Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Статус: Offline
|
Маринеско Александр Иванович – командир Краснознамённой подводной лодки (ПЛ) «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга.
Родился 15 января 1913 года в городе Одесса (Украина). Украинец. Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1-го класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».
В ноябре 1933 года по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был призван на флот и направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ «Щ-306» («Пикша») Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1936 года с введением персональных воинских званий А.И.Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 года – старшего лейтенанта. В 1937 году внезапно был уволен с флота, но через две недели восстановлен. Окончил курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С.М.Кирова. С 1938 года он служил помощником командира подвожной лодки «Л-1» Балтийского флота. С лета 1939 года - командир ПЛ «М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 года занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании - капитан-лейтенант.
В первые дни Великой Отечественной войны подлодка «М-96» под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, выходила на боевые позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. В очередном боевом походе 14 августа 1942 года согласно докладу Маринеско лодка потопила транспорт противника «Хелене» (фактически была безрезультатно атакована немецкая плавбатарея). Но, возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил наши дозоры, а при всплытии не поднял Военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А.И.Маринеско наградили орденом Ленина.
В конце 1942 года А.И.Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б) (в октябре 1941 года был исключён), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам». Всего на «М-96» в 1941-1943 А.И.Маринеско совершил 3 боевых похода, побед не имел.
В апреле 1943 года А.И.Маринеско назначен командиром ПЛ «С-13». На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года, выполнив 3 боевых похода. В первом из них, в октябре 1944 года он по собственному докладу потопил вооруженный транспорт «Зигфрид» (атака четырьмя торпедами не удалась, но Маринеско все же догнал противника и потопил его артиллерией). Фактически целью атаки оказался небольшой траулер, который оказался только повреждён и был отбуксирован противником в порт.
С 9 января по 15 февраля 1945 года А.И.Маринеско находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника – «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен».
Перед этим походом командующий Краснознамённым Балтийским флотом адмирал В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (задержался на двое суток из увольнения в финском порту Турку из-за пьянки), но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.
30 января 1945 года «С-13» атакует и отправляет на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось около 2000 гитлеровцев и 9000 гражданских беженцев. Немецким ВМС был нанесен серьезный урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблем погибли 406 подводников. По мнению командира дивизиона капитана 1-го ранга Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подлодок среднего тоннажа (что было очень большим преувеличением). Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско «подводником №1».
10 февраля 1945 года последовала новая победа - на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте «С-13» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен» (по докладу Маринеско - легкий крейсер), на борту которого пытались эвакуироваться около 3000 солдат и офицеров противника.
Командиру «С-13» не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако «Золотую Звезду» заменили орденом Красного Знамени.
Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1-го ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...». Однако от атаковавших его подводных лодок и самолётов Маринеско все время умело уклонялся.
После Победы проблемы командира с дисциплиной значительно обострились. Дважды на него накладывали партийные взыскания, но обещания исправиться Маринеско не сдерживал. В результате 14 сентября 1945 года вышел приказ №01979 наркома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о разжаловании был отменен, что дало возможность А.И.Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).
С 18 октября по 20 ноября 1945 года А.И.Маринеско был командиром тральщика «Т-34» 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ №02521 старший лейтенант Маринеско А.И. уволен в запас.
Из 6 боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, 4 были безуспешными. Выполнил 5 торпедных атак, из 4 заявленных побед фактически были одержаны только две, но он - первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету 2 потопленных транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн.
После войны в 1946-1949 годах А.И.Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства «Сева» и «Ялта», списан на берег по ухудшению здоровья. В 1949-1950 годах работал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, но был осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рубля и три прогула без уважительных причин, допущенные в ноябре 1949 года.
Наказание А.И.Маринеско отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с 8 февраля по 10 октября 1951 года - в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя.
10 октября 1951 года Маринеско досрочно освобождён из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята. Через 25 лет, постановлением президиума Ленинградского городского суда от 27 апреля 1988 года, приговор народного суда 2-го участка Смольнинского района города Ленинграда от 14 декабря 1949 года и определение судебной коллегии Ленинградского городского суда от 29 декабря 1949 года были отменены и дело в отношении А.И.Маринеско прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
После освобождения в 1951-1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».
Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Скончался после тяжелой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Маринеско Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Награждён двумя орденами Ленина (1942, 5.05.1990), двумя орденами Красного Знамени (1944, 13.03.1945), медалями.
Памятники А.И.Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте, Одессе; мемориальные доски - в Одессе на здании мореходного училища и на здании школы школы №105, в Кронштадте и Санкт-Петербурге на домах, в которых он жил. Ему посвящён фильм «О возвращении забыть». Его именем названы Одесское мореходное училище, набережная в Калининграде. В центральном музее Воруженнных Сил РФ экспонируется флаг подводной лодки «C-13».
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1012
Вечная Слава Солдатам Великой Войны!
|