Admin |
Дата: Четверг, 15.01.2015, 09:45 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Статус: Offline
|
Гинтовт Витольд Михайлович Гинтовт Витольд Михайлович — советский танкист-ас, механик-водитель танка Т-34 в Великой Отечественной войне.
Родился 7 марта 1922 года в деревне Слободщина Минского района, Минской области. Белорус. Окончил 7 классов. Работал комбайнёром.
В Красной Армии с 1940 года — курсант полковой школы г. Котовска. В боях Великой Отечественной войны с декабря 1942 года.
200-я танковая бригада, 1-я танковая армия, Гинтовтом В. М. и экипажем его танка Т-34 был уничтожен 21 танк противника (официально подтверждённых), из них — 4 тяжёлых танка «Тигр», а также 4 САУ «Фердинанд», 27 орудий, 80 автомашин и более сотни солдат и офицеров противника. Из них 6 танков в одном бою.
Первый серьёзный бой принял в близ д. Рябиновка, (Калининское направление). Тяжёлый танковый бой продолжался более трёх часов. Маневрируя, механик-водитель подставлял под ответный огонь лобовую броню танка. После боя на поле чёрными факелами дымили более десятка танков и бронемашин, по армии была распространена листовка, в которой говорилось, что в результате боя, уничтожая противника, тридцатьчетвёрка получила 17 попаданий, а танк и экипаж уцелел благодаря мастерству и мужеству механика-водителя.
В следующем бою зимой при обороне высотки, поддерживая окопавшуюся пехоту, после нескольких выстрелов по атакующим танкам и пехоте противника подбив два танка, танковая пушка вышла из строя. В этом бою у немцев, атакующих тридцатьчетвёрку лёгкими и средними танками, почти не было ни какого шанса, несмотря на преимущество в двенадцать к одному. На замолчавшую тридцатьчетвёрку навалились со всех сторон. Экипажу ни чего не оставалось, как начать «организованный» выход из боя. Двигаясь задним ходом, танк получил снаряд, который заклинил башню, а от следующего попадания двигатель танка заглох. В поле стоял обездвиженный танк с экипажем. Фашистские солдаты окружили танк и, стуча прикладами, предлагали сдачу в плен. Башенный стрелок в ответ бросил пару гранат. После этого гитлеровцы набросили на танк брезент и, облив соляркой из баков танка, попытались его поджечь. В это время Гинтовт лихорадочно устранял неисправность и пытался завести танк. Немцы подогнали и поставили перед тридцатьчетвёркой вплотную лёгкий танк и в этот момент Гинтовт сумел запустить двигатель. Тридцатьчетвёрка таранным ударом опрокинула танк противника, сбросив с себя огненное покрывало, вырвалась из кольца. Но через несколько минут уходящий танк получил снаряд в кормовую броню. Чудом остался в живых из экипажа только механик-водитель. Раненый он всё же привел подбитую машину к своим.
Участвуя в Орловско-Курском сражении, танковая рота, в составе которой находился Гинтовт, прикрывала шоссе, связывающее Курск с Белгородом, в районе д. Верхопенье. Танкисты за одну ночь оборудовали капониры, превратив свои танки в огневые точки. На этом участке приняло участие в атаке на позиции роты 30 танков и самоходных орудий типа Т-3, Т-4, «Тигр», «Пантера», «Фердинанд». Пропустив основную атакующую группу танков на отвлекающих в глубине обороны и открывших огонь нескольких экипажей, танкисты заставили «Тигры» и «Пантеры» подставить бортовую броню. В этом сражении Гинтовт увеличил свой боевой счёт на четыре танка и бронетранспортёр и прибавил к медали «За отвагу» орден «Отечественной войны» 1-й степени.
