Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Документы времен Великой Отечественной войны » ИЗ СПЕЦСООБЩЕНИЯ УНКГБ УССР (документаальные источники)
ИЗ СПЕЦСООБЩЕНИЯ УНКГБ УССР
маляр
Дата: Пятница, 26.02.2010, 21:21 | Сообщение # 1

Генерал-майор
Группа: Пользователи
99
Сообщений:
7
Награды:
2
Замечания:
Статус: Offline
ИЗ СПЕЦСООБЩЕНИЯ УНКГБ УССР
ПО ЛЬВОВСКОЙ ОБЛАСТИ В НКГБ УССР
О ВОЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ГЕРМАНИИ

№ 16/15602

12 июня 1941 г.

3 мая 1941 г. источник "Орел", будучи на железнодорожной станции Пе-
ремышль (Германия), беседовал со стрелочником блокпоста Павликом. По-
следний рассказал, что он недавно был в г.Кракове, где видел большое коли-
чество зенитной артиллерии, расположенной вокруг города. Немцы издали
приказ, по которому к 5 мая 1941 г. железнодорожные станции Перемышль,
Журавица, Ярослав и другие должны закончить подготовку к противовоздуш-
ной обороне. В данный момент эта работа закончена. На станциях все зда-
ния и сигнализация затемнены.
В районе Перемышля за горой в лесу сосредоточено большое количество
войск пехоты; в сторону Пшеворска ежедневно направляются воинские части
пехоты, мотомехчасти, танковые части. Прибывают они из оккупированных
территорий Норвегии, Дании и Голландии.
В беседе 9 мая 1941 г. Павлик источнику "Орлу" рассказал, что немцы
усиленно готовятся к войне с Советским Союзом. К линии границы прибыва-
ют новые войсковые соединения. В село Черне прибыла авиачасть, в Пере-
мышль и Ярослав прибыли танки. Начиная от г.Перемышля и до самого Кра-
кова везде расположены воинские части, в большинстве моторизованные.
В г. Перемышль и Журавицу 7 мая 1941 г. прибыло 60 железнодорожников,
которые имеют уже назначения на железнодорожные станции, находящиеся
на территории СССР.
Источник "Моисеев", будучи на железнодорожной станции Перемышль
(Германия), беседовал с кондуктором пассажирского поезда Вишневским,
последний источнику рассказал, что в Перемышле сосредоточено до 10 000
немецких войск, но основные силы расположены в селах и городах между
Краковом и Перемышлем.
Стрелочник железнодорожной станции Журавица Ковальский нашему ис-
точнику "Ковалевскому" сообщил:
"Немцы усиленно готовятся к войне с Советским Союзом, для чего подтя-
гивают к линии границы большое количество воинских частей, вдоль всей
границы строят укрепления и окопы, внутри обивают их досками".
На вопрос источника, много ли у немцев здесь войск, Ковальский ответил:
"На границе мало, но в тылу много. На днях в г.Жешуве выгружено много
танков, снарядов и авиабомб. Некоторые бомбы большого веса: на одной
платформе помещалось только две бомбы".
На вопрос, где помещаются штабы, он ответил: "В Перемышле штаба нет,
штаб расположен в г.Жешуве в здании бывшего суда. В Карпатских горах
расположено несколько авиаангаров, там же имеются железнодорожные тун-
нели, где немцы производят маскировочные разгрузки воинских частей с по-
ездов".
Наш источник "Фак" 7 мая 1941 г. сопровождал поезд, идущий на станцию
Перемышль (германский). Поезд в 6 часов утра, не доходя до станции, оста-
новился у семафора. "Фак", находясь в хвостовом вагоне, заметил в 7 - 8 м
полотна железной дороги две ямы. Видя, что поблизости никого нет, источ-
ник подошел к ним. Эти ямы вырыты глубиной и шириной по 1,5 м, длиной
2 м и расположены вдоль железной дороги на расстоянии 7 - 8 м друг от
друга. Из каждой ямы к полотну железной дороги и под ним проделан четы-
рехугольный подкоп размером 1 кв.м., стены подкопа выложены бетонными
плитками. По-видимому, эти сооружения являются минными колодцами для
взрыва железнодорожного полотна.
Источнику "Павловичу" от осмотрщика вагонов Зозули стало известно, что
по границе реки Сан между селами немецкой территории Болестраще и Гур-
ки немцы приготовили специальные переправочные мосты, замаскированные
деревьями.
17 мая 1941 г. работник железнодорожной станции Журавица Смольниц-
кий сообщил нашему источнику "Факу", что в м.Руднев немцы сосредоточили
авиацию. В г.Журавица прибыл специальный железнодорожный батальон. В
депо станции Журавица стоят 7 паровозов широкой колеи, причем 3 из них
находятся круглосуточно под парами. Эти паровозы приготовлены специаль-
но на случай военных действий с Советским Союзом.
Данные о прибытии железнодорожных воинских соединений, а также о па-
ровозах широкой колеи перекрываются и другими источниками.
Источник "Ковалевский", будучи на железнодорожной станции Журавица,
путем личного наблюдения установил, что вдоль линии границы по всей воз-
вышенности роются окопы. За станцией Журавица... на расстоянии одного
километра сооружаются бетонные укрепления.
В беседе с источником "Лугом" осмотрщик вагонов станции Журавица Зо-
зуля рассказал следующее:
"Из разговоров немецких солдат и офицеров можно заключить, что немцы
готовят наступление на Советский Союз. В данный момент они подготавли-
ваются к прибытию в район Перемышля и Ярослава 20 дивизий всех родов
войск - пехоты, танков, артиллерии и т.д. Имеются якобы планы перехода
границы в местечке Ярослав. На транспорте в пограничных пунктах происхо-
дит полная замена местных железнодорожников прибывшими воинскими же-
лезнодорожными частями".
На железнодорожной станции Перемышль сосредоточено 150 пустых ва-
гонов-цистерн. Кроме того, на станцию Журавица прибыло дополнительно
около 350 порожних вагонов-цистерн, во время военных действий их должны
отправить за нефтью и бензином в Дрогобыч.
Источник "Фак" сообщает, что в беседе с ним конторщик передачи Букса
рассказал ему о проходивших 26 мая 1941 г. маневрах немецкой армии. Ма-
невры эти носили оборонительный характер. В наступлении принимали уча-
стие две дивизии, другие воинские соединения вели оборону дотов и вре-
менных укреплений. Танковые и авиационные части в маневрах участия не
принимали.
По окончании все части, принимавшие участие в маневрах, из района Пе-
ремышля были отведены. Отход войск проходил по шоссейной дороге.
Данные о проводимых маневрах перекрываются и другими источниками.
В беседе с источником "Лугом" осмотрщик вагонов Зозуля рассказал, что
все украинцы, которые служат в немецкой армии, в обязательном порядке
обучаются парашютному делу. Обучение проводится в местечках Жешув и
Дембов, где расположены 23 аэродрома, на которых находится около 100
тяжелых самолетов. Учащихся обучают также сбрасывать на парашютах раз-
ного рода вооружение, вплоть до противотанковых пушек.
В местечко Санок прибыло воинское соединение - около 5 тыс.человек,
состоящее исключительно из украинцев. За помещением вокзала станции
Журавица роются окопы.
Источник "Владимиров" 4 июня 1941 г., следуя со станции Перемышль на
станцию Журавица, наблюдал передвижение воинских частей из г.Журавица в
г.Перемышль. Пехота двигалась тремя колоннами, всего человек 600. Все
были вооружены автоматическими винтовками и ручными пулеметами. За
пехотой двигались подводы и пулеметные тачанки, всего было около 30 под-
вод, за ними двигалось 300 велосипедистов, вооруженных ручными пулеме-
тами.
В беседе с осмотрщиком вагонов станции Журавица Зозулей источник
"Владимиров" выяснил, что в ночное время немцы строят укрепления и роют
окопы. Ежедневно в г.Журавица прибывают воинские соединения, в боль-
шинстве пехота и артиллерия. В первых числах мая 1941 г. в Журавицу при-
было большое количество медицинского персонала Красного Креста.
На станцию Журавица привезли специальную машину, которая способна в
течение часа перешивать 100 м пути широкой колеи на узкую.
В беседе 3 июня 1941 г. Зозуля источнику "Владимирову" сообщил сле-
дующее:
"На станции Журавица немцы приготовили три железных разбирающихся
моста легкого типа для переправы через реку Сан. В ночь на 3 июня 1941 г.
на станцию Журавица прибыло более 1000 немецких солдат. Между Пере-
мышлем и Жешувом немцы сосредоточили большое количество воинских
частей. Все это происходит потому, что, как объясняют немцы, Германское
правительство предъявило Советскому Союзу требование о пропуске немец-
ких войск через территорию СССР в Иран, но Советский Союз отказал. Тогда
немцы предъявили ультиматум с угрозой: если войска не будут пропущены,
то они пойдут силой".
Кроме того, Зозуля сообщил, что с 10 июня 1944 г.* в Перемышле и Жура-
вицах местные железнодорожники будут все уволены, транспорт переходит
на полное обслуживание воинскими частями.

Начальник УНКГБ по Львовской области
майор государственной безопасности Ткаченко

Начальник РО УНКГБ по Львовской области
капитан государственной безопасности Коноваленко

ЦА ФСБ РФ. Коллекция документов. Помета: "Тов.Савченко. Срочно информировать
т.Кобулова, И.Мешик. 18июня 1941 г.".

 
Форум » Форум о Великой Отечественной войне » Документы времен Великой Отечественной войны » ИЗ СПЕЦСООБЩЕНИЯ УНКГБ УССР (документаальные источники)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: