Краснознаменная подводная лодка "С-13"
(с 06.10.1954 г. - КБП-38)
(заводской № 263)
Заложена 19.10.1938 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 25.04.1939 г., вступила в строй 31.07.1941 г. и 14.08.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 4 боевых похода и произвела 12 атак с выпуском 19 торпед, потопив 11.09.1942 г. финский транспорт "Неrа" (1379 брт), 12.09.1942 г. финский пароход "Jussi Н." (2325 брт); 30.01.1945 г. транспорт "Wilhelm Gustloff" (25484 брт) и 10.02.1945 г. транспорт "General Steuben" (14660 брт), повредив 18.09.1942 г. голландский пароход "Anna W." (290 брт) и 09.10.1944 г. транспорт "Siegfried" (563 брт). 20.04.1945 г. награждена орденом Красного Знамени. С 15.02.1946 г. входила в состав 8-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 07.09.1954 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в плавучий кабинет боевой подготовки и передана 2-му высшему военно-морскому училищу подводного плавания для использования в учебных целях, 23.03.1956 г. переведена в группу плавсредств Научно- исследовательского института № 11 ВМФ, а 17.12.1956 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.05.1957 г. расформирована и впоследствии на базе "Главвторчермета" на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.
Выйдя в свой первый боевой поход 3 августа 1942 года, "С-13" под командованием капитан-лейтенанта П. П. Маланченко и политрука А. К. Соловьева 11 сентября в Ботническом заливе уничтожила транспорт. На следующий день лодкой было потоплено еще одно судно противника, а 18 сентября была одержана третья победа. В тот день "С-13" артиллерийским огнем уничтожила еще один грузовой пароход.
При возвращении в базу подводная лодка была обнаружена противолодочными силами противника. Уклоняясь от атак, она ударилась кормовой частью о грунт. Несмотря на повреждения, экипаж лодки, проявив высокое воинское мастерство, 17 октября благополучно возвратился в Кронштадт.
Во второй поход "С-13" отправилась под командованием А. И. Маринеско и опять добилась победы, уничтожив артиллерийским огнем неприятельское транспортное судно.
И вот, наконец, третий поход.
Погрузившись 30 января на борт одного из крупнейших лайнеров пассажирского флота Германии "Вильгельм Густлоф" (25 484 тонны), гитлеровские подводники уже чувствовали себя в безопасности. Ведь в охранении лайнера были тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", миноносцы, другие корабли. Однако ночную тишину раскололи три мощных взрыва. Теплоход вздрогнул и, кренясь на борт, быстро ушел под воду. Из 6100 гитлеровцев было выловлено кораблями охранения лишь 904 человека.
Столь мастерскую торпедную атаку "Вильгельма Густлофа" произвела советская подводная лодка "С-13" под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско.
В момент потопления на его борту находился цвет фашистского подводного флота - 3700 обученных специалистов-подводников, экипажи для 70-80 новейших подлодок, готовых к полной блокаде Англии (кстати, британские власти еще при жизни хотели увековечить память Маринеско памятником из чистого золота). Были на лайнере и высокопоставленные чиновники - генералы и высший офицерский состав, вспомогательный женский батальон - около 400 человек. Среди избранников высшего общества - 22 гауляйтера земель Польских и Восточной Пруссии. Потоплением лайнера нанесен непоправимый удар по подводному флоту фашистской Германии.
После потопления "Вильгельма Густлофа" подводная лодка продолжала "охоту" в Данцигской бухте. Высокая боевая активность и настойчивость в достижении поставленной цели принесли свои результаты. В ночь на 10 февраля был обнаружен еще один конвой. Выйдя в атаку, "С-13" двухторпедным залпом потопила еще один крупнотоннажный транспорт "Генерал фон Штойбен" (14 660 тонн). Вместе с ним на дно Балтийского моря отправилось около трех тысяч гитлеровских солдат и офицеров, бежавших от ударов Красной Армии.
Считается, что самая крупная морская катастрофа в истории - это гибель "Титаника", в результате которой погибли 1513 человек. В результате атаки Маринеско погибло более 7700 человек.
"Атакой века" назвали журналисты всех стран мира, 3-й поход "С-13", Адольф Гитлер назвал капитана Маринеско личным своим врагом. А сам капитан Маринеско после войны и до самой смерти не будет считать себя героем и никогда не назовет январский поход С-13 подвигом. В частных письмах он называет это следованием воинскому долгу и уставу.
За отличное выполнение заданий командования все члены экипажа подводной лодки были удостоены правительственных наград. 20 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР подводная лодка "С-13" награждена орденом Красного Знамени. Совершив четыре боевых похода и проведя в море более 140 суток, этот корабль одержал шесть блистательных побед, доведя общий тоннаж потопленных судов до 47 тысяч тонн.
Потопленный немецкий лайнер "Вильгельм Густлоф".
Капитан Маринеско Золотой Звездой Героя был награждён лишь к юбилею Победы 5 мая 1990 года.
ПЛ С-13..|..Капитан Маринеско А.И. ..|...Памятник Маринеско в Одессе