Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Герои Советского Союза и их подвиги » Амет-Хан Султан
Амет-Хан Султан
fleur_de_lys
Дата: Воскресенье, 18.08.2013, 13:07 | Сообщение # 1

Генерал-полковник
Группа: Модераторы
1390
Сообщений:
Награды:
4
Замечания:
Статус: Offline


А
мет-Хан Султан - командир эскадрильи; помощник командира 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного
авиационного полка 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.

Родился 20 октября 1920 года в городе Алупка (ныне - в черте города Ялта
Республики Крым) в семье рабочего. Отец лакец (родом из аула Цовкра,
Дагестан), мать - крымская татарка. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1937
году С. Амет-Хан окончил 7 классов и поступил в железнодорожное ФЗУ в
городе Симферополе. После окончания учебы работал слесарем в
железнодорожном депо Симферополя. Одновременно учился в аэроклубе,
который успешно окончил в 1938 году.

В Красной Армии с февраля 1939 года. В 1940 году по окончании 1-й
Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А.Ф. Мясникова
в звании младший лейтенант недолго служит в Бобруйске, а с лета 1940
года направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный
округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летает на самолётах И-15 и
И-153. В Молдавии встретил начало Великой Отечественной войны.

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного
полка Султан Амет-Хан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе
И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. После этого боевой
путь прославленного лётчика пролёг через небо юга Украины. Осенью 1941
года С. Амет-Хан прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк
переучивается на «Харрикейны».

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк - в составе ПВО
города Ярославля. Здесь, в небе над старинным русским городом, Султан
Амет-Хан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года,
израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик
«Юнкерс-88», ударив его левым крылом снизу. При ударе «Харрикейн»
Амет-Хана застрял в загоревшем «Юнкерсе». К счастью, лётчику удалось
выбраться из кабины своего самолёта и выпрыгнуть на парашюте. За этот
подвиг Султан Амет-Хан был награждён именными часами, а в последствии
избран «Почётным гражданином города Ярославля».

Летом 1942 года С. Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с
августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве.
Здесь, в огненном небе Сталинграда, он зарекомендовал себя как
признанный ас и был включён в состав специальной группы, созданной для
противодействия немецким асам. В состав этой группы вошли также
признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза В.Д. Лавриненков, А.К. Рязанв, И.Н. Степаненко и будущие Герои Советского Союза И.Г. Борисов и Б.Н. Ерёмин. Под Сталинградом С. Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Султан Амет-Хан становится командиром 3-й
авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в
составе которого он воевал до конца войны. После переучивания на
«Аэрокобру», он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых
воздушных боях на Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского
Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка
гвардии капитану Амет-Хан Султану присвоено Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 24 августа 1943 года.

В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, С. Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной
самолёт «Физлер-Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомого
для него самолёта, он совершил на нём самостоятельный полёт. После
отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, С. Амет-Хан
воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой помощник командира полка по
воздушно-стрелковой службе гвардии майор СултанАмет-Хан провёл 29 апреля
1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф-190».

Второй медалью "Золотая Звезда" (№ 66) помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го Одесского Краснознамённого
гвардейского истребительного авиационного полка 6-й гвардейской
истребительной авиационной дивизии (1-я воздушная армия) гвардии майор
Амет-Хан Султан награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29
июня 1945 года.

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на
штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в
которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все
лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года С.
Амет-Хан - слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень
трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года
лётчик подаёт рапорт, в котором честно пишет: «Трезво взвешивая уровень
своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу
отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в
академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года
подполковник Султан Амет-Хан уволен в запас.

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился
вернуться к лётной профессии. Долгое время это ему не удавалось. Виной
всему была его национальность (он всегда в анкетах указывал, что он –
татарин), так как в то время крымские татары были выселены из родных
мест и обвинены в пособничестве гитлеровцам. Но благодаря поддержке и
помощи боевых друзей в феврале 1947 года С. Амет-Хан становится
лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. В 1949 году
ему присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года –
второй класс, а уже в сентябре 1952 году Султан Амет-Хан становится
лётчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные
испытания.

В 1947–1949 годах, совместно с С.Н. Анохиным и Н.С. Рыбко, С. Амет-Хан
проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с
крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П.В. Цыбина. Летающие
лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в
пикирование (угол – 45°) с включением порохового двигателя (на 15
секунд). Взлёт планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой
после взлёта, а посадка – на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2
была достигнута скорость, равная М=0,87 (М – число Маха). В этих полётах
на околозвуковых скоростях был получен обширный экспериментальный
материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению
давления по крылу и оперению. В полётах также проводилось исследование
перемещения скачков уплотнения по крылу.

22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлёта не отделилась тележка. Возникла
критическая ситуация: лётчик не мог произвести посадку на тележку, так
как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы
за пределы взлётно-посадочной полосы. Однако С. Амет-Хан, проявив
мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в
самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом
конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался
на бетонке.

В 1949 году С. Амет-Хан совместно с А.П. Якимовым проводит отработку
системы автоматической дозаправки самолётов методом «с крыла на крыло»,
которую разработали сотрудники ЛИИ В.С.Васянин и И.И. Шелест. В июне
1949 года совместно с И.И. Шелестом С. Амет-Хан на самолёте Ту-2
проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В конце 1949 года Я.И. Верников и С. Амет-Хан выполняют первый полёт на опытном всепогодном двухместном
истребителе-перехватчике ОКБ А.И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950
годах проводят его заводские испытания.

В 1951-53 годах С. Амет-Ханом совместно с  С.Н. Анохиным, Ф.И. Бурцевым и В.Г. Павловым были проведены полные испытания
пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»). Самолёт-аналог
(его называли К) был предназначен для отработки самолёта-снаряда КС типа
«воздух-корабль» в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под самолёт
Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3000 метров, после чего отцеплял
самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и
самолёт-снаряд летел на цель. В ходе испытаний по этой теме С. Амет-Хан
выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с
самолёта-носителя (в мае 1951года) и большое количество полётов с
отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель
самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке С.
Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска
двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная
машина была спасена. За проведение этих испытаний Султану Амет-Хану была
присуждена Сталинская премия 2-й степени (впоследствии стала
именоваться Государственная премия СССР).

В 1957-1958 годах С. Амет-Ханом совместно с В.Г. Павловым и В.П.
Трофимовым была проведена аналогичная работа на самолёте-имитаторе
СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы
К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолёту Ту-95К.

В 1953 году С. Амет-Ханом были проведены полёты для исследования
устойчивости управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях полёта.
Эти полёты выполнялись на самолёте СИ-10 с управляемыми предкрылками и
поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.

Множество полётов были выполнены С. Амет-Ханом для отработки систем
катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время
испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9
парашютистом-испытателем В.И. Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл
взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит
топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза
пожара. В.И. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации
катапультного кресла. Поэтому С. Амет-Хан принял мужественное решение
сажать самолёт.

Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища была спасена.

7 апреля 1959 года Султан Амет-Хан выполнил первый полёт на
экспериментальном самолёте конструкции П.В. Цыбина НМ-1,а затем в
1959-1960 годах совместно с Р.Ф. Захаровым провёл его испытания.

Большое место в испытательной деятельности С.Амет-Хана занимали испытания авиадвигателей на различных летающих лабораториях.

23 сентября 1961 года С. Амет-Хану было присвоено звание «Заслуженный
лётчик-испытатель СССР» (знак № 38). За время лётной работы он освоил
около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.

Жил в городе Жуковском Московской области. 1 февраля 1971 года Султан
Амет-Хан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей
лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного
двигателя. Похоронен в городе-герое Москве на Новодевичьем кладбище
(участок 7).

Награждён тремя орденами Ленина (28.10.1942, 03.1943, 24.08.1943),
четырьмя орденами Красного Знамени (..., 15.11.1942, 18.10.1943, 1953),
орденами Александра Невского (7.04.1944), Отечественной войны 1-й
степени (20.01.1945), Красной Звезды, "Знак Почёта" (1961) и шестью
медалями.

Почётный гражданин города Алупка (2010).

Бронзовые бюсты Герою установлены: в городе Алупка, в ауле Цовкра, а
также в городе Махачкала - на проспекте, носящем его имя и напротив
здания аэровокзала. Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде,
Жуковском, Махачкале, площадь в Симферополе, горный пик в Дагестане и
Махачкалинский аэропорт. На здании железнодорожного вокзала
Симферополь-Пассажирский установлена мемориальная доска.
--http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=356


Вечная Слава Солдатам Великой Войны!

Сообщение отредактировал fleur_de_lys - Воскресенье, 18.08.2013, 13:11
 
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Герои Советского Союза и их подвиги » Амет-Хан Султан
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: