Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Каспийская военная флотилия
Admin
Дата: Понедельник, 28.12.2009, 02:57 | Сообщение # 1

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Каспийская военная флотилия

Первого формирования

Сформирована в июне 1931 г. из Морских сил Каспийского моря. Главная база — г. Баку.

К началу Великой Отечественной войны в ее составе имелось 5 канонерских лодок (отдельный дивизион), два торпедных катера, отдельная береговая артиллерийская батарея, 13 боевых самолетов, радиорота воздушного наблюдения, оповещения и связи и ряд отдельных береговых частей. С началом войны флотилия обеспечивала морские перевозки военных и народно-хозяйственных грузов. В августе 1941 г. на ее кораблях были переброшены в Иран советские войска. В октябре она сформировала из добровольцев и отправила на фронт батальон морской пехоты. В битве под Москвой участвовала образованная из личного состава Каспийской военной флотилии 75-я отдельная морская стрелковая бригада, ставшая впоследствии 3-й гвардейской морской стрелковой бригадой. В августе 1942 г. Каспийская военная флотилия включена в состав действующих сил Военно-Морского флота. К этому времени боевой состав был усилен канонерской лодкой, тремя сторожевыми кораблями, 6 бронекатерами, 5 большими и 5 малыми катерами-охотниками, 11 сторожевыми катерами, 6 тральщиками и катерами-тральщиками, тремя плавучими зенитными батареями, минным заградителем и другими кораблями. Корабли флотилии сопровождали транспорты с нефтью и грузами, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО в своей зоне, высадили оперативный десант. В августе-сентябре флотилия перебросила на западное побережье Каспийского моря 2 стрелковых и кавалерийский корпуса, сыгравших важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта. Кроме того, в период обороны Кавказа было перевезено 11 стрелковых бригад, 5 стрелковых полков, свыше 1000 танков и бронемашин, 18,5 тыс. лошадей, более 8 тыс. орудий, 4 тыс. автомашин и 200 самолетов. Всего за 1942-1943 гг. было перевезено 21 млн тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов. К этому времени состав флотилии значительно пополнился, в 1943 г. в ней насчитывалось 175 кораблей. За годы войны Каспийская военная флотилия достроила, доукомплектовала и отремонтировала свыше 250 катеров и других кораблей, передала в Красную Армию на укомплектование частей около 4 тыс. подготовленных бойцов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 апреля 1945 г. флотилия награждена орденом Красного Знамени.

Командующие: контр-адмирал Седельников Ф.С. (июнь 1941 г.-сентябрь 1944 г.); контр-адмирал Зозуля Ф.В. (сентябрь 1944 г. — до конца войны).

Члены Военного совета: полковой комиссар Панченко Н.Г. (июнь 1941 г. — июль 1942 г.); корпусной комиссар, с декабря 1942 г. контр-адмирал Игнатьев С.П. (июль 1942 г. — до конца войны).

Начальники штаба: капитан 1 ранга Алексеев И.И. (июнь 1941 г. — апрель 1942 г.); капитан 1 ранга Фокин В.А. (апрель 1942 г. — март 1944 г.); капитан 2 ранга Чирков Н.И. (март — май 1944 г., врид); капитан 1 ранга Брахтман Г.И. (май 1944 г. — до конца войны).

 
Admin
Дата: Четверг, 12.02.2015, 07:48 | Сообщение # 2

Генералиссимус
Группа: Администраторы
2312
Сообщений:
Награды:
13
Замечания:
Статус: Offline
Боевая деятельность Каспийской военной флотилии (1942-1943 гг.)


Немецко-фашистские войска не были на берегах Каспийского моря, и ни один фашистский корабль не проник в его воды, тем не менее, Каспийская военная флотилия сыграла большую роль в разгроме войск противника на Северном Кавказе. В конце августа 1942 г., когда противник овладел г. Моздок и вышел на рубеж р. Терек, сухопутные пути, связывавшие Закавказье со всей страной, были фактически перерезаны. Железная дорога Махачкала – Кизляр – Астрахань, построенная в ходе войны, постоянно подвергалась ударам вражеской авиации. Перевозки на Кавказ воинских частей, боевой техники и различных видов снабжения, а также вывоз нефтепродуктов из района Баку производились с этого времени исключительно морским путем. Стремясь сорвать наши морские перевозки, противник начал воздействовать авиацией по коммуникациям в северной части Каспийского моря.

Для защиты судоходства были сформированы Астраханская военно-морская база и дивизионный район ПВО. Это позволило продолжить перевозки топлива и войск. К началу контрнаступления советских войск под Сталинградом и на Кавказе на Каспийском море находилось 238 судов общей грузоподъемностью 500 тыс. тонн. С мая по декабрь 1942 г. по Каспию было перевезено 8,2 млн. тонн различных грузов. С 1 августа 1942 г. по 31 января 1943 г. в сторону фронта было перевезено 468 тыс. человек, 5273 орудия, 833 танка, 382 самолета, более 5 тыс. броневиков и автомобилей, 77 тыс. тонн боеприпасов, много других грузов

В августе флотилия без потерь перевезла из Астрахани в Махачкалу 10-й и 11-й гвардейские стрелковые корпуса, а в сентябре из Красноводска в с. Оля (севернее Махачкалы) – 4-й кавалерийский корпус. Войска помогли остановить противника, а затем сыграли важную роль в контрнаступлении Северной группы войск Закавказского фронта. В ответ на это противник усилил удары авиации по нашим коммуникациям, особенно на Астраханском рейде, и в течение октября – ноября потопил и повредил 32 судна и баржи. Командование флотилии (командующий контр-адмирал Ф.С. Седельников, член Военного совета контр-адмирал С.П. Игнатьев, начальник штаба капитан 1 ранга В.А. Фокин) сосредоточило все корабли в северной части моря и использовало их для борьбы с авиацией противника.

В Астраханской военно-морской базе была сформирована бригада кораблей-тральщиков. Наиболее ценные и крупные транспорты плавали в системе конвоев. В результате принятых мер судоходство продолжалось бесперебойно. В 1942-1943 гг. по Каспийскому морю было перевезено около 21 млн. тонн нефтепродуктов и около 3 млн тонн других грузов.

Кроме обеспечения перевозок грузов для Закавказского фронта, Черноморского флота и народнохозяйственных грузов Каспийская военная флотилия была кузницей кадров для действующих флотов. На Каспии заканчивали достройку и проходили испытания подводные лодки, противолодочные корабли, торпедные катера и другие боевые корабли, построенные на волжских заводах. Здесь же проводились испытания новой техники и оружия, обеспечивалась практика курсантов военно-морских училищ и подготовка специалистов из рядового и старшинского состава. За боевые заслуги перед Родиной в гражданской и Великой Отечественной войнах, в связи с 25-летним юбилеем 27 апреля 1945 г. Каспийская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: