Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Лёгкие танки Великой Отечественной Войны
slavv23
Дата: Вторник, 10.05.2011, 21:56 | Сообщение # 1

Генерал-майор
Группа: Модераторы
102
Сообщений:
9
Награды:
2
Замечания:
Статус: Offline
К лёгким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т (позднее — до 20 т) и вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами. Лёгкие танки являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя.

Я Помню! Я Горжусь!
 
slavv23
Дата: Среда, 11.05.2011, 10:39 | Сообщение # 2

Генерал-майор
Группа: Модераторы
102
Сообщений:
9
Награды:
2
Замечания:
Статус: Offline
Т-26




Модификации танка Т-26:
T-26ПT — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933 г.), выпущено 96 машин.
T-26 — с цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-З) — (1933-1940 гг.). Выпущено 3938 машин.
Т-26Э – танки с дополнительной навесной защитой - бронированными экранами. Всего переоборудовано из Т-26 ~100 танков.
OT-26 (ХT-26) — химический (огнеметный) танк (1933-1934 гг.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпущена небольшая партия машин.
Т-26РТ – командирский танк с радиостанцией и цилиндрической башней.
Т-26-1 – линейный танк с конической башней. Вооружение: 45-мм пушка образца 1932-1938 годов, 2 пулемета ДТ. Часть машин выпускалась с 7,62-мм зенитной установкой П-40.
ТБ-26 – транспортёр для подвоза боеприпасов. Выпускался небольшой опытной партией.
Т-26Т, Т-26Т2 – артиллерийский тягач. Выпущено 183 шт.
ТЦ-26 – бронированный бензозаправщик.
Т-26ПХ – танк с оборудованнием для хождения под водой до 5 м глубины (1936 г.).
T-26A (T-26-4) — артиллерийский танк (1933 г.). Вооружение: 76,2-мм пушка КТ-26 и 2 пулемета ДТ.
TР-26, ТР-4 и ТР-4-1 — бронетранспортёр. Выпускался небольшой партией, в качестве опытной машины
СT-26 — саперный танк (мостоукладчик) с надвижным мостом длиной 7 м и грузоподъёмностью 14 т. (1933-1935 гг.). Вооружение: пулемет ДТ, выпущено 65 машин.
TT-26 — легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооружение: пулемет ДТ и огнеметная установка.
TУ-26 — танк управления, вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 года и пулемет ДТ, выпущено 55 машин.
ТТ-ТУ – телемеханический танк со сбрасываемым подрывным зарядом и танк управления (1938 г.). Выпущен опытный образец.
OT-130 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ, выпускался серийно.
OT-131 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.
OT-132 — химический (огнеметный) танк (1938 г.). Вооружение: огнеметная установка и пулемет ДТ.
OT-133 — химический (огнеметный) танк (1939 г.). Вооружение: огнеметная установка и 2 пулемета ДТ, выпускался серийно.
OT-134 — химический (огнеметный) танк (1940 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка 20K образца 1932/38 г., 2 пулемета ДТ и огнеметная установка, выпущен опытный образец. Всего было выпущено 1336 огнеметных танков.
Кроме того малыми партиями выпускались танки-тральщики с навесным ножевым тралом (танк без пушки) и минные тральщики, оснащенные цепными бойковыми тралами, со скоростью траления противотанковых мин 5-6 км/ч.
Всего на базе танка Т-26 разработано 53 боевые машины различного назначения, из которых 23 типа находились в серийном производстве. Всего за время производства, с 1931 по 1941 год заводом №174 имени К.Е.Ворошилова (г. Ленинград), изготовлено 11218 танков Т-26. По состоянию на 1 января 1941 года в составе танковых частей Красной Армии имелось 9665 танков этого типа.
Двухбашенные танки Т-26
Клепаный корпус танка имел коробчатое сечение. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на шариковых опорах размещались две башни цилиндрической формы. В каждой из них предусматривалось место для одного члена экипажа и устанавливался пулемет ДТ. Механик-водитель располагался в передней части корпуса справа.
Точных данных о том, сколько всего пушечных "двухбашенников" было изготовлено, нет. По планам перевооружения 37-мм пушкой должен быть оборудован каждый пятый танк По данным на 1 апреля 1933 г., в РККА имелось 1407 двухбашенных Т-26, из которых 392 были с пушкой. Учитывая, что всего в 1931-1933 гг. промышленность изготовила 1627 Т-26 в двухбашенном исполнении, а также ограниченное количество орудий ПС-1, можно предположить, что пушкой было вооружено около 450 машин.
Первые пушечные "двухбашенники" поступили на вооружение в мехбригаду им.Калиновского (МВО), 11-й мехкорпус (ЛВО) и 6-ю мехбригаду (ОКДВА) По мере поступления на вооружение РККА более совершенных однобашенных Т-26, пушечные "двухбашенники" передавались в состав танковых батальонов стрелковых дивизий и в учебные подразделения.
В 1937-1938 гг. пушечные "двухбашенники" были признаны не соответствующими требованиям РККА и переведены в разряд учебно-боевых машин, тем более, что снаряды к 37 мм пушкам Гочкиса уже не выпускались.
В апреле 1940 г. принимается окончательное решение о снятии пушечных "двухбашенников" с вооружения и переделке их в бронетранспортеры, ремонтные машины и заправщики. Однако начавшееся 1940-1941 гг. широкомасштабное формирование механизированных корпусов не позволило выполнить это решение.
Конечно же, пушечные "двухбашенники" не могли тягаться с немецкими танками: бронепробиваемость пушки ПС-1 была крайне низкая, да к тому же к этим орудиям практически не было снарядов. Поэтому эти танки использовались в качестве пулеметных. Кроме того, многие "двухбашенники" были сильно изношены и выходили из строя по техническим причинам. К концу 1941 г большая часть этих танков была потеряна, хотя отдельные машины еще встречались в составе танковых частей весной-летом 1942 г. Некоторые из них подвергались значительным переделкам.
До настоящего времени сохранился единственный образец двухбашенного Т-26 с пушечно-пулеметным вооружением, находящийся в Военно-историческом музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке.
Однобашенные танки Т-26
Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа - английского 6-тонного танка "Виккерс", на выпуск которого Советское правительство приобрело лицензию а конце 1929 г. Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - отделения управления и боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес.
Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное.Вооружение состояло из 45-мм полуавтоматической танковой пушки, находящейся в маске башни, и спаренного с ней 7,62-мм танкового пулемета ДТ.Дальность стрельбы прямой наводкой составляла З600 м, а наибольшая - 4800 м. Масса бронебойного снаряда 1.435 кг, начальная скорость 760 м/с. Он пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90°. Скорострельность до 12 выстр./мин с исправлением наводки. Углы наведения по вертикали от -6 до +22°.Боекомплект танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Командирский танк вмещал 96 артиллерийских выстрелов.
Боевое приминение танка Т-26
Свое боевое крещение Т-26 получили в Испании. 26 сентября 1936 года в порт Картахена прибыла первая партия из 15 «двадцатьшестых», а всего до конца гражданской войны Советский Союз поставил республиканской Испании 297 танков этого типа (только однобашенных). Эти машины принимали участие практически во всех боевых операциях, проводившихся армией республиканцев, и показали себя с хорошей стороны. Немецкие Pz.l и итальянские танкетки CV 3/33, имевшие только пулеметное вооружение, были бессильны против Т-26. Следует отметить, что экипажи танков состояли не только из советских танкистов, прибывших из элитных частей Красной Армии, но и из испанцев и бойцов интербригад.
Первой боевой операцией Красной Армии, в которой участвовали танки Т-26, стал советско-японский вооруженный конфликт у о. Хасан в июле 1938 года. В составе 2-й механизированной бригады, 32-го и 40-го отдельных танковых батальонов, принимавших участие в боевых действиях, имелось 257 танков Т-26. К концу операции 85 из них были подбиты.
На 1 января 1941 года танковые войска Красной Армии располагали 9665 танками Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном особом военном округе, например, на 22 июня 1941 года имелось 1136 танков Т-26 - 52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа, имелось 1316 Т-26 - 35% танков фронта.
По своим боевым качествам танки Т-26 поздних выпусков были в состоянии противостоять большинству немецких танков (за исключением Pz.lll и Pz.IV), участвовавших в нападении на СССР.
В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны большинство Т-26 оказались потерянными, в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, вследствие износа материальной части и хронической нехватки запасных частей. Оставшиеся принимали участие в боях с немецкими войсками вплоть до 1944 года. В частности, в январе 1944-го в составе 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта имелось по 32 танка Т-26.
Последней боевой операцией с участием Т-26 стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года. Эти танки состояли на вооружении вторых и третьих батальонов большинства отдельных танковых бригад, участвовавших в операции.
В период Второй мировой войны некоторое число трофейных Т-26 разных модификаций состояло на вооружении гитлеровского вермахта. В германских войсках Т-26 получили следующие обозначения:
Т-26 обр.1931 г. - Panzerkampfwagen T-26A 737®
Т-26 обр.1933 г. - Panzerkampfwagen T-26B 738®
ОТ-130 - Flammwerfer Panzerkampfwagen T-26B 739®
Т-26 обр.1939 г. - Panzerkampfwagen T-26C 740®
ОТ-133 - Flammwerfer Panzerkampfwagen T-26S 739®
Т-26 (наводчик понтонного моста) - Brucke Panzerkampfwagen T-26 741®
Прикрепления: _26.docx (691.3 Kb)


Я Помню! Я Горжусь!

Сообщение отредактировал slavv23 - Среда, 11.05.2011, 12:59
 
slavv23
Дата: Суббота, 14.05.2011, 21:22 | Сообщение # 3

Генерал-майор
Группа: Модераторы
102
Сообщений:
9
Награды:
2
Замечания:
Статус: Offline
ТАНК-37А




Основные модификации танка Т-37А:
Т-37 - опытный плавающий танк (опытный образец, 1932 г.)
Т-37А - линейный плавающий танк (выпущено 1909 машин, 1933-1936 гг.)
Т-37РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (выпущено 643 машины, 1934-1936 гг.)
ОТ-37 (БХМ-4) - химический (огнеметный) танк (выпущено 75 машин, 1935-1936 гг.)
СУ-37 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1935 г.)
ТМ - плавающий танк, дальнейшее развитие Т-37 (1936 г.)
Работы по проектированию новых образцов отечественных плавающих танков начались в феврале-марте 1932 года, когда еще полным ходом шли работы по Т-33. Плавающий танк Т-37 конструкции ОКМО вышел на испытания в июле 1932 года. Его компоновка была подобна Т-33 и амфибии Vickers-Carden-Loyd. Т-37 имел клепано-сварной корпус, изготовленный из обычной (не броневой) стали. На крыше устанавливалась башня, смещенная к левому борту. Ее вращение осуществлялось вручную, с помощью приваренных изнутри рукояток. Вооружение танка состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, установленного в шаровой установке, смонтированной в переднем листе башни.
Автомобильный карбюраторный двигатель Форд-АА мощностью 40 л.с, расположенный продольно, был смещен к правому борту. Он позволял 2,85-тонной машине развивать скорость до 35 км/ч по шоссе и 4 км/ч на плаву. Запас хода танка по шоссе составлял 160 км.
В ходе заводских испытаний у танка Т-37 выявилось большое количество недостатков и недоработок, поэтому дальнейшие работы по машине прекратили осенью 1932 года. Впоследствии танк Т-37 был отправлен в утиль. Постановлением Совета труда и обороны СССР от 11 августа 1932 года, еще до изготовления опытного образца, на вооружение Красной Армии был принят новый легкий плавающий танк, получивший обозначение Т-37А.
Т-37А отличался от танка Т-37 незначительным усилением броневой защиты, изменённой компоновкой агрегатов и формой кормовой части корпуса. Бортовые листы стали плоскими, выпуклым остался только верхний наклонный носовой лист.
Создание и организацию серийного производства Т-37А поручили 2-му заводу ВАТО (после создания треста Специального машиностроения осенью 1932 года стал именоваться завод № 37) в Москве. Сюда передали весь материал по Т-37 разработки ОКМО, а также одну прибывшую из Англии амфибию Vickers-Carden-Loyd. Руководил работами Н. Козырев. Всего за 1932-1936 год было изготовлено 1909 линейных и 643 радиотанка Т-37РТ с радиостанцией 71-ТК-1, оборудованных поручневой антенной, и 75 химических машин БХМ-4 (ОТ-37). В рамках развития конструкции этой машины были изготовлены опытные образцы танков Т-37Б и Т-37В (более известные как танки Шитикова), а также опытный экземпляр самоходки СУ-37 с 45-мм пушкой. ледует отметить, что в документах и военной литературе тех лет танки Т-37А обычно обозначались просто Т-37. С 1933 по 1939 год в части Красной Армии поступило около 4 тысяч плавающих танков Т-37А и Т-38. Предполагалось, что они заменят в войсках танкетки Т-27, боевая ценность которых оказалась довольно низкой. Танки Т-37А направлялись в механизированные бригады, танковые батальоны стрелковых дивизий, кавалерийские и воздушно-десантные части. В частности, в 1937 году в штат механизированного корпуса входило 67 танков Т-37. В двух боевых эскадронах механизированного полка кавалерийской дивизии имелось до 30 Т-37 и Т-38. В основном же они поступали в танкетные, а затем в танковые батальоны стрелковых дивизий. К сентябрю 1939 года, например, таких батальонов было 80, в каждом насчитывалось по одной танковой роте из 22 единиц Т-37/38.