В районе города Богодухов, преследуя отступающие части противника, танковое подразделение, в состав которого входил Гинтовт, подверглось обстрелу их дальнобойных орудий. Гинтовт предложил командиру своего танка обойти деревню с фланга, используя рельеф местности и редкую растительность, сблизиться с батареей и в момент перезарядки орудий проскочить простреливаемую площадь. Танк проскочил зону обстрела, оказался в тылу и стал уничтожать орудийные расчёты. В результате данных действий экипажа было захвачено 12 боеспособных с почти полным боекомплектом орудий.
Под Винницей подразделение танков вышло к полустанку на железнодорожном перегоне «Винница-Жмеринка», захватив его и перерезав железную дорогу. Был уничтожен эшелон с 380 солдатами и офицерами, 5 самоходных орудий, несколько бронетранспортёров, в результате чего на несколько дней было парализовано движение на железнодорожном перегоне. Танк Гинтовта В. М. один из роты (16 танков) прорвался в г. Гусятин, блокировав железнодорожную ветвь с тремя составами военной техники и составом продовольствия и имущества. Разделив экипаж, на трофейной «Пантере» из эшелона и Т-34 более суток удерживал город до подхода основных сил. В ознаменование данной победы 45-й гвардейской танковой бригаде было присвоено почётное звание «Гусятинская».
После освобождения города Гусятин и выхода на государственную границу Румынии батальон был возвращён для уничтожения немецкой группировки около реки Днестр. Было дано задание прорваться в центр вражеской группировки и, захватив аэродром, лишить противника возможности снабжения войск продуктами, боеприпасами. При захвате аэродрома было уничтожено 4 самолёта. В течение двух суток противник контратаковал батальон, понёсший большие потери. В этом бою погиб комбат майор Десятков, были подбиты и сожжены почти все танки батальона. Гинтовту и еще двум экипажам ещё сутки пришлось отбивать атаки противника. Лишённая поддержки снабжения, группировка была уничтожена и взята в плен.
Экипаж Гинтовта первый вышел на государственную границу Румынии. Первыми 4 марта танкисты 45-й гвардейской танковой бригады полковника Моргунова М. В. вышли и на побережье Балтики и отослали флягу морской воды в военный совет фронта. Первой форсировала Шпрее 45-я гвардейская танковая бригада, которая овладела Трептов-парком. Когда его танк вошёл в Трептов-парк, а затем вместе с другими войсками подошёл к Рейхстагу, уже были бои под Ржевом и Москвой, на Курской дуге, форсирование Вислы, Влтавы и Одера, освобождение городов и сёл Чехословакии Румынии, Украины и Польши, и более 100 танковых атак, дважды горел в танке и три раза менял свой танк в результате вывода из строя противником, за время боевых действий получил три ранения и контузию[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшине Гинтовту Витольду Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны В. М. Гинтовт продолжил службу в армии до 1946 года. Жил в Минске, работал прорабом СУ-15 «Спецстрой», дважды награждён грамотами Верховного совета БССР, орденом Октябрьской Революции за доблестный труд. В 1949 году окончил Минский автомобильный техникум.
Скончался 27 сентября 1987 года.
Имя В. М. Гинтовта носит пионерская организация средней общеобразовательной школы № 202 г. Минска (с сентября 2003[2]). В школе есть документы из семейного архива, фотографии, открыта выставка, посвященная жизненному пути героя[3]. 23 марта 1990 года имя В. М. Гинтовта присвоено улице микрорайонов «Уручье-5 и Уручье-6» в г. Минске.
Награды: «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (24 апреля 1944); орден Ленина (24 апреля 1944); орден Октябрьской Революции; два ордена Отечественной войны I степени; орден Красной Звезды; орден Славы III степени; медали, в том числе: медаль «За отвагу»; медаль «За взятие Берлина» (1945).
|
|
|
Admin |
Дата: Четверг, 15.01.2015, 09:47 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Статус: Offline
|
Гинтовт Витольд Михайлович:
Витольд Гинтовт механик-водитель. Результативность танковых рейдов зависела не только от профессионализма командира, но и от высокого мастерства механика-водителя - наш герой был один из немногих, кто соединил эти качества ...
|
|
|