5-я гвардейская «Звенигородская» Краснознаменная ордена Суворова воздушно-десантная дивизия.
Сформирована под Москвой по приказу ставки ВГК на базе 42-го, 9-го воздушно-десантных корпусов и трёх отдельных воздушно-десантных бригад (20-й, 21-й, 22-й) в декабре 1942 года.
Состав:
управление дивизии полевая почта : 07048
особый отдел
1-й Гв. Ясский ордена Суворова Краснознаменный Воздушно-десантный стр. полк(20-я овдбр 2-го формирования). Командир — И. Г. Попов, автор известных военных мемуаров «Батальоны идут на запад»)[2]
11-й Гв. Кишиневский ордена Суворова Воздушно-десантный стр. полк (21-я овдбр 2-го формирования). Командир — Н. В. Оленин.
16-й Гв. Венский ордена Кутузова Воздушно-десантный стр. полк (22-я овдбр 2-го формирования). Командир — Ф. М. Орехов.
6-й Гв. ордена Кутузова Воздушно-десантный арт. полк
444-я арт. бригада
13-й отд. гв. противотанковый арт. дивизион
2-я отд. гв. разведывательная рота
3-й отд. гв. саперный батальон
176-й отд. гв. батальон связи
7-я отд. автотранспортная рота
8-я отд. рота хим. защиты
9-й отд. медико-санитарный батальон
Хотя дивизия и считалась воздушно-десантной, но фактически являлась обычной стрелковой.
Первоначально она готовилась, как ударная сила в операции «Полярная звезда» под Демянском, имея отборный личный состав, но затем 5 мая 1943 года была передана в состав Степного военного округа и включена в состав 4-й гвардейской армии.
Находилась в составе 20-го стрелкового корпуса (командир генерал-майор Н. И. Бирюков).
В июне 1943 года выполнила марш-бросок от Воронежа до Тулы, преодолев за 25 дней 600 километров, постоянно находясь в обучении.
13 августа 1943 года в составе Воронежского фронта принимала участие в Белгородском и Харьковском наступлениях.
15 сентября 1943 года на левобережной Украине в районе города Градижск дивизия находилась во 2-м эшелоне корпуса, затем форсировала Днепр, расширяя плацдармы на Криворожском направлении.
В ходе дальнейшего наступления 5-я гвардейская воздушно десантная дивизия в январе-феврале 1944 года, приняла участие в Корсунь-шевченковской операции.
Форсировав Днестр, участвовала в боях по освобождению Кишинёва и Молдавии.
В январе-феврале 1944 года участвовала в Звенигородской операции.
С 5 сентября 1944 года находилась в резерве ставки ВГК.
Воспоминания Героя Советского Союза Н. И. Бирюкова:
Главные события этого дня разыгрались в полосе обороны 5-й дивизии теперь уже генерал-майора П. И. Афонина. Её боевые порядки атаковало около сотни танков и два пехотных полка, поддержанных огнем примерно двадцати артиллерийских и минометных батарей. Противник двигался двумя большими группами. До двадцати бронеединиц — на Маргит и около семидесяти — на Барбалу. Впереди, образуя острие клина, шли «тигры» и тяжелые самоходки. Они вели огонь с ходу и с коротких остановок. Середину клина составляли средние и легкие танки и бронетранспортеры с пехотой.
Вся эта масса войск наступала на позиции 11-го и 16-го гвардейских стрелковых полков и располагавшихся здесь же подразделений 64-й механизированной бригады 1-го механизированного корпуса. Мела поземка, тяжкий гул танковых двигателей навис над заснеженными полями, что тянутся отсюда на северо-запад, запад и юго-запад. Именно туда, имея конечной целью Замоль, рвалась бронированная армада. По всему 5-километровому фронту завязались огневые дуэли между танкистами врага и нашими артиллеристами. Забегая вперед, скажу, что непрерывно прибывавшие из армейского резерва артиллерийские полки и дивизионы все более укрепляли оборону корпуса. К вечеру огневой щит 5-й дивизии состоял уже из двухсот стволов, начиная с 45-миллиметровых противотанковых пушек и кончая тяжелыми пушками-гаубицами 123-й артбригады.
