fleur_de_lys |
Дата: Суббота, 10.03.2012, 17:35 | Сообщение # 3 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Статус: Offline
|
Родился 17 Октября 1917 года в деревне Феленёво, ныне Перемышльского района Калужской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу в 1931 году и фабрично - заводское училище в Калуге в 1935 году. Работал слесарем на машиностроительном заводе и учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С Июля 1941 года Младший лейтенант А. Т. Карпов в действующей армии. По Ноябрь 1941 года служил в 121-м ИАП, затем - в 123-м ИАП ( 27-м Гвардейском ИАП ).
К Августу 1943 года командир эскадрильи 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 2-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны ) Гвардии капитан А. Т. Карпов произвёл 370 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 16 самолётов противника и 7 в группе.
http://airaces.narod.ru/all16/karpov_a.htm
28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К Июню 1944 года совершил 421 боевой вылет, провёл 94 воздушных боя, в которых сбил лично 26 самолётов противника и 7 в группе.
22 Августа 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".
20 Октября 1944 года погиб при невыясненных обстоятельствах.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского; медалями. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Карпова установлен в Калуге, его именем названы улица, на которой установлена мемориальная доска, и ГПТУ № 1. Имя Героя присвоено Высоцкой средней школе ( Думиничский район Калужской области ).
* * *
Воинская деятельность большинства Героев Великой Отечественной войны, или, как они чаще называли её, "боевая работа", порой выходила за пределы человеческих возможностей, переходя в ту особенную область психофизической деятельности личности, которая, в широком смысле, соответствовала критериям высокого искусства. Овладеть искусством лётчика - истребителя - значило воспитать в себе специальную интуицию, позволявшую невредимым пройти между десятками убийственных трасс, миновать множество смертоносных разрывов, оказаться в нужном месте в нужное время и мгновенно поразить противника.
Боевая работа была не только опасна, но требовала крайнего напряжения интеллектуальных и физических сил, а в моральном плане - преобладания сознания необходимости выполнения задачи не только над желанием, а порой и над возможностью. Судьба А. Т. Карпова, результативнейшего лётчика войск ПВО страны, единственного среди них дважды Героя, - яркий пример служения долгу.
Путь в авиацию молодого рабочего парня слесаря Калужского машиностроительного завода Александра Карпова был в предвоенные годы обычным для большинства его сверстников. В школьные годы он занимался в кружке Дома - музея имени К. Циолковского. В 1937 году по комсомольской путёвке поступает в аэроклуб Осоавиахима. Год учёбы в аэроклубе без отрыва от производства пролетел быстро и незаметно. В 1938 году после окончания учёбы в аэроклубе Александр получает направление в Качинскую авиационноу школу. А ещё через 2 года Младший лейтенант Карпов был направлен для прохождения службы в один из истребительных авиационных полков, дислоцированных на Украине.
В воздухе уже пахло военной грозой, и молодые авиаторы продолжали упорно учиться. Почти каждый день совершали они учебные полёты, вели учебные бои. К началу Великой Отечественной войны Карпов уже в совершенстве владел истребителем И-16. Его лётный почерк приглянулся командованию, и в числе нескольких пилотов он был направлен на освоение первого истребителя нового поколения - Як-1.
123-й истребительный авиаполк, в котором служил Александр Карпов, входил в состав авиации ПВО и поэтому его лётчики вступили в первые воздушные схватки с врагами на подступах к Москве в конце Июля 1941 года. В те дни А. Карпов, в паре со своим товарищем Старшим лейтенантом И. Беляевым, перехватывал неприятельские бомбардировщики, рвавшиеся к столице.
В Сентябре полк был переброшен под Ленинград, в район Тихвина. 29 Октября 1941 года, в группе с Капитаном Николаем Можаевым и Лейтенантом Георгием Жидовым, Младший лейтенант Александр Карпов одержал блестящую победу над "худыми", как называли наши лётчики истребители Ме-109.
В тот период Карпов ежедневно вылетал на выполнение боевых заданий по отражению штурмовых ударов немецкой авиации. В воздушных схватках с врагом он проявлял исключительное мужество и самоотверженность, уничтожая противника как в воздухе, так и на земле.
В конце Ноября 1941 года 123-й ИАП получил боевую задачу прикрывать Дорогу Жизни, проложенную по льду Ладожского озера и соединявшую блокированный врагом Ленинград с Большой землёй. Немецкие самолёты почти ежедневно атаковывали мыс Осиновец, остров Большой Зеленец, Кобону, наносили удары по колоннам автомашин на льду Ладоги, разрушали бомбами молодой, ещё не окрепший лёд на трассе.
Авиационное прикрытие Дороги Жизни осуществлялось путём патрулирования в течение светлого времени дня групп истребителей численностью от 3 до 9 машин. При этом каждый лётчик полка выполнял в день по 3 - 4 боевых вылета. На вооружении 123-го авиаполка в то время были устаревшие И-16, уступающие в скорости не только немецким истребителям Ме-109 и Ме-110, но и некоторым бомбардировщикам. Налёты на Дорогу Жизни обычно совершались большими группами вражеских самолётов и нашим истребителям приходилось вести бои с численно превосходящим противником.
В один из зимних дней Александр Карпов и командир звена Ириней Беляев, совершавшие уже 5 вылет, встретили на подступах к Ладоге 2 немецких самолёта. Стремительной атакой Карпов сбил одного из них, а затем вместе с командиром уничтожил и второй.
Через несколько дней, на этот раз морозным зимнем утром, Карпов и Беляев встретили в воздухе 10 вражеских бомбардировщиков под прикрытием группы истребителей. В тяжёлом неравном бою Карпов сбил сначала истребитель Ме-109, а затем и бомбардировщик. Тем временем в бой вступили ещё несколько наших самолётов. Вражеские бомбардировщики не смогли прорваться к цели и поспешили освободиться от своих бомб.
В известной книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", достаточно часто упомянается имя Александра Карпова. Так, на страницах 110, 136, 186, 238 есть такие записи:
"5 Мая 1942 года. Немецко - фашистская авиация совершила налёт на базу Осиновец. В налёте участвовало до 20 самолётов. Патрулировавшее над Ладожским озером звено истребителей 123-го ИАП во главе с Капитаном Г. Н. Жидовым смело вступили в бой. Три вражеских самолёта были сбиты. Два из них уничтожил Лейтенант А. Т. Карпов".
3 Августа 1942 года. В течение двух дней, 2 и 3 Августа, лётчики и зенитчики ПВО Ленинграда сбили 32 и подбили 6 самолётов противника. Особенно эффективно действовали лётчики - истребители. Так, Капитан Житков сбил за 2 дня 2 "Юнкерса" и 1 Ме-109, Старшие лейтенанты Шишкань и Тетерин - по 2 "Юнкерса", Герой Советского Союза Капитан Пидтыкан и Старший лейтенант Карпов - по одному вражескому бомбардировщику. Боевой счёт Старшего лейтенанта Плеханова дополнился 2-мя сбитыми "Юнкерсами" и одним Ме-109".
27 Января 1943 года. Гвардии старший лейтенант А. Т. Карпов ( 7-й ИАК ПВО ) в бою над станцией Мга уничтожил бомбардировщик "Юнкерс-88". Это был 13-й самолёт противника, сбитый известным советским асом".
В тот день на боевое задание вылетели 3 лётчика: Гвардии старшие лейтенанты А. Т. Карпов, Д. С. Николаев и В. И. Потапов. Прикрывая войска, в районе станции Мга они встретили 10 бомбардировщиков в группе и 6 попарно. Гвардейцы атаковали группу, расстроили её боевой порядок и сбили 2 "Юнкерса". Карпов поджёг вражеский самолёт и преследовал его до тех пор, пока он не врезался в землю. В это время ему встретились ещё 3 "Юнкерса". Карпов развернулся в атаку, но стрелять было уже нечем. Всё же он продолжал имитировать атаки и заставил фашистских лётчиков повернуть обратно.
"3 Сентября 1943 год. Гвардии капитан А. Т. Карпов в течение дня провёл 3 воздушных боя и уничтожил бомбардировщик "Юнкерс-88". Это был 22-й по счёту самолёт противника, сбитый лётчиком в небе Ленинграда".
22 Ноября 1942 года за успехи достигнутые в боях с врагами, добросовестное выполнение заданий командования и проявленные при этом личным составом мужество и высокое воинское мастерство 123-й истребительный авиационный полк был преобразован в 27-й Гвардейский ИАП.
От вылета к вылету всё более крепли слётанность и мастерство пары Беляев - Карпов. Ярко выраженный лидер, Карпов, уже став Героем, нередко вылетал ведомым у Беляева. Скорее, это была не пара в её привычном понимании "меча и щита", а более высокоорганизованная воинская единица, где атакующий мгновенно определялся с точки зрения боевой целесообразности. Целостность этой пары была настолько органичной, что эти лётчики, одержавшие в воздухе более 50 побед, и поражение терпели вместе - осенью 1942 года и в Июле 1943 года, когда погиб Ириней Беляев. Вспоминая о тех днях, Александр Карпов писал:
"Гибель Иринея пронзила мне сердце такой болью, что первые секунды после случившегося я ничего вокруг себя не видел и чуть - чуть не был сбит сам. Очнулся лишь тогда, когда услыхал, как по моему самолёту забарабанили пули, а рядом мелькнул знакомый силуэт "Мессера". В этот миг во мне закипела такая ярость, что я, не осмотревшись как следует, ринулся вслед за промелькнувшим самолётом. И только спустя некоторое время заметил, что остался один против 3 фашистов, которые решили разделаться со мною.
Что было потом, рассказать трудно. Это был какой - то ураганный бой. В этом бою я сбил двух фашистских стервятников и среди них того, от огня которого погиб Ириней. Оставшись один на один с третьим фашистским самолётом, я вдруг обнаружил, что мой боекомплект весь израсходован, и решил идти на таран. Воспользовавшись ошибкой немецкого лётчика, допущенной им при выводе самолета из пикирования, развил предельную скорость и зашёл "Мессеру" в хвост...
Ну, думаю, сейчас тебя достану и рубану винтом по хвосту. Только подумал, как вдруг самолёт мой резко подбросило, затем повалило набок, и он начал беспорядочно падать. Едва сообразил, что зенитным снарядом у истребителя отбит хвост...
В результате невероятных усилий, хотя и очень близко от земли, мне всё - таки удалось выбраться из кабины и с помощью парашюта благополучно приземлиться. К счастью, это снова была своя территория..."
Потеря И. Беляева сделала Карпова ещё более самоотверженным и настойчивым в воздухе: в конце Июля 1943 года в 5-ти боевых вылетах подряд он сбил 7 самолётов противника.
В один из летних дней 1943 года Александр Карпов и его ведомый Герой Советского Союза Георгий Жидов уже заканчивали патрулирование, когда в воздухе появилась большая группа вражеских истребителей. Наши лётчики стремительно пошли в лобовую атаку. Сначала не выдержали нервы у одного немецкого пилота, он стал отворачивать в сторону с набором высоты, и Карпов с близкого расстояния изрешетил брюхо Ме-109. А затем не выдержал лобовой атаки и второй "Мессер", которого сбил меткой очередью Жидов.
Один из боевых вылетов над Ладогой был особенно трудным для Карпова и его эскадрильи. Надо было прикрыть несколько транспортных самолётов Ли-2, на которых из Ленинграда вывозили детей. Для выполнения этой задачи были выделены 6 истребителей под командованием Александра Карпова. Вражеские истребители пытались атаковать строй транспортных машин, но потеряли один самолёт, сбитый точной очередью Капитана А. Т. Карпова. После этого остальные Ме-109 вышли из боя. Все Ли-2 благополучно прибыли на аэродром назначения.
Опытный лётчик - истребитель, отлично овладевший боевой техникой, Карпов умело сражался с коварным и сильным врагом. Не боясь превосходящего по силе противника, он отважно вступал с ними в бой, выходя из него победителем. В Сентябре 1943 года за боевые подвиги он был удостоен "Золотой Звезды" Героя. В представлении его к этому высокому званию говорилось:
"Высококвалифицированный лётчик - истребитель, мастер воздушных боёв, отлично знающий свойства порученной ему боевой машины, умело и эффективно применяет её в боях с врагами. Прекрасно изучив материальную часть самолётов И-16 и Як-7Б, технику пилотирования на них, тактику ведения воздушного боя и повадки немецких лётчиков, не считаясь с численным превосходством врага, смело вступает с ними в бой, благодаря умению и личной отваге уничтожает его.
Так, 23 Марта 1943 года, выполняя боевое задание по прикрытию наших наземных частей, 2 истребителя под руководством Карпова вступили в бой с десятком вражеских самолётов. Проявляя высокое мужество в бою, Александр Терентьевич лично сбил 2 самолёта врага".
Он запомнился людям как исключительно скромный и молчаливый человек, не терпящий фальши и рисовки. Такая характеристика стала для большинства Героев общим местом, поскольку, черты эти, присущи большинству героев вообще, что замечено ещё Плутархом.
...Утром 15 Сентября 1943 года наша артиллерия открыла мощный огонь по обороне противника на Синявинских высотах. Чёткое взаимодействие пехоты и артиллерии дало свои результаты: высоты были взяты за 30 минут. В этом бою пехоту активно поддержала и авиация. Лётчики - истребители надёжно прикрывали действия штурмовой авиации. В этот день Герой Советского Союза Гвардии капитан А. Т. Карпов сбил 2 вражеских самолёта FW-190.
1 Июля 1944 года Александр Карпов на самолёте Як-9 одержал свою 35 воздушную победу. Самолёт, сбитый им, оказался юбилейным - 1000 немецким самолётом, уничтоженным с начала войны в небе Ленинграда лётчиками 2-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса. Узнав об этом, Генеральный конструктор А. С. Яковлев обратился к Карпову с письмом, в котором, поздравив лётчика и его боевых друзей, писал:
"Тысяча фашистских бомбардировщиков и истребителей больше никогда не будут летать в ленинградском небе. Я горжусь, что ленинградские лётчики воюют и на самолётах "Яковлев"... Знаю, что в грядущих боях будете бить врага ещё сильнее. А мы, конструкторы, Вам поможем..."
23 Августа 1944 года Александр Терентьевич Карпов стал дважды Героем Советского Союза. Но своих "Золотых Звёзд" он в повседневной жизни не носил, заявляя, что наденет их после полной победы над врагом.
19 - 20 Сентября 1944 года, в период наступательной операции советских войск по очищению Эстонии от немецких войск, экипажи 276-й бомбардировочной авиационной дивизии нанесли ряд массированных ударов по железнодорожной станции Раквере. Неприятельская авиация пыталась воспрепятствовать этому, но их атаки успешно отбивались советскими истребителями. Особенно надёжно в те дни действовал командир эскадрильи 27-го Гвардейского ИАП Гвардии капитан А. Т. Карпов. Сопровождая девятку пикировщиков Пе-2 его эскадрилье пришлось вступить в бой с 10 истребителями FW-190. Первым поджёг вражеский самолёт сам командир. Затем ещё 3 "Фоккера" горящими врезались в землю. Наши бомбардировщики вернулись на аэродром без потерь.
Ещё летом 1944 года в 27-й Гвардейский истребительный авиаполк, где всю войну служил Гвардии капитан А. Т. Карпов, поступили "Спитфайры" типа LF IХЕ. Эта машина оказалась для лётчика несчастливой...
По официальным данным, опубликованным в советской печати, 20 Октября 1944 года он вылетел на перехват вражеского самолёта, который летел на высоте более 6000 метров. Заметив наш истребитель, противник стал подниматься ещё выше. Карпову пришлось атаковать врага без кислородной маски, поскольку кислородная система оказалась неисправной. Не хватало воздуха, лётчик с трудом пилотировал самолёт. Теряя сознание, Карпов прицелился по вражескому разведчику и открыл огонь. Подбитый немецкий самолёт задымил и стал снижаться. Но едва умолкли пушки и пулемёты "Спитфайра", Карпов потерял сознание. Его истребитель упал на землю, и лётчик погиб.
А. Ф. Суздалев. По другим источникам, вечером того дня вместе со своим ведомым Гвардии лейтенантом А. Ф. Суздалевым они возвращались из Таллина и попали в густой туман над Кронштадтом. Когда Суздалев взлетал он поторопившись закрыл кабину прищемив провод с наушниками и летел без связи. В тумане лётчики потеряли друг друга. Суздалев чуть не сел на корабль, приняв его огни за аэродромную полосу, но потом вышел на Кронштадский аэродром и благополучно приземлился. Карпов же пропал, самолёт его так и не был найден.
Когда Суздалев вернулся в часть, все были очень удивлены. Все думали, что погиб он, а не Карпов и никак не могли предположить, что молодой, неопытный лётчик смог в тяжёлых метеоусловиях приземлиться, а такой ас, как Карпов - нет.
Суздалева несколько раз допрашивали. Через много лет Алексей Феоктистович рассказал родным об одном обстоятельстве, о котором молчал всю жизнь. Перед вылетом из Таллина командир части пригласил Карпова в кабинет и они там выпили... В таком сосотянии даже такой опытный лётчик мог потерять ориентацию. Если бы Суздалев тогда рассказал об этом, то тому командиру явно не поздаровилось. В сталинские времена гибель дважды Героя ему бы не простили.
К тому времени дважды Герой Советского Союза Гвардии майор А. Т. Карпов совершил 519 боевых вылетов, в 130 воздушных боях сбил 29 самолётов противника лично и 8 - в группе с товарищами. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 27 личных и 7 групповых побед ]
37 вражеских самолётов уничтожил этот замечательный лётчик. Он сражался с "Юнкерсами" и "Мессершмиттами", вгонял в землю "Фокке - Вульфы" и "Брустеры". Вся его боевая деятельность связана с битвой за Ленинград. Сбитые Карповым самолёты падали в Колпино, Ульяновке, Синявино, Тосно, Красном Бору, Пушкине, Выборге...
Советские люди не забыли подвиги бесстрашного воина. Он был навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи 27-го Гвардейского ИАП. В память о нём на его родине, в Калуге, установлен бюст Героя. Его именем названо профессионально - техническое училище, в стенах которого начинался путь к подвигу.
* * *
Список известных побед Гвардии майора А. Т. Карпова: ( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )
№ п / п Д а т а Сбитые самолёты Место воздушного боя ( одержанной победы ) Свои самолёты 1 29.08.1941 г. 1 "Ме-115" ( в паре - 1 / 2 ) Тосно Як-1, Як-7, Як-9. 2 16.02.1942 г. 1 Ме-109 Вороново 3 23.04.1942 г. 1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) Ладожское озеро 4 05.05.1942 г. 1 Ме-109 зап. Ольгино 5 30.05.1942 г. 1 Ме-109 Лепсари 6 1 Ме-109 Рабочий посёлок № 14 7 1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) ст. Рахя 8 02.08.1942 г. 1 Ju-88 сев. Константиновка 9 03.08.1942 г. 1 Ju-88 вост. Ново - Паново 10 09.09.1942 г. 1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) Павлово 11 15.01.1943 г. 1 Ме-109 вост. Манушкино 12 23.01.1943 г. 1 Ju-88 зап. Келколово 13 25.01.1943 г. 1 Ме-109 сев. - зап. Келколово 14 27.01.1943 г. 1 Ju-88 Разъезд 9-й км 15 1 Ju-88 ( в группе - 1 / 3 ) юго - зап. окр. Синявино 16 11.02.1943 г. 1 FW-190 ( в паре - 1 / 2 ) сев. Саблино 17 1 Ju-87 юж. Колпино 18 15.02.1943 г. 1 Ме-109 Красный Бор 19 22.02.1943 г. 1 Ju-88 юж. Красный Бор 20 23.03.1943 г. 1 Ju-87 Красный Бор 21 1 Ме-109 ( в группе - 1 / 3 ) сев. Пушкин 22 15.09.1943 г. 1 Ме-109 Гойтолово 23 1 FW-190 Синявино 24 02.02.1944 г. 1 FW-190 зап. Большой Сабек 25 10.02.1944 г. 1 "Брюстер" юго - зап. ст. Мятсякюля 26 1 "Брюстер" Тайвола 27 19.06.1944 г. 1 Ме-109 остров Туркинсали 28 1 FW-190 юго - вост. ст. Сяйние 29 22.06.1944 г. 1 Ме-109 Тали 30 23.06.1944 г. 1 Ме-109 Пиртти 31 30.06.1944 г. 1 Ме-109 Юустила 32 03.07.1944 г. 1 Ме-109 вост. Кайпола 33 14.09.1944 г. 1 FW-190 сев. ст. Науншаны
Всего сбитых самолётов - 27 + 7 [ 26 + 7 ]; боевых вылетов - 519; воздушных боёв - 130.
Вечная Слава Солдатам Великой Войны!
Сообщение отредактировал fleur_de_lys - Суббота, 10.03.2012, 17:36
|
|
|