30 ноября 1939 года, сразу после начала советско-финляндской войны срочно началось формирование восьми отдельных танковых батальонов танков Т-37А и Т-38. Предполагалось закончить их формирование к 10 декабря 1939 года. Пока точно не удалось установить, для чего создавались эти батальоны. Возможно, их хотели использовать для форсирования водных преград - как известно, рек и озер в Финляндии предостаточно. Ведь по первоначальному плану боевые действия против финнов должны были носить скоротечный характер и закончиться быстро. В декабре 1939 года сильные морозы с образованием толстого льда на реках и озерах наступили только в середине месяца, а до этого времени было вполне возможно использование Т-37А на плаву (такие случаи в начале войны имели место). Так или иначе, но решение о формировании батальонов было выполнено в срок.
Впервые танки-амфибии вступили в бой в 1939 году, причем действовать им пришлось на самых различных театрах. Их дебютом стало участие в боевых действиях против японских войск на реке Халхин-Гол в мае - сентябре 1939 года. Здесь эти машины применялись в условиях пустынно-степной местности и только для действий на суше.
По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 2331 Т-37. В приграничных военных округах, включая ЛВО, соответственно - 468 и 1081 танк. Недалеко не все эти машины пребывали в боевой готовности. По своему техническому состоянию к 1-й и 2-й категориям относилось 523 Т-37. Другими словами, только эти танки были технически исправны или, в крайнем случае, требовали мелкого ремонта. Основная их масса была потеряна в первый месяц Великой Отечественной, так и не вступив в бой с врагом. Причем, главным образом, танки бросили или подорвали свои же экипажи из-за поломок и неисправностей. К весне 1942 года Т-37А в боевых частях осталось очень мало, до конца 1943 года - плавающие танки Т-37А эксплуатировались на Ленинградском фронте. К лету 1944 года все оставшиеся в строю Т-37А, а также машины, переданные с Ленинградского фронта, были сведены в 92-й отдельный танковый полк. В ходе подготовки к наступлению в Карелии, командование фронта приняло решение использовать этот полк «для форсирования реки Свирь и захвата плацдарма с целью обеспечения переправы остальных войск». Эта операция стала вторым (и самым удачным) эпизодом, в котором плавающие танки использовались для переправы через водную преграду. Совместно с 92-м танковым полком, имевшим к 18 июля 1944 года 40 Т-37А и Т-38, должен был действовать 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения (ОМБОН), насчитывавший 100 автомобилей-амфибий Ford GPA, полученных из США по программе ленд-лиза.
Операция по форсированию реки Свирь стала последним эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.

Тактико-технические характеристики
лёгкого плавающего танка Т-37А
Год выпуска 1933
Экипаж 2
Масса, т 3,2
Габаритные размеры:
длина, м 3,73
ширина, м 1,94
высота, м 1,84
Клиренс, м 0,30
Ширина траков, м 0,20
Броневая защита, мм Лоб корпуса 8 мм
Башня 8 мм
Борт корпуса 8 мм
Корма 6 мм
Крыша 4 мм
Днище 4 мм
Вооружение 7,62-мм пулемет ДТ.
Боезапас 2142 патронов
Двигатель "ГАЗ-АА", 4-х цилиндровый
карбюраторный, 40 л.с
Коробка передач 4 вперёд и 1 назад
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2 0,50
Запас топлива, л 100
Расход топлива л/100 км по шоссе - 50
по грунту - 100
Запас хода, км по шоссе - 185
по грунту - 100
Макс. скорость, км/ч по шоссе - 40
на воде - 6
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град 35
ров, м 1,4
стенка, м 0,5
Выпущено, шт 2552
Прикрепления: __37.docx (73.0 Kb)


