152-мм самоходная артиллерийская установка
СУ-14-Бр-2
1940 г.
Идея создания самоходной артиллерии на шасси танков была теоретически обоснована в Англии, однако впервые практическое воплощение она получила в СССР. В середине 30-х годов в Советском Союзе построили различные типы самоходок с мощными орудиями, однако все они пали жертвами политических «разборок» в стране. Среди отвергнутых артсистем находились САУ для ВДВ на базе танка Т-37/38, «малый триплекс» на базе Т-26 и БТ-2 и, наконец, невиданный в мире тяжелый «триплекс ТАОН».
Об уцелевших самоходках СУ-14 вспомнили зимой 1939 года, когда Красная Армия приступила к штурму «линии Маннергейма». Войска отчаянно нуждались в мощной огневой поддержке Поэтому две установки этого типа решили экранировать броневыми листами толщиной 30-50 мм, чтобы самоходки могли подходить к финским ДОТам на расстояние прямого выстрела. Но Ижорский завод затянул поставку бронелистов, и работы завершились только в марте 1940 года, когда война на Карельском перешейке уже закончилась. Тем не менее машины с усиленным бронированием прошли обкатку протяженностью 26 км и в целом показали неважные ходовые качества. При возросшей до 64 т боевой массе СУ-14-Бр-2 с трудом достигала скорости 22 км/ч, двигатель работал с напряжением, развороты происходили тяжело. На доработку трансмиссии средств не было выделено, и поэтому на опытном образце СУ-14 из-за сильной перегрузки ограничились только заменой резиновых бандажей катков на металлические.
В 1940 году 152-мм САУ СУ-14 с пушкой Б-30 и СУ-14-1 с пушкой Бр-2 прошли артиллерийские стрельбы на НИАПе, испытывались в Киевском особом военном округе и затем были законсервированы. В дальнейшем обеим самоходкам все же довелось принять участие в боевых действиях. Осенью 1941 года их вместе с артустановкой СУ-100У включили в состав отдельного тяжелого дивизиона особого назначения, и в ходе обороны Москвы они обстреливали с закрытых позиций в районе станции Кубинка немецкие войска.