведчиков с иностранными дипломатами и специалистами.
С началом войны Кузнецова под новым псевдонимом Пух заносят в список спецагентов, предназначенных для заброски в Германию. Летом 1942 года он был зачислен в отряд особого назначения 4-го управления НКВД, которым командовал Д. Н. Медведев (Тимофей). В августе 1942 года Кузнецов был заброшен с парашютом в глубокий тыл противника. В связи с особой важностью заданий, стоявших перед Кузнецовым, он был законспирирован даже в самом отряде, в котором значился как Николай Васильевич Грачёв.
Кузнецов под именем немецкого офицера Пауля Зиберта вёл разведывательную деятельность в оккупированном г. Ровно, руководил разведгруппой, постоянно общался с офицерами вермахта, спецслужб, высшими чиновниками оккупационных властей передавая сведения в партизанский отряд. Кузнецову удалось узнать о подготовке немецкого наступления на Курской дуге, о подготовке покушения на Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране. По приказу командования ликвидировал главного судью Украины Функа, имперского советника рейхскомиссариата Украины Гелля и его секретаря Винтера, вице-губернатора Галиции Бауэра, похитил командующего карательными войсками на Украине генерала Ильгена, совершал диверсии. Тем не менее, не сумел осуществить своё главное намерение - физическое уничтожение рейхскомиссара Украины Эриха Коха.
В конце декабря 1943 года Кузнецов получил новое задание - развернуть разведывательную работу во Львове. Само его появление в городе вызвало у местных подпольщиков такое воодушевление, что двое из них - Степан Пастухов (Хуст) и Михаил Кобеляцкий (Этна) - на радостях застрелили Лейтенанта СС возле кинотеатра "Риальто", а ночью, воспользовавшись вспыхнувшей во время воздушной тревоги паникой, - немецкого генерала. Всего же они уничтожили свыше 20 немецких офицеров и агентов СД.
Задачей Кузнецова во Львове было уничтожение губернатора дистрикта "Галиция" Отто Вехтера или его заместителя Отто Бауэра. Добраться до Вехтера Кузнецову не удалось, поскольку, как сообщили в канцелярии губернатора, тот был болен и никуда не выходил. Однако Отто Бауэру не повезло. В 7.45 утра 9 февраля 1944 года он и его ближайший помощник, шеф канцелярии президиума правительства дистрикта, земельный советник юстиции доктор Генрих Шнайдер были убиты на одной из центральных улиц Львова, ныне носящей имя писателя-националиста Ивана Франко.
Свою последнюю акцию Кузнецов совершил 12 февраля 1944 года в 18 километрах от Львова, когда у него проверяли документы у села Куровицы. Им был убит майор фельджандармерии Кантор. Дальнейшая судьба Кузнецова до сих пор точно не выяснена. Не вызывает сомнения, что он погиб в марте 1944 года и что так или иначе к этому делу причастны бандеровцы из Украинской повстанческой армии (УПА).
Предположительно, 9 марта 1944 года группа Кузнецова была захвачена боевиками УПА, которые приняли советских диверсантов за немецких дезертиров (на них была немецкая униформа). Опасаясь провала, Кузнецов взорвал себя гранатой, а его спутники (Белов и Каминский) были застрелены. Впрочем, украинские националисты утверждают, что Кузнецов был захвачен ими и утоплен в колодце, а версия самоподрыва Кузнецова на гранате была официально распространена уже советскими властями.
Могила Николая Кузнецова возле города Броды была обнаружена благодаря кропотливой работе его боевого товарища Николая Струтинского, который добился его перезахоронения во Львове на Холме Славы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за исключительное мужество и храбрость при выполнении заданий командования Николай Иванович Кузнецов был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён 2 орденами Ленина. --http://pioneer-club.org.ua/publ/personalii/nikolaj_kuznecov_geroj_sovetskogo_sojuza_razvedchik_partizan_i_samyj_izvestnyj_sovetskij_quot_killer_quot/16-1-0-73
Вечная Слава Солдатам Великой Войны!
|
|
|