Я Помню! Я Горжусь!
 
slavv23
Дата: Среда, 08.06.2011, 22:06 | Сообщение # 4

Генерал-майор
Группа: Модераторы
102
Сообщений:
9
Награды:
2
Замечания:
Статус: Offline
ТАНК Т-38




Основные модификации танка Т-38:
-Т-38 - линейный плавающий танк (1935 г.)
-Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.)
-Т-37М - модернизированный Т-38 (1939 гг.)
-ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.)
-Т-38ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.)
-СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.)
Танк Т-38 был разработан в 1935 году на заводе №37 имени С.Орджоникидзе под руководством Н. А. Астрова с учетом характеристик предшествующих танков Т-37А и отличался от них в основном размерами и компоновкой. Машина была принята на вооружение РККА постановлением СТО СССР 29 февраля 1936 года и находилась в серийном производстве в 1936, 1937 и 1939 годах на заводах №37 и ГАЗ.
Фактически танк являлся модернизированным образцом танка Т- 37А. Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Дополнительных поплавков, как на Т-37А, не было. Башня цилиндрической формы была смещена к левому борту. Пулемет ДТ (боекомплект 1512 патронов) устанавливался в шаровой установке. Командир танка размещался слева на сиденье мотоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель - справа. Двигатель ГАЗ- АА был установлен сзади вдоль оси танка. Трансмиссия состояла из сцепления, четырехскоростной коробки передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов с тормозами и бортовых передач. К коробке передач крепился редуктор отбора мощности на трехлопастный гребной винт левого вращения. Поворот танка при движении на плаву осуществлялся при помощи руля. Ходовая часть танка применительно к каждому борту состояла из двух тележек опорных катков. Подвеска - блокированная, на пружинных рессорах. Ведущее колесо - переднего расположения. В целом ходовая часть была подобна танку Т-37А.
По своим основным показателям танк Т-38 был вообще близок к танку Т-37, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили маневренные качества танка. Часть машин была оснащена радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, крепившейся по периметру корпуса.
В 1936 и 1937 годах на заводе №37 было выпущено 1228 танков; затем последовал годичный перерыв, а в 1939 году из стен завода вышли еще 112 машин. Однако еще до завода имени Орджоникидзе Т- 38 начал выпускать ГАЗ - в 1935 году он изготовил 36 танков этого типа. По состоянию на 1.01.1941 года в РККА состояло 1090 танков Т- 38 всех модификаций. Всего промышленностью было выпущено 1340 танка. Малые танки Т-38 поступали на укомплектование разведывательных подразделений и состояли в штате механизированного корпуса (67 машин), механизированного полка (30 машин), танковых батальонов стрелковых дивизий и разведрот отдельных танковых бригад. Танки применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны, когда и были почти все потеряны. Некоторое количество этих машин использовалось в тылу для учебных целей. Последний же случай боевого применения Т-38 относится, по-видимому, к 1944 году, когда один батальон этих машин совместно с батальоном плавающих автомобилей «Форд GPA» принял участие в форсировании реки Свирь.

Тактико-технические характеристики
лёгкого плавающего танка Т-38
Год выпуска 1936
Экипаж 2
Масса, т 3,3
Габаритные размеры:
длина, м 3,78
ширина, м 2,33
высота, м 1,63
Клиренс, м 0,30
Ширина траков, м 0,20
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 9 мм
Башня 9 мм
Борт корпуса 9 мм
Корма 9 мм
Крыша 4 мм
Днище 4 мм
Вооружение 7,62-мм пулемет ДТ.
Боезапас 1512 патронов
Двигатель "ГАЗ-АА", 4-х цилиндровый
карбюраторный, 40 л.с
Коробка передач 4 вперёд и 1 назад
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2 0,50
Запас хода, км
по шоссе - 220
по грунту - 100
Макс. скорость, км/ч
по шоссе - 40
на воде - 6
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град 33
ров, м 1,6
стенка, м 0,5
Выпущено, шт 1340
Прикрепления: 2493865.gif (102.0 Kb)


Я Помню! Я Горжусь!

Сообщение отредактировал slavv23 - Среда, 08.06.2011, 22:11
 
fleur_de_lys
Дата: Понедельник, 12.09.2011, 22:32 | Сообщение # 5

Генерал-полковник
Группа: Модераторы
1390
Сообщений:
Награды:
4
Замечания:
Статус: Offline
Танк «На испуг» (НИ-1) — эрзац-танк




Танк «На испуг» (НИ-1) — эрзац-танк (бронетрактор), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный артиллерийский тягач, обшитый листами брони, с установленным лёгким стрелковым или пушечным вооружением. Подобные машины также выпускались рядом других тракторных заводов в попытке хоть как-то смягчить нехватку танков на этом направлении.

Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил обшить имеющиеся трактора СТЗ-5 бронёй. Первые две машины были готовы 20 августа; их бронекорпуса были изготовлены на заводе имени Октябрьской революции. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух разнесённых стальных листов, между которыми были проложены доски. По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Н. Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября таким образом было переоборудовано 55 тракторов.[1] Вооружались машины лёгкими пушками или пулемётами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ.

В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг».

Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек наращивались для придания танкам более «серьёзного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.
Схожие машины
Ранний вариант НИ-1 на базе трактора СТЗ-5. Август 1941 года.

По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. После кратковременных сравнительных испытаний в качестве базы для танка был избран трактор СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемёт Дегтярёва (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТЗ-16. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.

Кроме того, имеются обрывочные сведения о состоявшем на вооружении Украинской повстанческой армии импровизированном танке[2]. Танк был собран в 1943 году в районе Ковеля — в подконтрольной УПА военной мастерской трактор был обшит сталью и оснащен двумя пулеметами. Танк использовался в боях с польской Армией крайовой. По другой версии[3], бронемашина была сконструирована из корпуса танка Т-26, установленного на шасси трактора СТЗ-5; нельзя исключить вероятности существования двух разных повстанческих эрзац-танков.

Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами.
[править] Сохранившиеся экземпляры
Одесса, Серединский сквер, памятник «от январцев»
Бронетрактор в Одессе

Ряд бронетракторов, изготовленных различными советскими предприятиями в годы Великой Отечественной войны, сохранились до наших дней, однако точно идентифицировать их и определить их конкретную принадлежность весьма затруднительно.

В частности, три бронетрактора имеются в Одессе. Один из них установлен на Мемориале героической обороны Одессы, а второй — на углу улиц Разумовской и Мясоедовской. Вместе с тем, есть основания полагать, что эти бронетрактора представляют собой лишь позднейшие макеты, изготовленные специально для экспозиции и не имеющие отношения к танку НИ-1.

Кроме того, известно о сохранности по меньшей мере двух бронетракторов за пределами Одессы. Один из них находится в бронетанковом музее в Кубинке, хотя по каким-то причинам в экспозицию он не включен и стоит позади ангаров. Хотя данный экспонат позиционируется музеем, как НИ-1 (о чем говорит информационная табличка перед ним), в реальности выявить предназначение и принадлежность этой машины довольно трудно. Вероятнее всего, машина представляла собой учебный танк с макетированной башней и вооружением либо дезинформационный макет, и также не имеет отношения к танкам НИ.

Единственный на ходу бронетрактор НИ-1 используется в Днепропетровске для масштабных пейнтбол-игр.

Также бронетрактор можно увидеть в военном музее города Киева, однако этот экземпляр, вероятнее всего, представляет собой один из эрзац-танков, изготовленных на ХТЗ во время обороны Харькова.

http://ru.wikipedia.org/wiki....8-1.jpg


Вечная Слава Солдатам Великой Войны!
 
Admin
Дата: Вторник, 20.11.2012, 10:44 | Сообщение # 6

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Бронетехника СССР. Лёгкий Советский танк Т-26.


 
Fenoriel
Дата: Среда, 19.08.2015, 11:22 | Сообщение # 7

Сержант
Группа: Пользователи
5
Сообщений:
0
Награды:
0
Замечания:
Статус: Offline
Танки во время ВОВ были самые разнообразные,  вот описание некоторых http://history-library.com/index.php?id1=3&category=istoriya-velikoy-otechestvennoy&author=kolomiec-mv&book=2010
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: