Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Смоленское сражение 1941 года
Admin
Дата: Воскресенье, 25.01.2015, 06:13 | Сообщение # 1

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Смоленское сражение 1941 года


В результате ожесточенных многодневных боев Красной Армии ценой огромных усилий удалось замедлить темпы продвижения немецких войск, а на ряде участков временно стабилизировать положение. К 10 июля фронт вооруженной борьбы проходил: на северо-западном направлении - по линии Пярну, Тарту, восточнее Пскова, Острова и по реке Великая; в центре советско-германского фронта - по Днепру; на юго-западном направлении бои велись на подступах к Киеву, а на крайнем юге - вблизи границ Молдавии. Наиболее опасным направлением являлось смоленское, где действовала главная группировка вражеских войск, предназначенная для захвата Москвы. Это направление прикрывали войска Западного фронта, в командование которым 2 июля вступил нарком обороны маршал С.К.Тимошенко. По существу, это был новый фронт, образованный из армий резерва Ставки. Пять из них (22, 19, 20, 13 и 21-я) развертывались на широком фронте: от Идрицы - на севере, до Речицы - на юге. Со стороны Бобруйска на полосу обороны 13-й армии (командующий генерал В.Ф.Герасименко) и 21-й армии (командующий генерал Ф.И.Кузнецов) отходили соединения 4-й армии. В район Смоленска прибывала из резерва Ставки 16-я армия генерала М.Ф.Лукина.

Против Западного фронта действовали группа армий “Центр” и часть сил 16-й армии из группы армий “Север”. В первом вражеском эшелоне наступали 29 дивизий, в том числе 9 танковых и 7 моторизованных. Войска второго эшелона (34 дивизии и 2 бригады) после боев западнее Минска выдвигались к среднему течению Западной Двины и к Днепру.

К началу Смоленского сражения соотношение сил и средств сторон на рубеже Западная Двина, Днепр было по-прежнему в пользу немецких войск. Противник превосходил советские войска: в людях - почти в 2 раза, в орудиях и минометах - в 2,4 раза, в самолетах - в 4 раза, и только в танках (с учетом всех типов) он несколько уступал советским войскам.

При подготовке дальнейшего наступления на этом направлении немецкое командование считало, что Западный фронт сможет противопоставить группе армий “Центр” не более 11 боеспособных дивизий. Это был серьезный просчет врага: Западный фронт имел значительно больше сил. За его войсками советское командование развернуло несколько резервных армий. Они сыграли большую роль на исходе Смоленского сражения, преградив путь немецким дивизиям, рвавшимся к Москве.

10 июля 2-я и 3-я танковые группы противника перешли в наступление. Они наносили удары из района Витебска в сторону Духовщины и из района южнее Орши на Ельню. Левофланговые соединения 3-й танковой группы наступали из района севернее Полоцка в сторону Великих Лук, а правофланговые соединения 2-й танковой группы - из района южнее Могилева в направлении Кричев, Рославль. Немцы стремились рассечь войска Западного фронта на части, окружить прикрывавшие Смоленск 19, 20 и 16-ю армии и овладеть городом.

Сражение приобрело исключительно напряженный характер. Немецкие соединения, сосредоточенные на узких участках, осуществили глубокие прорывы в районах Полоцка, Витебска, севернее и южнее Могилева.

Войска правого крыла Западного фронта отступили к Невелю. В жарких боях за Могилев четыре стрелковые дивизии и отдельные части 20-го мехкорпуса 13-й армии были окружены. Их возглавил командир 61-го корпуса генерал Ф.А.Бакунин, организовавший круговую оборону города. Эти соединения и части отбивали атаки врага до 26 июля. При этом особым упорством отличилась 172-я стрелковая дивизия генерала М.Т.Романова. Совместно с правофланговыми дивизиями 21-й армии, предпринимавшими контратаки в направлении Могилева с юга, окруженные войска сковывали часть сил 46-го и 24-го моторизованных корпусов 2-й немецкой танковой группы, нанося им большой урон.

В то время когда немцы развертывали наступление к востоку от Днепра, 21-я армия Западного фронта 13 июля нанесла сильный контрудар. На главном направлении действовали соединения 63-го стрелкового корпуса генерала Л.Г.Петровского. Совместно с другими соединениями армии они форсировали Днепр, освободили Рогачев и Жлобин и с боями продвигались в северо-западном направлении на Бобруйск.

Стойкость Красной Армии в обороне и ее высокая активность при контрударах складывались из сотен и тысяч подвигов бойцов, командиров и политработников, из героических действий подразделений и частей. Большую помощь сухопутным войскам оказывали авиация, пополненная самолетами резерва Ставки, а также авиация дальнего действия.

Значительную роль в успешном отражении атак немецких войск играла советская артиллерия. В начале Смоленского сражения Красная Армия получила замечательное оружие - установки реактивных минометов. Их появление на полях войны было полной неожиданностью для немцев. Впервые такой удар по немецким войскам нанесла 14 июля в боях под Оршей батарея капитана И.А.Флёрова. Маршал А.И.Еременко вспоминал: “...во второй половине дня непривычный рев реактивных мин потряс воздух. Как краснохвостые кометы, метнулись мины вверх. Частые и мощные разрывы поразили слух и зрение сильным грохотом и ослепительным блеском. Эффект одновременного разрыва 320 мин в течение 10 секунд превзошел все ожидания. Солдаты противника в панике бросились бежать”.

Создание этого нового грозного оружия явилось большой помощью советским солдатам, ласково назвавшим реактивные минометы “катюшами”.

Активно содействовали Красной Армии партизаны. В Белоруссии большую, плодотворную работу по развертыванию партизанского движения и партийного подполья проводила республиканская партийная организация. 30 июня и 1 июля 1941 года ЦК КП(б)Б разослал в партийные организации две директивы, предусматривавшие заблаговременное создание подпольных парторганизаций и формирование партизанских отрядов. За короткий срок в 80 районах и городах восточных областей республики и в нескольких районах Пинской области были образованы подпольные центры (тройки). На подпольной работе ЦК КП(б)Б и обкомы оставили 1200 коммунистов. К 1 августа в Белоруссии сражалось свыше 12 тыс. партизан.

Вот как, например, действовали партизаны Октябрьского района Полесской области. "В один из июльских дней на территории нашего района появились фашистские танки, - вспоминал командир отряда “Красный Октябрь” Т.П.Бумажков. - Они стремились форсировать реку, чтобы овладеть районным центром. Тут и началась наша боевая работа. Выждав удобный момент, партизаны взорвали мост и встретили врага шквалом меткого огня из пулеметов и винтовок. Гранаты полетели под гусеницы танков. Пригодились и заготовленные бутылки с горючим. Переправа гитлеровцев через реку была сорвана."

Продвижение советских войск на бобруйском направлении серьезно встревожило командование группы армий “Центр”. Чтобы отразить их удар, ему пришлось перебросить в полосу 21-й армии несколько дивизий и полков с других участков фронта и из своего резерва. В ходе этих боев был нанесен немалый урон 8 немецким пехотным дивизиям.

В центре фронта продолжались упорные бои с рвавшейся к Смоленску главной группировкой противника. 20-я армия генерала П.А.Курочкина непрерывно контратаковала вражеские войска, охватившие ее фланги со стороны Витебска и Орши, но сдержать нараставший натиск 9-й немецкой армии не смогла. Танковые дивизии врага обошли ее и приблизились к Смоленску. 16 июля противник ворвался в южную часть города и в результате последующих почти двухнедельных боев овладел им. Возросла угроза прорыва немцев к Москве.

В период боев за Смоленск Ставка начала укреплять Западный фронт свежими резервами. В его тылу она развернула новый эшелон резервных армий (29, 30, 24, 28, 31 и 32-я). Эти войска получили задачу подготовиться к упорной обороне на рубеже Старая Русса, Брянск.

Во второй половине июля бои в районе Смоленска и восточнее его приобрели еще более ожесточенный характер. Повсюду враг наталкивался на активное противодействие частей и соединений Красной Армии. 18 июля Ставка развернула на дальних подступах к Москве, на рубеже западнее Волоколамска, Можайск, Малоярославец, фронт Можайской линии обороны в составе 32, 33 и 34-й армий. Возглавляло его командование Московского военного округа.

23 июля войска Западного фронта нанесли сильный удар по противнику из района Рославля в северо-западном направлении на Починок. 24 и 25 июля последовали удары советских войск из районов южнее городов Белый и Ярцево. К 27 июля 16-я армия при содействии 20-й армии отбросила немецкие войска к Смоленску и овладела северной частью города. Противник в свою очередь предпринял фланговые удары и окружил эти армии. Советские войска были вынуждены прекратить наступление на Смоленск. Многим соединениям удалось с тяжелыми боями вырваться из окружения и соединиться с главными силами фронта.

Острая борьба развернулась и на левом крыле Западного фронта, в междуречье Днепра и Березины. Во второй половине июля советские войска продолжали успешное наступление на бобруйско-слуцком направлении, угрожая флангу главных сил группы армий “Центр”. Поскольку этот участок приобрел самостоятельное значение, Ставка 24 июля образовала Центральный фронт в составе 13-й и 21-й армий. Командующим фронтом был назначен генерал Ф.И.Кузнецов (с 7 августа - генерал М.Г.Ефремов), членом Военного совета - П.К.Пономаренко, начальником штаба - полковник Л.М.Сандалов.

Для укрепления положения на западном направлении и создания более глубокой обороны Ставка приказом от 30 июля сформировала Резервный фронт. В его состав вошли 34, 31, 24, 43, 32 и 33-я армии, занявшие ржевско-вяземскую линию обороны.

В конце июля немцы отразили удары советских войск на Бобруйск и вынудили их отойти за Днепр. К северо-востоку от Бобруйска они удерживали фронт по реке Сож: на участке Мстиславль, Кричев - до 1 августа и на участке Кричев, Пропойск - до 8 августа. Кроме того, эти соединения сохраняли за собой плацдармы на правом берегу Днепра, севернее и южнее Речицы.

Активными действиями войска Западного фронта нанесли группе армий “Центр” серьезный урон и заставили ее ударные группировки рассредоточить свои силы. Заметно возросло сопротивление Красной Армии и на флангах советско-германского фронта. Стабилизировался фронт в Карелии. Оказалась скованной под Киевом вражеская группа армий “Юг”, остановленная на рубеже Днепра.

Встретив упорное сопротивление советских войск на смоленско-московском направлении, немецкое командование пришло в замешательство. Оно поняло, что в результате просчетов в оценке соотношения сил на центральном участке фронта операции, проводившиеся по генеральному плану “Барбаросса”, срываются, не приносят ожидаемого успеха. Начальник штаба верховного главнокомандования вооруженных сил Германии Кейтель вынужден был признать: “Глубокие оперативные охваты в соответствии с теоретическими разработками генерального штаба были правильными на Западе при уязвимости флангов и слабой воле противника к сопротивлению. Но в отношении русских они не приводят к полному успеху. Они то и дело наносят крупными силами удары по нашим охватывающим флангам, сковывают силы, уклоняются от окружения и полного уничтожения... 
Танковые войска, являющиеся особенно ценными, несут в результате фланговых ударов противника слишком большой урон”.

Непрерывно нараставшее сопротивление советских войск, их высокая активность и систематические контрудары снизили темп наступления врага на центральном участке советско-германского фронта: в июле он составлял в сутки 6-7 км против 30 км в первые дни войны. Врагу пришлось рассредоточить свои войска на фронте от Великих Лук до Мозыря. Немецкое командование после долгих колебаний вынуждено было 30 июля приказать группе армий “Центр” прекратить наступление на Москву и перейти к обороне. Теперь главные усилия немецких войск переносились с центрального участка фронта на фланги. 2-я танковая группа и 2-я армия были повернуты с восточного направления на южное. Они получили задачу нанести удар в тыл основным силам Юго-Западного фронта, которые удерживали рубеж по Днепру.

Между тем Ставка Верховного Главнокомандования в начале августа продолжала считать, что основные силы противника будут использованы для овладения Москвой. Ожидалось, что после провалившегося лобового удара враг попытается обойти главные силы Западного фронта с флангов. Поэтому Ставка приказала войскам Западного направления прочно удерживать великолукский и гомельский выступы и, сохраняя охватывающее положение по отношению к группе армий “Центр”, продолжать наносить удары по главным ее силам.

Чтобы отразить возможные удары 2-й танковой группы противника через Брянск на северо-восток, на Москву, или на юго-восток, в тыл киевской группировке Юго-Западного фронта, Ставка 14 августа приняла решение создать Брянский фронт, в состав которого кроме 50-й и 13-й армий были переданы и войска расформированного 25 августа Центрального фронта. Командующим фронтом был назначен генерал А.И.Еременко, членом Военного совета - дивизионный комиссар П.И.Мазепов, начальником штаба - генерал Г.Ф.Захаров.

8 августа 2-я танковая группа и 2-я полевая армия противника повернули с московского стратегического направления на юг, на Украину, наступая во фланг и тыл войскам Юго-Западного фронта.

Тем временем главные силы Западного фронта под командованием маршала С.К.Тимошенко и войска Резервного фронта, в командование которым 30 июля вступил генерал Г.К.Жуков, продолжали вести тяжелые бои, пытаясь наступательными действиями вырвать стратегическую инициативу из рук врага и нанести решительное поражение группе армий “Центр”. Однако соотношение сил в пользу немцев не позволило выполнить эту задачу. Сражения велись с переменным успехом.

В начале сентября войска Западного, Резервного и Брянского фронтов по указанию Ставки предприняли еще один удар с целью разгромить группу армий “Центр” и сорвать начатое немецким командованием наступление во фланг и в тыл Юго-Западному фронту. Особенно упорные бои развернулись в районах Ярцева и Ельни. Противник пытался любой ценой удержать ельнинский выступ и позиции в районе Духовщины. Однако он не выдержал стремительного натиска советских войск и начал поспешное отступление, оставив в районе Духовщины до 130 танков, 100 автомашин, много орудий и склады боеприпасов. Еще больший урон немецкие войска понесли в районе Ельни. 6 сентября над городом снова взвился советский флаг, а к 8 сентября от врага был полностью очищен ельнинский выступ. В целом же наступление армий Западного, Резервного и Брянского фронтов не получило широкого развития. Советские войска, утомленные и ослабленные предшествующими длительными боями, истощили свои наступательные возможности и нуждались в отдыхе и доукомплектовании. 10 сентября переходом войск Западного, Резервного и Брянского фронтов к обороне закончилось огромное по своему размаху и напряжению Смоленское сражение, длившееся два месяца. Важнейшим его результатом был срыв стратегических расчетов немецкого командования на безостановочное продвижение к Москве. Широко разрекламированный план “молниеносной войны” против СССР дал первую крупную трещину.

Успех Смоленского сражения был обеспечен прежде всего исключительным массовым героизмом, самоотверженностью и боевой доблестью бойцов, командиров и политработников, воинским искусством полководцев и военачальников Красной Армии.

В ходе этого сражения родилась Советская гвардия. За стойкость в обороне, мужество и отвагу в наступлении 4 прославленные стрелковые дивизии Западного направления - 100, 127, 153 и 161-я - 18 сентября 1941 года первыми среди советских соединений были преобразованы в гвардейские. Ими командовали соответственно генерал И.Н.Руссиянов, полковники А.З.Акименко, Н.А.Гаген, П.Ф.Москвитин. Около тысячи бойцов, командиров и политработников были награждены орденами и медалями, семь человек удостоились звания Героя Советского Союза.

Но дорогой была цена Смоленского сражения - безвозвратные потери составили 486 171 человек, а санитарные - 273 803 человека. Значительными были и потери противника. По признанию самих немцев, к концу августа только моторизованные и танковые дивизии лишились половины личного состава и материальной части, а общие потери составляли около 500 тыс. человек. Эти цифры говорят сами за себя: теперь уже советские войска сражались с немецкими на равных. В огне Смоленского сражения воины Красной Армии приобрели опыт, без которого нельзя было воевать против сильного врага.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: