Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Волжская военная флотилия
Admin
Дата: Понедельник, 28.12.2009, 02:50 | Сообщение # 1

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Волжская военная флотилия


Первого формирования 


Сформирована в октябре 1941 г. из кораблей учебного отряда, а также поступивших от промышленности катеров и мобилизованных речных судов с целью подготовки отрядов речных кораблей к оборонительным действиям совместно с сухопутными войсками в бассейне реки Волга. Главная база — Сталинград (с марта 1942 г. Ульяновск).

В состав сил флотилии входили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 катера-тральщика, две плавучие зенитные батареи, железнодорожная батарея и два батальона морской пехоты.

Флотилия производила траление мин, поставленных авиацией противника на Волге от Астрахани до Саратова, осуществляла противовоздушную оборону речного пути, конвоировала караваны и отдельные суда с воинскими и народно-хозяйственными грузами.

С июля 1942 г. Волжская военная флотилия в составе трех бригад речных кораблей и отдельной бригады траления оперативно подчинялась командующему войсками Сталинградского (Юго-Восточного) фронта. Она оказывала сухопутным войскам огневую поддержку, высаживала десанты, охраняла коммуникации, производила воинские перевозки через Волгу. Бронекатера, тральщики и другие корабли в тяжелых ледовых условиях, под непрерывным воздействием вражеской артиллерии и авиации совершили более 35 тыс. рейсов, перевезли на правый берег свыше 90 тыс. человек и 13 тыс. тонн грузов, большое количество техники, вооружения, боеприпасов. Артиллерией Волжской военной флотилии было уничтожено более трех полков пехоты, подбито 20 танков, сбито 13 самолетов, разрушено более 100 дзотов и блиндажей, подавлено 26 артиллерийских батарей противника. Из осажденного Сталинграда корабли эвакуировали до 52 тыс. человек.

За проявленный героизм и успешные действия 1-й и 2-й дивизионы бронекатеров были преобразованы в гвардейские, канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» награждены орденами Красного Знамени.

После Сталинградской битвы в составе Волжской военной флотилии остались две бригады траления, которые в 1943-1944 гг. осуществляли траление мин и охрану судоходства. Остальные корабли были переданы Днепровской и Азовской военным флотилиям.

В июне 1944 г. Волжская военная флотилия расформирована.

Командующие: капитан 1 ранга Сапожников С.Г. (октябрь-ноябрь 1941 г., врид); контр-адмирал Воробьев С.М. (ноябрь 1941 г. — февраль 1942 г., врид); контр-адмирал Рогачев Д.Д. (февраль 1942 г., — май 1943 г.); контр-адмирал Пантелеев Ю.А. (май-декабрь 1943 г.); капитан 1 ранга Смирнов П.А. (декабрь 1943 г. — июнь 1944 г.).

Военные комиссары: бригадный комиссар Яковенко М.Г. (октябрь 1941 г. — январь 1942 г., врид); дивизионный комиссар Расскин А.Л. (январь-июнь 1942 г.); дивизионный комиссар Бельский П.И. (июнь-август 1942 г.); дивизионный комиссар Бондаренко П.Т. (август-октябрь 1942 г.); капитан 1 ранга Зарембо Н.П. (июнь-октябрь 1943 г.).

Начальники штаба: капитан 2 ранга Колчин Е.С. (октябрь — ноябрь 1941 г., врид и февраль 1943 г., врид); капитан 1 ранга Сапожников С.Г. (ноябрь-декабрь 1941 г.); контр-адмирал Трайнин П. А. (декабрь 1941 г. — февраль 1942 г.); капитан 2 ранга Асямолов А.А. (февраль-март 1942 г., врид); капитан 1 ранга, с декабря 1942 г. контр-адмирал Федоров М.И. (март 1942 г. — февраль 1943 г.); контр-адмирал Новиков Т.А. (февраль-май 1943 г.); капитан 2 ранга, с июля 1943 г. капитан 1 ранга Григорьев В.В. (май-сентябрь 1943 г.); капитан 2 ранга Сергеев Н.Д. (сентябрь 1943 г. — июнь 1944 г.).
 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 07:54 | Сообщение # 2

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Боевая деятельность Волжской военной флотилии (1942-1943 гг.)

Еще в июле 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение о формировании Учебного отряда кораблей на Волге, целью которого была подготовка боевых кораблей для действий на реках и озерах. В октябре 1941 г. на базе Учебного отряда была сформирована Волжская военная флотилия. Она имела те же задачи – готовить корабли и кадры для действующих флотов и флотилий, а также готовиться к боевым действиям в бассейне Волги, если к тому вынудит обстановка. Первоначально в состав флотилии входили 7 канонерских лодок, 14 бронекатеров, 33 тральщика, 2 плавучие батареи и 2 вспомогательных судна. Командующим флотилией в начале 1942 г. был назначен контр-адмирал Д.Д. Рогачев, начальником штаба – капитан 1 ранга М.И. Федоров.

По грузообороту Волга заменяла более 10 железнодорожных линий. По ней шло снабжение нефтью и нефтепродуктами войск Красной Армии. На нескольких судоверфях Волги строились для Военно-Морского Флота боевые корабли и затем переводились на действующие флоты. По мере приближения к Волге линии фронта по ней увеличивались и воинские перевозки. Фашистское командование придавало большое значение Волге как важнейшей стратегической коммуникации. Оно планировало группой армий "А" наступать на Кавказ, а группой армий "Б" широким фронтом достигнуть Волги и закрепиться на ее берегах.

С 22 июля 1942 г. авиация противника с аэродромов Макеевки и из района Харцизска (Донбасс) начала ставить мины на участке от Астрахани до Саратова. Всего в 1942 г. авиация противника сбросила в Волгу около 350 мин. Дивизионы тральщиков были дислоцированы в различных пунктах от Астрахани до Саратова. За каждым дивизионом был закреплен определенный участок реки. Чтобы не прекращать движения судов, сразу же после обнаружения мин прокладывались обходные фарватеры, затем приходил дивизион катеров-тральщиков и начинал трудную и опасную работу – протраливание участка. 16 августа 1942 г. главный старшина С. М. Башмаков, возвращаясь с наблюдательного пункта, узнал от колхозников, что в районе Каменного Яра лежит невзорвавшаяся мина. Подвергаясь смертельному риску, Башмаков штыком разоружил мину и ее детали доставил в штаб флотилии. Это имело важное значение для выработки средств борьбы с минами противника, устройство которых не было достаточно известно.

Для защиты морских и речных сообщений на Астраханском рейде, Волго-Каспийском канале и в нижнем течении Волги в 1942 г. была создана Астраханская военно-морская база Каспийской военной флотилии. Бригада траления этой базы обеспечивала минную безопасность, а плавучие зенитные батареи, катера ПВО и другие боевые корабли – противовоздушную оборону района. Совместными усилиями авиации, флотилии и частей ПВО действия противника были нейтрализованы, и судоходство в северной части Каспия и в устье Волги не прерывалось. За всю летнюю кампанию 1943 г. по Нижней Волге прошло более 8 тыс. судов, и лишь 20 из них подорвались на минах. Противнику ни на один день не удалось прервать движение судов по Волге. Перевозки только одних нефтепродуктов за навигацию составили более 5140 тыс. тонн.

Одновременно с противоминной защитой коммуникации Волжская флотилия осуществляла противовоздушную оборону конвоев речных судов. Крупные речные суда были вооружены зенитной артиллерией, орудийные расчеты на них укомплектованы личным составом флотилии. Вооруженные пароходы вместе с бронекатерами и тральщиками успешно прикрывали огнем переходы караванов барж и других невооруженных судов. Пароход "Сократ" прикрывал караван судов и барж с нефтепродуктами. В районе Владимировки на караван налетело более 40 немецких бомбардировщиков. Огнем зенитной артиллерии "Сократ" отражал их атаки. Орудийные расчеты сбили три вражеских самолета. Караван потерь в судах не имел и благополучно прибыл в пункт назначения.

В июле 1942 г., когда ударная группировка врага прорвалась в большую излучину Дона, началась величайшая битва второй мировой войны. Первоначально на сталинградском направлении действовала только одна 6-я немецкая армия. Но в конце июля 1942 г. с кавказского направления сюда была повернута 4-я танковая армия. В начале августа ее передовые части вышли в район Абганерово. Разгорелись ожесточенные оборонительные бои на внешнем оборонительном рубеже Сталинграда. Нанося удары с разных направлений (с запада и юго-запада), фашистское командование стремилось овладеть городом в кратчайшие сроки. Силы врага по численности превосходили силы оборонявшихся, особенно в авиации и танках. Но все попытки гитлеровского командования с ходу разгромить советские войска и полностью овладеть городом не имели успеха. Части Красной Армии стойко обороняли каждый участок, переходя в контратаки и нанося контрудары. Битва на волжской земле длилась шесть с половиной месяцев. В отражении ожесточенного натиска врага существенную роль сыграла Волжская военная флотилия, она выполняла задачи: поддержание сухопутных войск на оборонительном обводе города; обеспечение коммуникаций на участке Камышин, Астрахань (в том числе и чистоту фарватеров от мин); препятствие переправе войск противника через Волгу и обеспечение переправы своих войск и грузов; обеспечение бесперебойной работы речных портов Саратова, Камышина, Сталинграда, Астрахани. В течение всей битвы на Волге корабли флотилии оказывали соединениям сухопутных войск артиллерийскую поддержку и обеспечивали снабжение, переправляя боеприпасы, продовольствие, технику и резервы.

23 августа механизированные части противника прорвались к правому берегу Волги севернее Сталинграда на участке Рынок, Латошинка, Акатовка. Командование фронта почти не имело резервов, и гитлеровцы могли ворваться в город с севера. К месту прорыва были переброшены танковая бригада и противотанковый артиллерийский полк, а в район поселка Рынок – сводный батальон моряков флотилии под командованием капитана 3 ранга П.М. Телевного. Для их поддержки была создана Северная группа кораблей в составе канонерских лодок "Усыскин", "Чапаев" (командиры капитан-лейтенант И.А. Кузнецов и лейтенант Н.И. Воронин) и семи бронекатеров. Корабли этой группы под командованием капитана 3 ранга С.П. Лысенко перешли в р. Ахтуба и встали на огневые позиции почти напротив участка Рынок, Латошинка, занятого врагом.

26 августа рота моряков под командованием старшего лейтенанта А.В. Горшкова получила приказ во взаимодействии с танками овладеть д. Орловка. Ночью рота, поддержанная шестью танками, очистила Орловку от гитлеровцев, в то же время рота военинженера 3 ранга Г.Г. Речкина в результате внезапной атаки захватила высоту 10,3 и к утру закрыла подступы к поселку Тракторного завода. На рассвете 27 августа сводный батальон моряков перешел в наступление. Его поддерживали артиллерийским огнем канонерские лодки "Усыскин" и «Чапаев». Батальон действовал решительно и вскоре овладел южной окраиной д. Латошинка, но его потери достигли более одной трети личного состава. Поэтому, когда противник перешел в контратаку, поддержанную танками, батальон был выбит и отошел на исходные позиции. 29 августа батальон совместно с частями 124-й бригады при поддержке канонерских лодок "Усыскин", "Чапаев" и бронекатеров снова подошел к д. Латошинка, но, будучи атакованным 18 вражескими танками, вынужден был отойти за поселок Рынок. Обстреляны были также наши канонерские лодки и бронекатера. Таким образом, ликвидировать прорыв немцев к Волге у северной окраины города не удалось. Вследствие этого боевой порядок войск Сталинградского и Донского фронтов остался разъединенным. Сквозное движение судов по Волге было прервано артиллерией противника, установленной на правом берегу реки.

В середине ноября противнику удалось прорвать оборону между заводами "Баррикады" и "Красный Октябрь" и изолировать 138-ю стрелковую дивизию полковника И.И. Людникова. Героические действия этой дивизии поддерживала огнем канонерская лодка "Усыскин", а бронекатера под непрерывным артиллерийским огнем противника, в условиях тяжелого льда доставляли на изолированный плацдарм дивизии пополнение и необходимые грузы. В результате дивизия сдержала натиск превосходящих во много раз сил противника.

14 сентября канонерские лодки "Громов" и "Руднев" и бронекатера 1-й бригады, ведя огонь по целям в балке Купоросная, подавили две артиллерийские батареи и отразили атаку полка пехоты. Немецкие автоматчики разбежались, но на другой день двум немецким батальонам все же удалось выйти на берег Волги у южной окраины поселка Купоросное. Три дня канонерские лодки и две плавучие батареи 1-й бригады вели огонь по району балки Купоросная. 19 сентября 36-я гвардейская стрелковая дивизия перешла в наступление. Ее поддерживали артиллерийским огнем корабли 1-й бригады. К концу дня дивизия выбила гитлеровцев из поселка Купоросное, заняла балку Купоросная и высоту Северная.

В конце августа гитлеровским войскам удалось перерезать сухопутные коммуникации и держать под огнем путь от города вверх по реке, а в начале сентября отрезать путь в город и с юга. Таким образом, войскам 62-й армии генерала В.И. Чуйкова пришлось вести бои в изолированном с суши городе. В этих условиях действия флотилии приобрели особенно важное значение, от их успеха зависели бесперебойность снабжения и боеспособность войск, а также быстрота эвакуации раненых. Противник, направляя все свои усилия на то, чтобы сорвать переправу наших войск, систематически разрушал паромные и наплавные средства. Для переправы использовались суда речного пароходства, тральщики и бронекатера флотилии. Перевозки осуществлялись в темное время суток при выключенных огнях. Флотилия несла потери, но корабли не прекращали рейсов между левым берегом Волги и набережными разрушенного города. В городе сражались изолированные друг от друга группы войск 62-й армии. Связь между ними могли поддерживать только бронекатера, имевшие достаточно большую скорость, хорошую маневренность и надежную защиту броней от пуль и осколков. В случае необходимости они могли подавить артиллерийским и пулеметным огнем легкие огневые точки противника на берегу. Для обеспечения работы катеров на простреливаемых и просматриваемых переправах был создан дивизион катеров-дымзавесчиков.

В первых числах октября противник начал наступление на заводы "Баррикады", Тракторный. Бои были исключительно ожесточенными. Только за один день 4 октября вражеская авиация сбросила на Тракторный завод 500 бомб. Чтобы удержать этот плацдарм, надо было срочно перебросить в район поселков подкрепление. С наступлением темноты катера флотилии начали переправлять на правый берег части 37-й гвардейской дивизии. К утру было перевезено 2800 бойцов с оружием и боеприпасами. Плацдарм в районе заводских поселков был удержан. Так каждую ночь бронекатера и катера-тральщики переправляли войска под огнем противника. В отчете за 10 октября отмечалось, что бронекатер № 53 перевез на правый берег Волги 210 бойцов и командиров, 2 тонны продовольствия и вывез на левый берег 50 раненых (катер получил пробоины в левом борту и корме); бронекатер № 63 переправил на правый берег 20 бойцов, 1 тонну продовольствия, 2 тонны мин и вывез на левый берег 32 раненых; катер-тральщик № 322 перевез 129 бойцов, 8 тонн боеприпасов и вывез 279 раненых; тральщик № 342 переправил 169 бойцов, 14 тонн боеприпасов и вывез 51 раненого; тральщик № 343 переправил 3 тонны боеприпасов и 16 тонн груза. Все три катера-тральщика получили многочисленные пробоины и вышли из строя. Однако работа на переправах продолжалась.

До 15 декабря бронекатера продолжали осуществлять перевозки через Волгу. Им приходилось преодолевать тяжелые льды, при этом кингстоны забивало битым льдом, в результате чего через них не поступала вода для охлаждения моторов, льдом повреждались рули и винты, и катера теряли возможность двигаться, становясь неподвижными мишенями для артиллерии противника. И все же, несмотря на повреждения, катера работали до последней возможности. В эти дни личный состав бронекатеров за образцовое выполнение боевых заданий неоднократно получал благодарность командования. Особенно тепло благодарили катерников бойцы и командиры 62-й армии, которые дрались в самом городе, и боеспособность которых зависела от снабжения и связи с расположенными на левом берегу тылами. Во время перевозки раненых на винт катера-тральщика № 335 под командованием главного старшины Торбенко намотался трос. Самолеты противника беспрерывно бомбили переправы. Чтобы дать ход, надо было срочно очистить винт. Тогда старшина 2-й статьи А.Ф. Шестериков и краснофлотец Д.И. Соколов присоединили к противогазному шлему десять гофрированных трубок, через которые дышали, и, поочередно спускаясь в ледяную воду, очистили винт от стального троса.

Много героических страниц вписали в историю нашей Родины моряки Волжской военной флотилии. Вот некоторые из них. Двенадцать моряков во главе со старшиной 1-й статьи К.В. Трушкиным отбили уже две психические атаки. Потерь не было – нелегко было попасть в людей, умело использовавших развалины здания. Но после третьей атаки гитлеровцы залегли у самой позиции. Их гранаты стали залетать в укрытия. Чтобы сохранить людей, надо было отступить. Трушкин, сбросив бушлат, поднялся во весь рост и с криком "Ни шагу назад, товарищи, вперед!" ринулся на врага, строча из автомата. Двенадцать смельчаков в тельняшках были так страшны в своей ненависти к врагу, что гитлеровцы в панике стали отступать. Но самое удивительное было то, что все участники этой внезапной для противника атаки остались живы. Вот фамилии этих героев: Трушкин, Ионин, Климов, Луконин, Мартинов, Плохов, Прокофьев, Сухомлинов, Спиванов, Шамиев, Шиосолов и Олненица.

В конце сентября немецкие войска начали новый штурм города. Из района Мамаева кургана вражеские танки повели наступление на заводские поселки (северная окраина города). Краснофлотец 193-й стрелковой дивизии М. А. Паникаха выбежал из укрытия на 50 м вперед к шоссе, по которому двигались вражеские танки. В его руках были две бутылки с горючей смесью. Когда головной танк приблизился на 10-15 м, Паникаха бросил в него бутылку. Танк загорелся. Второй свернул и пошел прямо на моряка. Паникаха поднял бутылку для броска, но пули разбили ее. Горючая смесь залила его лицо и тело. Краснофлотец вспыхнул факелом и бросился на надвигавшийся танк.

С весны 1943 г. флотилия опять стала обеспечивать воинские и народнохозяйственные перевозки по Волге. Масштабы их были значительны: только за апрель – май было перевезено более 2 млн. тонн нефтепродуктов. Несмотря на то, что линия фронта проходила в 200 км от Волги, вражеская авиация уже с конца апреля начала ставить мины и наносить бомбовые удары по караванам судов. Наибольшего размаха действия противника достигли в июне, когда он нанес удары по портам Астрахань, Саратов, Камышин и усилил минные постановки в районе Сталинграда.

Прежде всего, была реорганизована служба наблюдения и связи. Было создано 424 специальных поста противоминного наблюдения. Количество тральщиков постепенно увеличивалось, к концу лета их насчитывалось 217. Тральщики были сведены в 1-ю и 2-ю бригады траления, которыми командовали капитан 1 ранга П.А. Смирнов и капитан 2 ранга В.А. Кринов. Каждая бригада отвечала за противоминную безопасность в отведенном ей районе, который разбивался на участки, закрепляемые за дивизионами. Канонерские лодки были сведены в 3-ю бригаду речных кораблей под командованием капитана 2 ранга Н.Д. Сергеева. Она выполняла задачу противовоздушной обороны отдельных участков реки. Бронекатера и сторожевые катера составляли 4-ю бригаду речных кораблей (командир бригады капитан 2 ранга А.И. Цибульский), которая выполняла задачу непосредственного противовоздушного охранения караванов на переходе.

В 1943 г. по Волге было проведено более 8 тыс. судов. На участке Астрахань – Саратов было перевезено только нефтепродуктов: в апреле – 445 тыс., в мае – 765 тыс., в июне – 751 тыс., в июле – 1100 тыс. тонн. Флотилия сделала все, чтобы войска в Курской битве не испытывали нужды в горючем и боеприпасах. Всего в ходе битвы на Волге военная флотилия переправила через реку более 82 тыс. человек; большое количество артиллерии, танков, автомашин, боеприпасов и других воинских грузов; вывезла на восточный берег раненых и гражданского населения около 52 тыс. человек.

В июне 1944 г. Волжская военная флотилия, выполнившая все боевые задачи, была расформирована. Бронекатера, полуглиссеры и другие малые боевые корабли были перевезены в другие бассейны и переданы действующим флотилиям, а канонерские лодки и вспомогательные суда разоружены и переданы речному флоту.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: