Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Подводные лодки тип "Щ"
Admin
Дата: Среда, 31.03.2010, 20:09 | Сообщение # 1

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Подводные лодки тип "Щ"




Средние подводные лодки типа "Щ" X серии

Водоизмещение - надводное - 584 тонны, подводное - 707,8 тонн
Длина наибольшая - 58,7 м
Ширина наибольшая - 6,2 м
Осадка средняя - 3,96 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1600 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей каждая марки "КСМ-2", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 26 тонн, полный - 63 тонны
Скорость - наибольшая надводная - 14.1 узла, подводная 8,5 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 1200 миль при 14,1 узле, - 4500 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 8,5 миль при 8,5 узлах, - 100 миль при 2,5 узлах
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров
Время погружения - 45 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 10 533-мм торпед ; 2 - 45/46 артиллерийских установки "21-К" ; 1000 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 20 суток, максимальная - 40 суток
Запас плавучести - 19 %
Экипаж - 7 офицеров, 15 старшин, 18 рядовых



Подводная лодка Щука

 
Admin
Дата: Среда, 31.03.2010, 20:11 | Сообщение # 2

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Гвардейская Краснознаменная подводная лодка "Щ-402"

Эта подводная лодка 28 июня 1935 года была спущена на воду и 1 октября 1936 года под наименованием "Щ-314" вошла в состав бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Затем она была переименована в "Щ-402" и под командованием старшего лейтенанта Б. К. Бакунина пополнила боевой состав Северного флота.

В довоенные годы "Щ-402" считалась одной из передовых на флоте. Ее экипаж неоднократно выполнял правительственные задания. В феврале 1938 года он поддерживал радиосвязь между судами экспедиции по снятию со льдины папанинцев и главной базой флота, а в апреле-мае 1939 года выходил на обеспечение беспосадочного перелета самолета В. К. Коккинаки по маршруту Москва-Северный полюс - США.

В период советско-финляндской войны подводная лодка несла дозорную службу, действовала на морских коммуникациях противника.

В годы Великой Отечественной войны "Щ-402" командовали офицеры Н. Г. Столбов, А. М. Каутский, военными комиссарами и заместителями командира по политической части были А. Б. Кочергин, Н. А. Долгополов, А. Н. Бахтиаров, Я. Р. Новиков. Подводная лодка совершила 16 боевых походов, потопив девять транспортов и боевых кораблей противника общим водоизмещением около 50 тысяч тонн.

Победы экипажу давались нелегко. В марте 1942 года подводная лодка после успешной атаки неприятельского тральщика подверглась жестокой бомбежке, в результате которой разошлись швы топливных цистерн. На помощь ей была выслана другая подводная лодка - "К-21", которая впервые на Севере в открытом море произвела передачу топлива на "Щ-402".

В другом походе в августе 1942 года на "Щ-402" произошел взрыв аккумуляторных батарей. Девятнадцать человек ее экипажа были убиты, несколько - получили ранения. Из командного состава в живых остался только командир электромеханической части инженер-капитан-лейтенант А. Д. Большаков, который принял на себя командование кораблем. Парторг лодки мичман Н. А. Егоров временно исполнял обязанности комиссара, а штурманский электрик Н. А. Александров - штурмана лодки. В результате взрыва электрическое управление горизонтальными рулями, вся радиоаппаратура и штурманские приборы вышли из строя.

Но и в этой, казалось бы, безвыходной ситуации североморцы не дрогнули. Четкие, самоотверженные действия позволили им привести израненную подводную лодку в базу.

За образцовое выполнение боевых заданий командования при действиях на морских коммуникациях противника и проявленные при этом мужество и героизм экипажа подводная лодка "Щ-402" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года была награждена орденом Красного Знамени, а 25 июля 1943 года удостоена гвардейского звания. За боевые подвиги 28 членов ее экипажа были награждены орденом Красного Знамени, 46 человек - орденами Отечественной войны I и II степени, 40 человек - орденом Красной Звезды и 34 человека - медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги".

Направляясь в очередной боевой поход, Краснознаменная гвардейская "Щ-402" погибла у северного побережья Норвегии 21 сентября 1944 года от прямого попадания авиабомбы.

 
Admin
Дата: Четверг, 01.04.2010, 04:57 | Сообщение # 3

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Подводная лодка "Щ-211"

Заложена 03.09.1934 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 03.09.1936 г. спущена на воду, 05.05.1938 г. вошла в состав Черноморского флота.

Срок боевой службы - 5 месяцев (22 июня 1941 г. - 22 ноября 1941 г.). 4 боевых похода (64 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых потоплено 2 судна (11862 брт) и возможно, повреждено 1 судно.

22 июня 1941 года лодка встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитана-лейтенанта) Девятко А.Д. в составе 4 дивизиона 1 бригады ПЛ ЧФ в Севастополе. Уже 7 июля 1941 года "Щ-211" вышла в свой первый боевой поход, но успех подводной лодке принес второй выход в море, в котором на борту субмарины в качестве обеспечивающего находился командир дивизиона капитан 3 ранга Б.А. Успенский. 11 августа 1941 года севернее мыса Карабурун лодка скрытно высадила группу болгарских коммунистов во главе с Цвятко Радойновым. Затем "Щ-211" переместилась к северу от мыса Эмине, где 15 августа двумя торпедами отправила на дно румынский транспорт "Пелес" (5708 брт). Это была первая победа черноморских подводников. На следующий день лодка снова выходит в атаку. Итальянскому танкеру "Суперга" (6.154 брт) в этот раз повезло - единственная выпущенная торпеда прошла мимо.

Снова "Щ-211" и "Суперга" встретились 29 сентября 1941 года. Первая атака сорвалась - из-за маневра корабля охранения "Щ-211" пришлось нырять на глубину. Вторично выйдя на боевой курс "Щ-211" с дистанции 2 кбт выпустила одну торпеду из кормового аппарата. Взрыв расколол танкер на две части. Болгарские сторожевики, охранявшие конвой, посчитали, что танкер подорвался на мине, поэтому "Щ-211" никто не бомбил. Так как одна часть судна осталась на плаву, на следующий день лодка вернулась к месту боевого столкновения и выпустила по возвышающимся над водой остаткам танкера еще две торпеды (по некоторым данным они затонули лишь 2 октября).

За уничтожение двух крупных транспортов противника командир "Щ-211" капитан-лейтенант Девятко награжден Орденом Красного Знамени.

Получить заслуженную награду отважному командиру не пришлось. Выйдя в следующий боевой поход 14 ноября 1941 года "Щ-211" пропала без вести.

Предположительно, лодка погибла на болгарской мине в районе у мыса Шаблер. Вместе с "Щ-211" погибли 44 члена ее экипажа.

 
Admin
Дата: Четверг, 01.04.2010, 05:20 | Сообщение # 4

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Краснознаменная подводная лодка "Щ-404"

Заложена 25 декабря 1934 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод) под обозначением "Щ-316, заводской № 262. 27 декабря 1935 г. спущена на воду. 26 сентября 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 16 мая 1937 г. присвоено обозначение "Щ-404".

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 41 г. - 9 мая 1945 г.). 14 боевых походов (231 сутки). 12 торпедных атак, в результате которых потоплено 1 судно (2793 брт), кроме этого, возможно, потоплены 2 судна и 1 судно повреждено.

28 мая 1937 г. начала переход на Север по Беломорско-Балтийскому каналу. 30 июня 1937 г. вошла в состав Северного флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Иванова Владимира Алексеевича в составе 3 дивизиона бригады подводных лодок в Полярном. С началом военных действий перебазировалась в Иоканьку и в июле несла дозорную службу на подходах к Белому морю. В октябре возвращается в Полярный.
1 апреля 1942 г., после атаки транспорта, подверглась преследованию, в результате близких разрывов глубинных бомб (всего их было сброшено 58) получила повреждения корпуса и механизмов.
3 апреля вышла в торпедную атаку, но по вине личного состава торпеды не вышли, в завершение всего заклинило кормовые горизонтальные рули и она самопроизвольно легла на грунт на глубине 51 м.
30 июня при стоянке в Мурманске получила повреждения от близких разрывов авиабомб

28 февраля 1943 г, командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Макаренков Григорий Филиппович.
19 апреля при попытке атаковать конвой была обнаружена, в течение девяти часов подвергалась преследованию в ходе которого на неё сбросили 174 глубинные бомбы, но осталась на позиции.
С приходом в базу встала в ремонт где получила на вооружение гидроакустическую станцию "Дракон-129".

24 июля награждена орденом "Красного Знамени".

14 сентября, после потопления транспорта, подверглась преследованию в ходе которого на неё было сброшено 100 бомб. С конца 1943 г. в боевых действиях не участвовала.
В июне 1944 г. командиром назначен капитан 3 ранга Голев Сергей Александрович.

 
Admin
Дата: Четверг, 01.04.2010, 05:42 | Сообщение # 5

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Подводная лодка "Щ-317"

Заложена 23 июля 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 295. 24 сентября 1935 г. спущена на воду. 1 ноября 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Срок боевой службы - 12,8 месяца (22 июня 1941 г. - 15 июля 1942 г.). 2 боевых похода (55 суток). Не менее 5 торпедных атак, в результате которых потоплено 5 судов (10997 брт).

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Андронова Алексея Герасимовича в составе 7 дивизиона 2 отряда подводных лодок в Таллине.

2 ноября вышла из Кронштадта для занятия позиции в районе маяка Эландсрев, причем от о. Гогланд часть пути "Щ-317" должна была идти в составе конвоя следовавшего на Ханко.
В ночь на 3 ноября самостоятельно прибыла к о. Гогланд и легла на грунт в назначенной точке. В 18.00 3 ноября начала всплытие согласно плана для присоединения к конвою, но была обнаружена по воздушному пузырю советским катером "МО", принята за вражескую и атакована глубинными бомбами. Получив повреждения приборов и механизмов от близких разрывов, всплыла и попала под артиллерийский обстрел: из 15 выпущенных по ней 45-мм снарядов несколько пробили прочный корпус в районе второго отсека. Только после подачи световых опознавательных сигналов охотник прекратил обстрел лодки. После заделки пробоины зашла в бухту Суркюля, причем на входе выскочила на камни и в конечном итоге 6 ноября вернулась в Кронштадт для ремонта.

24 января 1942г. командиром назначен капитан-лейтенант Мохов Николай Константинович. 11 июня покинула о. Лавенсари и вышла в боевой поход. 16 июня она донесла о благополучном форсировании Финского залива и только 10 июля опять вышла на связь с докладом об израсходовании торпед, потоплении пяти транспортов (гибель всех судов впоследствии подтвердили иностранные источники) и начале движения в базу. В Кронштадт она не вернулась: по финским данным 12 июля в районе о. Родшер воздушная разведка обнаружила масляное пятно, а после неоднократных бомбардировок там всплыли деревянные обломки, матрасы, спасательные круги и т.д.
Можно предположить, что "Щ-317" подорвалась 12 июля на мине в Финском заливе, а уже потом, 15 июля, потоплена глубинными бомбами финских минных заградителей "Руотсинсальми", сторожевого катера "VMV-16" и самолетов.

 
Admin
Дата: Четверг, 01.04.2010, 05:57 | Сообщение # 6

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Гвардейская подводная лодка "Щ-215"

Заложена 27 марта 1935 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1039. 11 января 1937 г. спущена на воду. 10 апреля 1939 г. вошла в состав Черноморского флота.

Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941г. - 16 сентября 1944 г). 15 боевых походов (306 суток). 18 торпедных атак, в результате которых потоплено 3 судна (более 2082 брт) и 1 корабль, кроме этого, возможно, потоплены 2 судна и 1 корабль. Артиллерийским огнем потоплено 1 судно (53 брт).

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Власова Владимира Яковлевича в составе 4 дивизиона 1 бригады подводных лодок, находясь в ремонте в Севастополе.
20 июля командиром корабля назначен капитан-лейтенант Апостолов Григорий Петрович.
9 февраля 1942г. командиром назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Коршунов Виктор Анисимович.

2 июля пыталась прорваться в осажденный Севастополь с 30 т боеприпасов и 27 т бензина, но город пал и она возвратилась в Новороссийск.

23 октября командиром назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Грешилов Александр Иванович.

Уже в первом походе (10-30.1.1943 в район м. Тарханкут) новый командир продемонстрировал свой знаменитый почерк - активный поиск противника и упорство в достижении поставленной цели. Оно ярко проявилось в ночном бою 24 января, когда лодка дважды безуспешно выпустила торпеды по двум БДБ, шедшим в составе небольшого конвоя. Не желая смириться с неудачей, Грешилов вступил в артиллерийский бой, в ходе которого, по-видимому, добился двух снарядных попаданий в десантную баржу F-125. Огневое превосходство БДБ над "щукой" выявилось на второй минуте схватки, после того, как в заднюю часть ограждения рубки попал 88-мм снаряд. Узнав, что трое краснофлотцев ранены осколками, а противник взял подлодку в "вилку", командир счел за лучшее погрузиться.

В течение весны "щука" совершила еще два похода в Каламитский залив (25.2-17.3.1943 и 14.5-1.6.1943). Пять раз (8, 13.3 и 16, 24, 29.5) Грешилов выходил в торпедные атаки, но все они закончились неудачами - очевидно, из-за неисправностей новых неконтактных взрывателей торпед. Единственным результатом стали легкие по­вреждения тральщика R-164 от взрыва, произошедшего в 40 м от его борта.
В очередной поход (23.8-17.9.1943) подлодка вышла к Босфору для перехвата перевозившего хромовую руду транспорта "Тисбе" (1782 брт). Грешилов отлично справился с задачей, потопив судно на виду у двух румынских эсминцев днем 30 августа. Обозленные неудачей немцы выставили в начале сентября у пролива противолодочное минное поле, но "щука" счастливо избежала встречи с "рогатой смертью". В октябре - ноябре (22.10-19.11.1943) она совершила продолжительный поход в район м. Тарханкут. Усиление активности нашей авиации, действовавшей теперь с аэродромов Северной Таврии, предопределило то, что большинство встреч с конвоями противника происходило ночью. Разумеется, добиться попаданий в таких условиях было трудно. Грешилов экономил боезапас, стреляя двухторпедными залпами. Лишь четвертая атака в ночь на 15 ноября принесла результат: торпеда отправила на дно БДБ F-592.

20 января 1943г. пыталась атаковать конвой, но командир запутался в маневрировании и потерял транспорта на фоне берега.
23 января обнаружила две самоходные баржи и безуспешно атаковала двумя торпедами одну из них. Продолжив преследование в позиционном положении, вскоре вновь атаковала баржу тремя торпедами, но все они прошли мимо. После этого всплыла в крейсерское положение и открыла артиллерийский огонь.
Баржи открыли ответных огонь и один 76-мм снаряд попал в ограждение рубки. Несмотря на повреждение, "Щ-215" смогла погрузиться и уклониться от двух сброшенных глубинных бомб.

18 мая М.В.Грешилов, удостоенный за два дня до того звания Героя Советского Союза, получил назначение в штаб ЧФ, а вскоре на его место пришел капитан 3 ранга А.И.Стрижак.

22 июля присвоено звание "Гвардеская"

В последнем походе (30.7-31.8.1944) первоначальной позицией субмарины являлись подходы к Бос­фору, затем ее перенаправили к Варне. Следуя в ночь на 5 августа вдоль побережья на широте болгаро-турецкой границы, Стрижак обнаружил небольшое судно, на котором, по его наблюдениям, находилось около 200 вооруженных людей. Не пытаясь выяснить его принадлежности, командир приказал открыть огонь. В результате сорокаминутного обстрела шхуна (а ею оказалась турецкая «Мефкуре», 53 брт) затонула. 24 августа Стрижаку удалось торпедировать болгарскую парусно-моторную шхуну "Вита" (240 брт). Это судно стало последней победой черноморских подводников в Великой Отечественной войне и пятой по счету у самой результативной из уцелевших "щук" ЧФ.

13 июля 1953 года была выведена из боевого состава ЧФ, а 29 декабря 1955 года - исключена из остава ВМФ с поередачей в ОФИ. 18 января 1956 года расформирована и впоследствии разделана на базе "Вторчермета" в Инкермане.

 
Admin
Дата: Четверг, 01.04.2010, 06:46 | Сообщение # 7

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Средние подводные лодки типа "Щ" III серии

Средние подводные лодки типа "Щ" III серии

Водоизмещение - надводное - 572 тонны, подводное - 672 тонны
Длина наибольшая - 57 м
Ширина наибольшая - 6,2 м
Осадка средняя - 3,76 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1000 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей каждая марки "КСМ-2", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 23,4 тонны, полный - 52 тонны
Скорость - наибольшая надводная - 11,6 узла, подводная - 8,5 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 1350 миль при 11,6 узлах, - 3130 при 8,5 узлах ; в подводном положении - 9 миль при 8,5 узлах, - 112 миль при 2,8 узлах
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров
Время погружения - 75 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 10 533-мм торпед ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" ; 500 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 20 суток, максимальная - 40
Запас плавучести - 22 %
Экипаж - 7 офицеров, 15 старшин, 18 рядовых

 
Admin
Дата: Четверг, 01.04.2010, 06:53 | Сообщение # 8

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Гвардейская подводная лодка "Щ"-303" ("Ерш")

Заложена5 февраля 1930 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 201. 6 ноября 1931 г. спущена на воду. 25 ноября 1933 г. вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовала в Советско-Финляндской войне.

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 41г. - 9 мая 1945г.). 5 боевых походов (157 суток). 9 торпедных атак в результате которых потоплено 2 судна (11857 брт) и повреждено 1 судно, кроме этого, возможно, повреждено еще 3 судна.

22 июня 1941г. встретила под командованием старшего лейтенанта ( впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга ) Травкина Ивана Васильевича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме. С октябрь 1939 по июль 1941 г. прошла в Ленинграде капитальный ремонт в Кронштадтском морском заводе. С конца лета 1941 г. находилась в организационном периоде. 6 сентября перешла в Ленинград, 17 сентября - в Кронштадт, 28 сентября - в Ленинград, 14 октября - в Кронштадт, 30 октября - в Ленинград.

В ночь на 22 июня 1942 перешла из Ленинграда в Кронштадт.

4 июля - 9 августа 1942 г. первый поход в ВОВ. В 22.00 4 июля - 14.46 5 июля самостоятельно перешла к о. Лавенсари. В 23.12 7 июля вышла в район о. Утё - м. Ристна (позиция №6, обеспечивающий - командир 3-го ДПЛ капитан 2 ранга Г.А. Гольдберг). Утром 8 июля вследствие невязки счисления выскочила на отмель близ м-ка Родшер, с которой удачно снялась. В ночь на 10 июля в районе м-ка Калбодагрунд обнаружена и безуспешно атакована СКА противника. В 00.50 11 июля сев. Таллина во время зарядки атакована 2 сам., причинившими ПЛ незначительные повреждения. В 00.43 12 июля юго-вост. м-ка Порккалан-Каллбода произвела торпедную атаку ОТР (ТР-лесовоз 6-7000 т, атака=надв/пр/2, д=15 каб., через 1 мин во время погружения слышали взрыв - заруб. данных нет). Появившиеся в районе атаки кор. противника осуществляли бомбометание с 07.30 до 22.30. 13 июля форсировала заграждение «Насхорн» (при этом один раз - в 10.32 - коснулась трубки КА, кроме того имела одну мнимую встречу с минрепом), при этом продолжала преследоваться кор. ПЛО. В 09.00 15 июля закончила форсирование Финского залива и направилась на позицию. С утра 16 июля находилась в районе о. Утё. В 18.35 19 июля произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 4 ТЩ) (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=25-35 каб., из-за мелководья подойти ближе не удалось, торпеда затонула не дойдя до цели - заруб. данных нет). В 21.35 20 июля произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 ТЩ) (ТР 12000 т, атака=подв/ви/2, д=2,5 каб., через 18 и 22 сек слышали 2 взрыва - в точке 59°34'3 с.ш./21°30' в.д. тяжело поврежден герм. ТР «Альдебаран», 7891 брт, перевозивший части 7-й год (+1,=3)- сохранил ход 5 узл., прибыл в базу и к 1944 г. отремонтирован). Герм. ТЩ «М 1807», «М 1806», «М 1805» контратаковали ПЛ, сбросив на нее 23 глб. От близких разрывов на лодке заклинило горизонтальные рули и в 21.40 она сильно ударилась о грунт (загнут форштевнь, заклинены носовые горизонтальные рули, поврежден корпус в носовой части). В ночь на 22 июля перешла в район м. Ристна. Днем 23 июля ПЛ обнаружила ОТР, вечером - отряд боевых кор. При маневрировании выяснилось, что крышки носовых ТА заклинены (в кормовых ТА торпеды были израсходованы 12 июля). В 01.14 26 июля с разрешения командования начала отход в базу. В 00.00 28 июля начала форсирование Финского залива. В 18.49 и 19.45 29 июля при форсировании заграждения «Насхорн» дважды касалась минрепов и трубок КА мин ЕМС - взрывов не последовало. Днем 30 июля обнаружена в подводном положении и атакована сам. противника в районе м-ка Калбодагрунд. Вечером 1 августа прибыла в Нарвский залив, где до 18.25 6 августа ожидала встречи с кораблями эскорта. Прибыв в точку рандеву, своих кораблей не обнаружила, зато заметила противолодочный корабль противника. Только 3 августа штаб бригады получил радио и начал организовывать встречу ПЛ. За это время дважды обнаруживалась находившейся в этом же районе "Щ-406" и только осторожность ее командира предотвратила катастрофу. Корабли эскорта по разным причинам так и не смогли прибыть для встречи и 6 августа ПЛ получила приказание совместно с "Щ-406" следовать самостоятельно в район о.Лавенсари. В 03.40 6 августа атакована кораблями противника, которые преследовали ее до 05.58. В результате бомбежки на ПЛ вышли из строя акустическая и радиоаппаратура, внутрь прочного корпуса поступила вода. В 01.30 8 августа после встречи с СКА прибыла па рейд о. Лавенсари. В 22.00 8 августа - 04.57 9 августа в обеспечении БТЩ-207, -210, -211 и 2 СКА перешла в Кронштадт.

1 октября - 13 ноября 1942 г. Второй поход в ВОВ. В 19.55 1 октября в обеспечении БТЩ-210, -211, -215, -217, -218 и 3 СКА вышла к о. Лавепсари. Из-за тумана в 03.30 2 октября эскорт стал на якорь, и ПЛ продолжила переход самостоятельно. В 04.06 прибыла в точку погружения в 6 милях зап. о. Лавенсари и начала переход в район м-ка Ландсорт (сев. часть позиции №11). В 17.40 при форсировании заграждения «Зсеигель» коснулась минрепа мины — взрыва не последовало. Вечером за кормой ПЛ взорвалось несколько серий глб. В 11.53 5 октября при форсировании заграждения «Насхорн» коснулась трубки КА мины ЕМС - взрыва не последовало. В 00.35 7 октября закончила форсирование Финского залива. Вечером 8 октября прибыла в район о. Готска-Санден, в ночь на 10 октября перешла к м-ку Хувудшер. Днем 11 октября дважды отказывалась от атак ОТР, шедших шхерными фарватерами. В течение 12 октября не смогла атаковать 4 ОТР из-за невыгодных КУ и мелководья. 15-16 октября лодка штормовала на позиции. В 00.03 18 октября произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 2 СКР) юж. м-ка Ландсорт (ТР 10-12000 т, атака=надв/ви/2, д=14 каб., через 1 мин 36 сек наблюдала большой взрыв, столб огня и дыма. В момент погружения экипаж слышал взрыв второй торпеды — заруб. данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. В 15.26 20 октября произвела торпедную атаку ОТР (ТР 8000 т, атака=подв/пр/2, д=12 каб., через 2 мин услышаны два взрыва – заруб. данных нет). 21-22 октября лодка отходила к о. Готска-Санден для перезарядки ТА и доливки АБ. В 21.47 2 ноября произвела торпедную атаку ОТР в условиях 8-бального шторма (ТР ? т, атака=надв/пр/2, д=15 каб., промах - заруб. данных нет). В 23.42 4 ноября произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 СКР) (ТР 15000 т, атака=надв/ви/3, д=10 каб., услышано 2 взрыва – заруб. данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. В 19.53 6 ноября сообщив командованию об израсходовании боекомплекта начала возвращение в базу. Утром 8 ноября начала форсирование Финского залива. В 23.56 11 ноября при форсировании заграждения «Зсеигель» коснулась минрепа минного защитника. В 09.00 12 ноября встречена нашими СКА и в 11.00 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 01.10-09.45 13 ноября в обеспечении 5 БТЩ и 2 СКА перешла в Кронштадт.

1 марта 1943 г. удостоена гвардейского звания. С 15 апреля 1943 г. находилась в готовности к боевому походу.

7 мая - 11 июня 1943 г. третий поход в ВОВ. В 22.30 7 мая - 01.00 8 мая в обеспечении БТЩ-210, -211, -215, -217, -218, 6 СКА и 2 КДЗ перешла из Кронштадта к м-ку Шепелевский, где легла на грунт, и в ночь на 9 мая перешли к о. Лавенсари. В 04.30 на вост. створе лавепсарского рейда БТЩ-210 подорвался на 2 донных минах и получил серьезные повреждения. В 04.40 ПЛ легла на грунт в 2 милях от бух. Норре-Каппельлахт и в ночь на 11 мая ошвартовалась в бух. В 23.00 11 мая в обеспечении 4 БТЩ и 6 СКА вышла в точку погружения (прибыла в 01.29 12 мая) в 6 милях юго-зап. о. Лавенсари для дальнейшего перехода на позицию в устье Финского залива (о. Утё - м-к Ристна). Форсировала Гогландский ПЛО-рубеж в районе банки Намси. С вечера 13 мая по утро 17 мая находилась зап. о. Вайндло производя зарядку АБ. В 02.00 17 мая передала сообщение о прорыве Гогландского ПЛО-рубежа, которое, из-за нарушения указаний, но связи не было принято командованием БПЛ. Днем 17 мая перешла в район сев.-зап. м-ка Кэри. 18 мая находилась на грунте, исправляя повреждения гирокомпаса. Днем 19 мая продолжила движение на запад. В 04.38 в 6 милях сев. о. Найссар имела встречу с минрепом, в 18.15 в 55 каб. сев.-зап. м-ка Найссар попала в противолодочную сеть, после чего отошла в район о. Кэри для зарядки АБ (находилась в этом районе до 1 июня). В 15.47 21 мая воспользовавшись отсутствием вахтенного офицера, старшина трюмных машинистов Галкин закрылся в центральном посту и произвел всплытие ПЛ с намерением сдаться в плен. Находившиеся в радиорубке ЦП старшина радистов Алексеев и гидроакустик Мироненко отдраили двери. Поднявшийся на мостик И.В. Травкин увидел Галкина, подававшего наволочкой сигналы находившимся неподалеку кор. противника. ПЛ произвела срочное погружение. Галкин остался на поверхности и был подобран герм. СКР. При погружении СКА противника обстреляли ПЛ, а затем сбросили на нее ок. 100 глб. С 00.00 до 16.05 22 мая на ПЛ сброшено еще ок. 100 глб. При попытке зарядить АБ в ночь на 23 мая обнаружена СКА, который сбросил на лодку 5 глб. В ночь на 25 мая ПЛ несколько раз прерывала зарядку АБ из-за обнаружений СКА противника. В 00.05 и в 01.45 командир дважды донес о принятом решении возвращаться в базу. В 02.04 26 мая командир ПЛ донес о попадании в противолодочную сеть (имело место 19 мая), не указав при этом дату попадания и свои координаты. В 01.20 29 мая командир ПЛ донес координаты ПЛ и основные события похода, после чего получил разрешение на возвращение в базу в случае невозможности прорыва в Балтийское море. Утром 1 июня перешла в район м-ка Родшер. В ночь на 2 июня ПЛ донесла новое местоположение и запросила сведенья об обстановке на маршруте возвращения. 4 июня перешла в Нарвский зал, а 5 июня форсировала Гогландский ПЛО-рубеж. В ночь на 6 июня командир ПЛ попросил организовать встречу юго-зап. о. Лавенсари. Рандеву в ночь на 7 июня не состоялось, поскольку услышав взрывы (взрывались затраленные катерами мины) «Щ-303» легла на грунт. Из состава эскорта СКА «МО №102» погиб на минах, а «МО №123» получил тяжелые повреждения. В 23.19 7 июня встречена в 8 милях юго-зап. о. Лавенсари 7 СКА и 4 ТКА и в 03.30 8 июня прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 21.47 9 июня - 02.29 10 июня в обеспечении 5 БТЩ, 4 СКА, 4 БКА, 2 КДЗ перешла к месту покладки на грунт у м-ка Шепелевский. В 01.25 10 июня КОН подвергся удару фин. ВВС, легко повредивших БТЩ-215 и тяжело - БТЩ-218 (сел на грунт на мелководье). В 00.22-03.10 11 июня в обеспечении 3 БТЩ, 4 СКА и 2 БКА перешла в Кронштадт.

С декабря 1943 - лето 1944 г. - капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. До октября 1944 г. занималась боевой подготовкой.

3 октября 1944 г. при выходе из Купеческой гавани Кронштадта для действий на коммуникациях противника, ударилась о стенку, погнув кронштейн и правый гребной вал, ограждение кормовых горизонтальных рулей и баллер вертикального руля. Для устранения полученных повреждений встала в завод. Находилась в ремонте на Кронштадтском морском заводе до 23 ноября.

1-3 декабря 1944 перешла - в Хельсинки, 4 декабря - на Ханко, 5 декабря - в Турку.

17 декабря 1944 - 04 января 1945 Четвертый поход в ВОВ. Утром 17 декабря вышла в район зап. Либавы (сектор №1). До о. Утё (до вечера 17 декабря) шла в обеспечении БТЩ-215. В 21.00 20 декабря прибыла на позицию. 29 декабря при попытке атаковать КОН обнаружена и подверглась преследованию сил ПЛО. Утром 1 января 1945 обнаружена и подверглась преследованию кор. ПЛО. При срочном погружении дважды ударилась о грунт, в результате чего повредила руль, киль и корпус. В ночь на 2 января начала возвращение в базу. В 19.00 3 января встречена БТЩ-215 в районе о. Нюхамн и в 23.10 4 января прибыла в Турку.

5 ноября - 22 февраля 1945 г. прошла доковый ремонт.

24 февраля - 25 марта 1945 г. пятый боевой поход в ВОВ. В 15.00 24 февраля в обеспечении ЛД и БТЩ-217 вышла на позицию в районе Либавы (позиция №1; обеспечивающий - командир 3-го ДПЛ капитан 2 ранга Г.А. Гольдберг). В 00.00 1 марта прибыла на позицию, но из-за шторма поиск кор. противника до 5 марта не производился. В 23.39 5 марта произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ММ, 1 СКР, 1 СКА) в точке 56°18'5 с.ш./19°56' в.д. (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=8-9 каб., промах - заруб. данных нет). После атаки подверглась преследованию кор. ПЛО, сбросивших 3 глб. Утром 6 марта слышала движение большого числа кор., но в атаку не выходила из-за сильной ПЛО. 7-8 марта из-за шторма лежала на грунте. В 00.04 9 марта произвела торпедную атаку КОН (3 ТР или 2 ТР и СКР) в точке 56-21'5 с.ш./20°10'0 в.д. (ТР 6-7000 т, атака=надв/вр/4, д=6 каб., наблюдался взрыв торпеды – заруб. данных нет). Вечером командир БПЛ приказал лодке занять позицию на подходах к Данцигской бух. (позиции №2, 3). Вечером 10 марта прибыла в район п-ова Хель. Действия лодки в подв. положении демаскировались большой шумностью механизмов и биением линии вала. Утром 18 марта слышала шумы ПЛ противника. Днем не смогла атаковать КОН из-за сильной ПЛО. Вечером обнаружена СКР и СКА противника, сбросивших на лодку ок. 20 глб. 21 марта командир БПЛ приказал лодке действовать в вост. части Данцигской бух. (позиция №2). 22 марта вновь подверглась преследованию сил ПЛО, оторвавшись от которых перешла к м-ку Хоборг для производства обсервации. В 00.00 24 марта в связи с исчерпанием запасов начала возвращение в базу. В 16.03 25 марта встречена ЛД в районе м-ка Чекарсэрн и в 22.54 прибыла в Турку.

7 мая 1945 г. должна была выйти на позицию юж. о. Готланд с целью блокады Либавы, однако в связи с близким окончанием военных действий поход отменен.

12 сентября 1945 г. выведена из боевого состава и переведена в отряд учебных кораблей КБФ для использования в учебных целях.

15 февраля 1946 г. входила в состав КВМК. 12 января 1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. 9 июня 1949 г. переименована в С-303. 11 сентября 1954 г. разоружена, исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 1961 г. на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

Командирами были: ст. л-т, кап. л-т, к. 3 р. Травкин И.В. (1941-1944), к. 3 р. Ветчиникин П.П. (1944), к. 3 р. Филов Н.А. (1944), кап. л-т Игнатьев Е.А. (1944-1945).

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: