Подводная лодка "Д-2" ("Народоволец")
Заложена 5 марта 1927 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод). Спущена 19 мая 1929, вступила в строй 11 октября 1931. Вошла в состав Морских сил Балтийского моря.
17 августа 1941 г. по окончании ремонта и модернизации вновь включена в состав Краснознаменного Балтийского флота. В начале сентября 1941 г. покинула акваторию завода, после чего базировалась на р. Нева. 15 сентября 1942 г. перешла из Ленинграда в Кронштадт. 23 сентября - 4 ноября 1942 г. - первый боевой поход в Великой Отечественной Войне.
Срок боевой службы - 46,3 месяца (1 июля 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 4 боевых похода (69 суток). 12 торпедных атак, в результате которых потоплены 2 судна (5461 брт) и повреждено 1 судно, возможно, потоплено еще 1 судно.
21 час 10 минут 23 сентября - вышла на позицию в район зап. выходов из Ирбенского прол. и прол. Соэлавяйн (позиция №4; затем должна была действовать на позиции зап. о. Борнхольм). До точки погружения на Вост. гогландском плесе (прибыла в 5 часов 29 минут 24 сентября) двигалась в обеспечении БТЩ-210,-211,-215,-217,-218 и ЗСКА. В 16 часов 52 минуты 24 сентября в 45 каб. сев.-зап. о. Гогланд попала в противолодочную сеть и сильно ударилась о грунт. Вышел из строя вертикальный руль, были сорваны минные отводы носовых горизонтальных рулей. В 21.14 лодке удалось освободиться от сети, после чего руль был осмотрен 13 водолазами. Осмотр был повторен в ночь на 26 сентября, после чего управляемость лодки улучшилась. В 00.20 29 сентября закончила форсирование Финского залива и в 5 часов 20 минут 29 сентября прибыла в район позиции у м. Ристна. Утром 30 сентября у Ирбенского прол. обнаружила СКР противника. В 23.03 30 сентября лодка получила приказ перейти на позицию зап. о. Борнхольм (позиция №1). В 09.57 3 октября произвела торпедную атаку на КОН (2 ТР, 2 ММ) в районе м-ка Хегбю (сев. оконечность о. Эланд) (ТР 12000 т, атака=подв/ви/2, д=6 каб., через 1 мин взрыв - заруб, данных нет). При выходе в повторную атаку на «оставшийся» ТР командир посчитал себя обнаруженным ММ и от атаки отказался. Преследованию ПЛ не подвергалась. Утром 6 октября прибыла на позицию. В 11.04 7 октября произвела торпедную атаку ОТР юго-зап. Истада (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=7 каб., при выстреле вынырнула на поверхность, ТР от торпеды уклонился - заруб, данных нет). В 22.22 8 октября произвела торпедную атаку ОТР в 36 милях сев. м-ка Рюгенвальде (ТР ? т, атака=надв/пр/1, д=1,5-2 каб., промах - безуспешно атакован шв. ТР «Гуннар»). Днем 9 октября отказалась от атаки ОТР из-за большого КУ. В 00.47 11 октября произвела торпедную атаку ОТР в 18 милях юго-вост. м-ка Смюгехук (ТР ? т, атака=надв/пр/1 д=3 каб., промах - заруб, данных нет). В 10.39 14 октября произвела торпедную атаку ОТР в том же районе (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., в момент залпа из-за ошибки рулевого-горизонтальщика лодка ушла на глубину, промах - заруб, данных нет). В 16.33 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 8000 т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., через 1 мин сильный взрыв - в точке 55°10’ с.ш. /13°39' в.д. потоплен герм. ТР «Якобус Фрицен», 4090 брт, груз угля, +1, =3). 15-18 октября штормовала на позиции. Вечером 16 октября сломался шток кингстона цистерны быстрого погружения - затоплен артиллерийский погреб, цистерна вышла из строя. 18 октября попала в рыбацкую сеть. В 17.55 19 октября произвела торпедную атаку КОН (2 ПРЖД, 1 ВСКР, 5 СКР) в точке 55°11'9 с.ш./19°15'1 в.д. (ПРЖД, атака=подв/ви/2, д=6 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва - поврежден герм. ПРЖД «Дойчланд», 2972 брт, перевозивший отпускников норвежского легиона, +24, =29, ПРЖД отремонтирован к февралю 1943). Безрезультатно контратакована кор. ПЛО, сбросившими 16 глб. 22 октября перешла в район бух. Хане. Днем 23 октября не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 25 октября перешла к Карлскроне. Ночью 26 октбяря обнаружила ПЛ, от которой уклонилась поворотом. Утром по приказу командования начала возвращение в базу. Вечером 29 октября в 10 милях вост. о. Богшер обнаружена и безрезультатно атакована СКР противника, сбросившим 48 глб. В 21.36 30 октября начала форсирование Финского залива. В 20.57 3 ноября при форсировании заграждения «Зееигель» коснулась минрепа минного защитника. В 11.18 4 ноября ПЛ была встречена нашими СКА и днем прибыла в бух. Норре-Каппельлахт (о. Лавенсари). В 17.00 6 ноября - 00.55 7 ноября в обеспечении БТЩ-207, -210, -211, -217, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт.
Вечером 10 ноября 1942 перешла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки. На переходе безрезультатно обстреляна артиллерией противника. 10 мая 1943 г. подготовлена к боевому походу. 12 августа 1943 г. перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подверглась без результатному обстрелу артиллерии противника. Летом 1944 г. получила на вооружение английскую гидроакустическую станцию «ASDIC-129» («Дракон») и систему беспузырной торпедной стрельбы (БТС). До октября 1944 г. осуществляла боевую подготовку в Кронштадте. 01-30 октября 1944 г. - второй боевой поход в ВОВ. 1-5 октября вышла финским шхерным фарватером в Балтийское море для действий в районе вост. побережье о. Эланд - юж. вход в прол. Кальмарзунд (позиция №9). Сразу после выхода начались поломки материальной части. 6 октября временно вышел из строя вертикальный руль. В 10.00 8 октября произвела торпедную атаку ОТР в 33 милях юж. м. Хоборг (ТР 1000 т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., ТР уклонился от торпед - заруб, данных нет, очевидно атаковано шв. рыболовное судно). Вечером 9 октября командир БПЛ приказал лодке занять сектор, ограниченный пеленгами 245-220° юго-западнее Либавы (сектор №2). Вечером 10 октября прибыла на новую позицию. 11 октября на ПЛ вышел из строя ограничитель вертикального руля. 16 октября не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 19 октября водой залило шахту перископа. 20 октября вышла из строя муфта Федорицкого. 22 октября отказала цепь Галля. Утром 24 октября в районе м-ка Паппензее не смогла атаковать КОН из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. Утром 26 октября по приказу командира БПЛ заняла позицию у м-ка Паппензее. В 12.54 26 октября произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 1 СКР) в 8 милях зап. м-ка Паппензее (ТР 5000 т (по другим данным транспорт «Нина» («Nina», 1371 брт)), атака=подв/ви/2, д=8 каб., командир наблюдал гибель ТР в перископ - заруб, данных нет). После атаки ПЛ контратакована кор. ПЛО, сбросившими на лодку 5 глб. Силами взрывов ПЛ дважды ударило о грунт, после чего вертикальный руль стал перекладываться только на 4°, а затем перестал работать вообще. В 02.20 27 октября начала возвращение в базу, управляемая при помощи винтов. Днем 29 октября стала на якорь у о. Утё, 30 октября прибыла в Турку.
30 октября - 1 ноября 1945 г. перешла в Хельсинки, где 9-29 ноября прошла докование.
12 декабря 1944 - 20 января 1945 г. - третий боевой поход в ВОВ. В 08.48 12 декабря вышла из Хельсинки на позицию, ограниченную пеленгами 250-270° зап. Виндавы (сектор №1). 13 декабря лопнул амортизатор помпы. В 17.30 14 декабря прибыла на позицию. Действия ПЛ сильно затруднялись искрением дизелей и большим парообразованием при выхлопе дизелей в воду. На протяжении всего похода имела многочисленные контакты с силами ПЛО. Вечером 16 декабря при попытке атаковать КОН, обнаружена и атакована СКР, сбросившим неск. глб. В 04.52 23 декабря произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) в точке 57°21'8 с.ш./21°05'5 в.д. (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=5 каб., промах - заруб, данных нет). Днем 25 декабря обнаружила 4 БД Б, но в атаку не выходила. В ночь на 26 декабря не смогла атаковать КОН из-за противодействия СКР. В 20.10 29 декабря произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКР) в точке 57°17'8 с.ш./21°07'2 в.д. (ТР 9-10000 т, атака=надв/ви/2, д=3,5-4 каб., через 50 сек наблюдалось попадание 1 торпеды в ТР - заруб, данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. Утром 1 января 1945 обнаружена и безрезультатно обстреляна кор. ПЛО. В 06.19 3 января произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=6 каб., промах - заруб, данных нет). В последующие дни имела контакты исключительно с кор. ПЛО. С 10 января получила приказ действовать в секторах юж. и юго-зап. Виндавы (позиция №5-новая). 16 января во время шторма получила повреждения горизонтальных рулей. Утром 18 января при покладке на грунт на глубине 62 м во время шторма сильно ударилась о камни - повреждены кингстоны балластных цистерн и вертикальный руль. В 20.13 начала возвращение в базу. В 14.00 20 января встречена БТЩ-217 и в 21.55 прибыла на Ханко.
27 января 1945 г. перешла в Турку, где прошла межпоходовый ремонт.
20 апреля - 18 мая 1945 г. - четвертый боевой поход в ВОВ. В 13.58 20 апреля вышла на позицию в 60 милях юж. м-ка Фальудден (зан. часть позиции №8). Днем 22 апреля у сев.-вост. побережья о. Готланд обнаружена шв. кор. ПЛО, которые в течение 4 ч безрезультатно сбросили на ПЛ 68 глб. В 21.20 23 апреля прибыла на позицию. 27 апреля по приказу командира БПЛ перешла к Либаве (позиция №1). В ночь на 28 апреля обнаружена и атакована СКР, сбросившим в течение 1 ч 7 глб. В стыке листов прочного корпуса в VI отсеке образовалась течь, были повреждены цистерны быстрого погружения. В ночь на 7 мая лодка получила приказ занять позицию на подходах к Либаве в точке 56°18' с.ш./19°30' в.д. (занята к 10.00). В ночь на 9 мая обнаружила СКР, но в атаку не выходила из-за невыгодного КУ. 11 мая получила приказ занять позицию между меридианом м-ка Хоборг и о. Утклиппан и параллелями 55°45' и 57°00' с.ш. В связи с окончанием военных действий 18 мая прибыла в Турку.
15 февраля 1946 - 24 декабря 1955 входила в состав 4-го ВМФ, выполняла учебно-боевые задачи. 12 января 1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок. 9 июня 1949 г. переименована в «Б-2» 20 июня 1956 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть. 17 августа 1956 г. переименована в «УТС-6». В 1969 г. на лодке была установлена мемориальная доска. 5 марта 1987 г. исключена из списков плавсредств ВМФ. 8 июля 1989 г. после восстановительного ремонта установлена в Ленинграде (у Шкиперского протока недалеко от Морского вокзала) в качестве памятника российского флота и кораблестроения. Отсеки подводной лодки воссозданы такими, какими они были в дни войны. 2 сентября 1994 г. открыта для осмотра как филиал Центрального военно-морского музея.
Командирами были: Назаров М.К. (1931), к. 2 р. Рейснер Л.М. (1936), ст. л. Жуков А.А. (1939), к. л-т., к. 3 р., к. 2 р. Линденберг Р.В. (1941-1945)