Командующий армией оперативно реагировал на всякое изменение обстановки на нашем участке, особенно когда в наших докладах прогнозировались дальнейшие события. Мы в штабе, а войска на позициях постоянно чувствовали его твердую руку. В этот день, а в следующий особенно, бывали очень тяжелые моменты. Однако ии разу вышестоящий штаб не устроил нам дополнительную нервотрепку. Все переговоры были деловыми и лаконичными. Это помогало нам работать с полной отдачей. Во второй половине дня танки и самоходки противника ворвались на передний край обороны 5-й дивизии. Яростно дрались воины 11-го полка. Когда в одном из батальонов были убиты командир и другие офицеры, командование взял на себя парторг полка капитан Ниязов. Он ликвидировал возникшее замешательство, и противник был отброшен.
Геройски дрались бойцы 2-й пулеметной роты. Их командир лейтенант Карабинников, когда почти все его солдаты и сержанты выбыли из строя, сам лег за пулемет и бился до последнего — пока не погиб, раздавленный танком. Используя метель и плохую видимость, в боевые порядки 1-го батальона и артиллерийского дивизиона 64-й механизированной бригады проникли гитлеровцы. Крича по-русски «Свои! Свои!», они подошли вплотную к окопам и огневым позициям, где и были уничтожены в рукопашной схватке. 152-миллиметровые пушки-гаубицы не предназначены для стрельбы по танкам прямой наводкой. Однако артиллеристам 123-й тяжелой бригады пришлось применить и такой прием. Десять танков, прорвавшись через боевые порядки 11-го полка, устремились на Замоль. В западной части села, на огородах, стоял 3-й дивизион 123-й бригады.
Первой развернулась для стрельбы батарея, которой командовал старший лейтенант Машин. Он сам встал за панораму, навел перекрестие на надвигавшийся танк. Выстрел! Трехпудовый снаряд, попав под башню «тигра», сорвал её с корпуса и отбросил, словно шляпку гриба. Затем Машин разбил второй танк. Остальные повернули вспять. На другом участке пять вражеских машин уничтожил прямой наводкой 2-й дивизион этой бригады. Соединение это было сформировано недавно, весной 1944 года, но успело уже хорошо зарекомендовать себя. Командовал им подполковник В. Ф. Прохоров. В Ясско-Кишиневской операции его тяжелые пушки-гаубицы, ведя дуэль с артиллерией противника, подавили огонь четырнадцати батарей. Теперь воины с таким же мастерством поражали танки прямой наводкой. Генерал Афонин специально позвонил мне и попросил поблагодарить артиллеристов от имени гвардейцев 5-й дивизии.
3 ноября 1944 года дивизия включена в состав 3-го Украинского фронта. Венгрия.
В декабре 1944 года освободила Домбовар и Секшфехрвар. Принимала участие в боях за Будапешт, а также в разгроме немецких войск у озера Балатон.
7 января 1945 года 5-я и 7-я гвардейский воздушно десантные дивизии отразили наступление трёх танковых дивизий противника, в которой участвовало 120 танков. 13 января противник был остановлен, а утром следующего дня, 4-я гвардейская армия, в том числе и 5-я гвардейская воздушно десантная дивизия перешли в наступление.
13 апреля 1945 года дивизия участвовала в освобождении Вены.
28 июня 1945 года 5-я гвардейская воздушно-десантная дивизия переименована в 112-ю Гвардейскую Звенигородскую Краснознамённую ордена Суворова стрелковую дивизию.
Принадлежность:
1943 — Май . Степной фронт
1943 — Июль . Резерв Ставки
1943 — Август . Воронежский фронт
1943 — Сентябрь . Степной фронт
1943 — Октябрь . 2-й Украинский фронт
1944 — Сентябрь . Резерв Ставки
1944 — Ноябрь . 3-й Украинский фронт
Наименования и награды:
С февраля 1944 года дивизия носит название — «Звенигородская»
Награждена почетным орденом Орденом Красного Знамени
Награждена орденом Орденом Суворова 2 степени
Командиры дивизии:
Генерал-майор Н. Г. Травников (08.12.1942 — 30.05.1943)
Генерал-майор М. А. Богданов (31.05.1943 — 16.07.1943)
Полковник В. И. Калинин (16.07.1943 — 15.09.1943)
Ф. Е. Иванов (16.09.1943 — 16.10.1943)
Ф. М. Забелло (17.10.1943 — 11.12.1943)
Генерал-майор П. И. Афонин (23.12.1943 — До конца войны)