Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Носаль Евдокия Ивановна
fleur_de_lys
Дата: Среда, 03.10.2012, 21:19 | Сообщение # 1

Генерал-полковник
Группа: Модераторы
1390
Сообщений:
Награды:
4
Замечания:
Статус: Offline


Носаль Евдокия Ивановна


Носаль Евдокия Ивановна родилась в селе Бурчавук Михайловского района Запорожской области в 1918 году.
Гвардии младший лейтенант. В авиации с 1940 года. Работала инструктором в Николаевском аэроклубе.
Участница Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Была заместителем командира эскадрильи 46-го Гвардейского Таманского НБАП. Совершила 354 боевых вылета. 23 апреля 1943 года погибла при выполнении боевого задания юго - западнее Новороссийска.

После первой награды она совершила ещё 120 боевых вылетов. И снова 14 пожаров и 16 взрывов на территории, окупированной противником. Взлетели на воздух две переправы через реку Терек, а на станции Ардон - железнодорожный эшелон с живой силой и техникой врага. За мужество и отвагу Дусю наградили вторым орденом - Красного Знамени. А потом новые и новые вылеты...

В ночь на 23 апреля 1943 года Дуся Носаль в 354-й раз за время войны поднялась в небо. Она бомбила противника юго - западнее Новороссийска. На обратном пути её атаковал вражеский ночной истребитель. Осколком снаряда, разорвавшегося прямо в кабине, Дуся была убита. До аэродрома самолёт довела штурман Гвардии старшина Каширина.

Евдокия Ивановна Носаль первой в 46-м Гвардейском Таманском полку была удостоена звания Героя Советского Союза, посмертно.

Осень 1942 года. Ассиновская

Рассказывает Герой Советского Союза

Нина Ульяненко:

«Осенью 1942 года меня зачислили штурманом в экипаж к Дусе Носаль. Летать с ней было удовольствием. Многому можно было научиться у нее. Обычно до цели Дуся сама пилотировала самолет, а после бомбометания передавала управление мне. Так мы меньше уставали, а я приобретала опыт вождения. Моей мечтой было стать летчиком. Дуся знала об этом и всячески помогала мне.

Запомнился полет на разведку погоды. Мы бомбили тогда немцев в районе Краснодара. За несколько минут до цели попали в сплошной снегопад. Дуся ведет самолет по приборам. По времени мы уже над целью, но ничего не видно — куда бросать бомбы? Решили возвращаться домой с бомбами. Помогаю летчику в слепом полете. Зорко смотрю, не появится ли где огонек или звездочка. Слежу за приборами. Внезапно стрелка прибора скорости начинает показывать: девяносто, семьдесят, шестьдесят километров в час... [214]

— Дуся, скорость падает!

Высовываю руку за борт и чувству — тонкий, едва заметный след льда покрывает фюзеляж, плоскости. Вот почему такая малая скорость на приборе — он отказал. Теперь Дуся ведет машину только по компасу и указателю разворотов. Вести самолет в облаках, не зная его скорости, — искусство высшего класса.

Самолет отяжелел от намерзшего льда, плохо слушался рулей управления. Высота быстро уменьшалась... Сбросить бомбы, облегчить самолет? Но мы уже над своей территорией. А слой изморози все толще. Опасность грохнуться на землю велика. Пятнадцать минут показались нам вечностью. Только умение и мастерство Дуси помогли нам выбраться из этого почти безвыходного положения.

Доложив метеообстановку, идем ужинать. И только тут замечаем, что зуб на зуб не попадает от нервного напряжения...»

Спустя месяц Дуся Носаль была убита над целью в районе Новороссийска. А Нина Ульяненко стала летчиком.

Р.Аронова:

" Она была одной из лучших летчиц полка, заместителем командира эскадрильи. И моей самой близкой подругой...

Как все произошло тогда? Мне не нужно напрягать память, я знаю по рассказам подруг, как это случилось.

...Ночной старт. Дуся, в ожидании, когда на ее самолет подвесят бомбы, подошла к первому фонарю и читает только что полученное от меня письмо из госпиталя.

— Райка с врачами воюет, рвется в полк, а ее не отпускают, рана еще не затянулась, — сообщает она собравшимся около нее нескольким девушкам. — Боится, наверное, как бы не опоздать переучиться на летчика, — смеется она. — Вон Жигули, Ульяненко и Наталка Меклин уже переучиваются.

— Дуся! — зовет ее от самолета штурман Ира Каширина. — Иди, выруливай, нам подвесили бомбы.

— Бегу! — весело отзывается та.

Они летят на Новороссийск. Чтобы подойти к городу, нужно перевалить через горы. Над горами сильные нисходящие потоки воздуха, самолет неумолимо «подсасывает» к земле. Однако опытная рука летчицы уверенно борется с коварной стихией и точно выводит самолет на вражеский объект. Бомбы ложатся в цель. Но едва летчица взяла обратный курс, как мимо них промчался немецкий самолет. Дуся понимает, что голубое пламя из патрубков выдает их, но нельзя убрать сейчас газ — самолет сыплется вниз, попал в нисходящий поток воздуха. И в этот момент по глазам резанула вспышка разрыва снаряда...

— Дуся, Дуся, держи самолет! — в тревоге говорит штурман Каширина, видя, что летчица подалась вперед и не работает управлением.

Дуся не отвечает. Предчувствуя недоброе, Ира Каширина сама берет управление — она знает, что нужно делать, перед войной училась в аэроклубе. Но ручка зажата, летчица навалилась на нее всем телом. Каширина привстает, левой рукой берет Дусю за плечо и подтягивает ее к себе. Другой рукой ведет самолет...

На старте сразу заметили, что с пришедшим самолетом что-то случилось. Он несколько раз заходил на посадку и никак не мог приземлиться в положенном месте. Наконец сел — коряво, с промазом. К нему сразу же подбежало несколько человек, в том числе командир полка Бершанская и полковой врач Жуковская. Ира Каширина, пошатываясь, подошла к Бершанской и тихо доложила:

— Товарищ командир, задание выполнено. Летчица ранена, самолет от цели привела я...

— Летчица не ранена, она убита, — медленно сходя с трапа, сказала врач".

* * *

Они вместе учились, вместе проходили практику на полигоне, вместе ходили на лекции и в кино. Вместе окончили Херсонскую авиационную школу пилотов, их вместе и одновременно направили на фронт.

...Дуся была старше своих подруг-летчиц: ее муж, тоже пилот, воевал на другом участке фронта, а первенец — сынишка погиб в первые же дни войны от бомбежки. У нее был свой счет к фашистам. Может и поэтому она была так упорна, если дело касалось боевых заданий: могла еще и еще раз подниматься в воздух для бомбометания. За три месяца на ее счету уже была сотня боевых вылетов. Бывали дни, когда она не один раз поднимала в воздух свой По-2.

Подруги старались следовать ее примеру. Это было хорошее соревнование.

В июле 1942 года младший лейтенант Евдокия Носаль получила задание бомбить железнодорожную станцию, на которой скопились войска противника. Вылетела ночью. Ведомый умелой рукой По-2 неуклонно шел к цели. К моменту подхода самолета ракеты высветили станцию, были ясно видны скопления составов, автомашин и войск.

Дуся направила свой самолет на ближайший железнодорожный состав. Оглушительный взрыв тряхнул самолет, пламя ослепило глаза. Когда она уже отошла от цели, взрывы все продолжались, пламя раскатывалось по земле. Мелькнула мысль: значит, попала в эшелон с боеприпасами. И не ошиблась. Как впоследствии было установлено, эшелон с боеприпасами сгорел...

За два месяца боев бомбы, сброшенные Евдокией Ивановной, вызвали десять сильных пожаров, восемнадцать больших взрывов, была уничтожена одна переправа. В сентябре 1942 года лейтенант Носаль получила первую правительственную награду — орден Красной Звезды.

...Шли фронтовые будни. Росло боевое мастерство, накапливался опыт Евдокии Носаль. В декабре 1942 года она стала уже командиром звена, а еще через четыре месяца — заместителем командира эскадрильи.

Боевые вылеты следовали один за другим, как правило ночью, в любых метеорологических условиях. Их результаты — пожары, взрывы, разрушенные переправы и железнодорожные станции, уничтоженная боевая техника и живая сила противника. В декабре 1942 года Евдокия Носаль за отличное выполнение заданий командования была награждена орденом Красного Знамени.

В 1943 году обстановка на фронте изменилась. Началось наступление наших войск. Авиация во взаимодействии с наземными войсками очищала от врага родную землю. В марте 1943 года Дуся Носаль отмечала своеобразный юбилей: на ее счету было уже триста боевых вылетов. В честь 25-летия Красной Армии Центральный Комитет ВЛКСМ наградил ее именными часами.

...В ночь на 23 апреля 1943 года Евдокия Носаль совершила свой 354-й боевой вылет. Наши войска с тяжелыми боями преодолевали разрекламированную фашистами «Голубую линию» — систему укреплений северо-западнее Новороссийска. Бомбардировщики получили приказ помочь наземным войскам: бомбить технику и живую силу врага.

Выполнив задание, Дуся со своим штурманом Ириной Кашириной возвращалась на аэродром. И вдруг на них бросился вражеский «мессершмитт». Осколки снарядов пробили обе кабины, самолет стал терять высоту. Каширина обомлела:

— Дуся, ты меня слышишь? Дуся...

Но Дуся молчала. Ирина взяла управление на себя. Ей было очень трудно, не было практики самостоятельных полетов. Но она все-таки долетела и благополучно приземлилась на аэродроме. Дуся сидела в кабине, склонившись на штурвал: осколок снаряда угодил ей в самое сердце.

До сих пор в станице Пашковской старожилы вспоминают бесстрашную женщину-пилота, которую хоронили с воинскими почестями ранней весной 1943 года. У ее памятника почти всегда много цветов.
---http://tamanskipolk46.narod.ru/p19aa1.html
Прикрепления: 0953087.jpg (23.6 Kb)


Вечная Слава Солдатам Великой Войны!

Сообщение отредактировал fleur_de_lys - Среда, 03.10.2012, 22:02
 
Admin
Дата: Среда, 14.01.2015, 23:59 | Сообщение # 2

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Носаль Евдокия Ивановна:

Евдокия Носаль не сделала 1000 боевых вылетов, как мечтала, но она стала первым Героем Советского союза в женском полку лёгких ночных бомбардировщиков ...

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: