nisse |
Дата: Суббота, 16.11.2013, 23:12 | Сообщение # 21 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Статус: Offline
|
Книга о норвежском «Хирде»вызвала негодование Ян Винтер. Перевод со шведского.
Новая книга о крайней жестокости норвежцев, служивших вовремя Второй мировой войны охранниками в лагерях, вызвала в Норвегии негодование и привела к спорам. Многим не понравилось то, что автор в своей книге назвал этих людей по именам.
Книга норвежского радиожурналиста Эрика Веума «Хирд в1933-1945 гг.», только что вышедшая в серии «Беспощадные норвежцы», вызвала острую реакцию, поскольку она затрагивает те события норвежской истории, которые многим бы хотелось забыть. Однако книга подвергается критики в первую очередь за то, что в ней раскрываются имена тех норвежцев, которые работали на немцев, служили в концлагерях и вооружённых отрядах норвежских нацистов – так называемом «Хирде» («Дружине»).
Веум уделил особое внимание периоду с июня 1942 по апрель1943 года, когда охранный батальон «Хирда» нёс охрану немецких концлагерей, располагавшихся в Норвегии.
– Речь идёт о военных преступлениях, которые были столь тяжелы, что немцы в конце концов были вынуждены отстранить норвежцев от охранной службы. В течение этих месяцев те совершали садистские убийства, пытали, избивали, подвергали сексуальному насилию, – рассказывает Веум норвежской радиостанции NRK.
Несмотря на критику Веума за публикацию списка примерно 400 лиц, служивших в охранном батальоне, исследователи согласны с ним в том, что данная страница истории требует изучения.
После войны за предательство родины было осуждено в общей сложности 962 норвежца.
Одним из примеров крайней кровожадности «Хирда» стало обращение с 2600 югославскими военнопленными, которых немцы перевезли с Балкан в Норвегию. В живых осталось лишь 500 человек, остальные были уничтожены «Хирдом».
Глава Сопротивления в Осло Арнфинн Муланн оказался среди тех, кто поставил под сомнение необходимость публикации в книге данного списка.
– Это лишняя травма для родственников, в чём никакой необходимости, – говорит Муланн.
С ним согласен историк Микаель Стокке.
– Речь идёт о людях, которые отбыли заключение за свои преступления, совершённые 70 лет назад. И сейчас уже не стоит напоминать о них тем из них, кто ещё жив, и их родственникам, – сказал он газете «Verdens Gang».
Однако у Веума есть контраргумент.
– Нам нужно напомнить себе о том, что зло может быть и норвежским, о том, что в определённой ситуации простые норвежцы также могут совершать ужасные деяния. Поэтому эти имена и были необходимы в данной книге, – говорит Веум.
Оригинал публикации: Dagens Nyheter. Опубликовано: 16.11.2013.
Сообщение отредактировал nisse - Суббота, 16.11.2013, 23:17
|
|
|
nisse |
Дата: Вторник, 17.12.2013, 03:17 | Сообщение # 22 |
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Статус: Offline
|
Они называли нас осквернителями
Гуннар Торенфельдт. Перевод с норвежского.
- Отовсюду торчали костии рёбра, – говорит восьмидесятилетний Тур Стеффенсен, который впервые решился рассказать об операции «Асфальт».
В судовом журнале парохода«Рафтсунн» под 26 октября 1951 года стоит запись «из-за страшного груза член команды (…) нервничали и старались подбодрить друг друга, поскольку всё это несколько давило на психику».
– Они называли нас осквернителями могил, – рассказывает«Дагбладет» восьмидесятилетний Тур Стеффесен. Он впервые решился поведать историю о том, как в 1951 году в возрасте 21 года он участвовал в операции «Асфальт».
Во время Второй мировой войны в Норвегию было отправленооколо 100 тысяч советских военнопленных. Из них 13 700 умерли на норвежской земле. Для сравнения: во время войны на норвежской территории и за границей погибло 10 260 норвежцев (как гражданских лиц, так и военных), численность погибших в Норвегии немцев составляет 11 500 человек.
Умерших советских военнопленных хоронили на военных и обычных кладбищах, в удалённых районах при военных и гражданских объектах, вболотистых местностях, а также в труднодоступных горных районах. В Норвегии опасались, что Советский Союз может воспользоваться захоронениями для ведения шпионажа, и в 1951 году Министерство обороны приступило к проведению операции «Асфальт». Это название возникло из-за того, что мешки, в которых перевозились трупы, были пропитаны гудроном.
Стеффенсен рассказал «Дагбладет», что в ходе одной из самых секретных операций, когда-либо проводившихся в Норвегии, он участвовал в эксгумации трупов и их перевозке вдоль норвежского побережья.
– Мы раскладывали останки в мешки, отовсюду торчали костии рёбра. Части тел зачастую принадлежали разным людям, и то, что оказывалось в том или ином мешке, зависело от случая. Трупы были измазаны в земле, и от них жуткий запах, – рассказывает Стеффенсен.
По его словам, у многих после этой работы психика оказалась расшатанной.
– Лично мне кошмары не снились, однако впоследствии я столкнулся со множеством затруднительных ситуаций, – говорит он.
На первом этапе в северной Норвегии было эксгумировано примерно 4500 трупов, которые предполагалось переместить на крупное военноекладбище на Хьётту, что к югу от Саннешёэна.
Кладбище было открыто 8 июля 1953 года. На огороженном пространстве в северной его части расположилась братская могила с 6725 захороненными, а на юге 826 индивидуальных могил. В ходе перемещения были уничтожены многие памятные знаки, в некоторых местностях они были взорваны.
Перевозку останков осуществляло пароходство Vesteraalske Dampskibselskap (VDS), где Стеффенсен в то время работал кочегаром. Вышедший на пенсию матрос, родившийся на Лофотенских островах в Стамсунне, говорит, что он никогда не забудет картин, увиденных им, когда он помогал извлекать трупы.
– Я никогда не дал бы своего согласия, знай я, в чём заключалась работа, – говорит восьмидесятилетний пенсионер.
По его словам, за каждый мешок с трупом им платили пять крон.
«Команда к тому же утверждает, что её заставили участвовать в перевозке трупов «обманом», – гласит запись в судовом журнале.
Согласно документам архива Службы военных захоронений, первоначально предполагалось, что эта задача будет возложена на два судна, а именно на пароходы «Рафтсунн» и принадлежавший пароходству Finmark Fylkesrederi «Танахорн». По словам Стеффенсена, в операции был также задействован пароход «Хестманнен». Согласно документам, его команде первоначально платили по две кроны за мешок, но после тогокак команда взбунтовалась и отказалась выполнять работу, сумма была повышена до пяти крон.
– В то время это были большие деньги, – говорит Стеффенсен.
Писатель Хальвор Фьермерос изучил архив и теперь пишет книгу об операции «Асфальт». Просмотрев судовые журналы, Фьермерос сделал несколько сенсационных открытий. В дополнение писатель проинтервьюировал ряд участников операции, среди них был и Стеффенсен, ставший самым важным источникоминформации.
– К сожалению, Стеффенсен, вероятно, один из тех немногих свидетелей произошедшего, кто ещё остался в живых, а поскольку это поколение уходит, то нужно спешить, чтобы узнать правду об этой мрачной главе норвежской истории, – говорит Фьермерос, который тем самым приглашает и иных участников поведать свою историю.
Из судовых журналов видно, сколь драматической была перевозка останков. В них рассказывается, что, когда суда пришли в Тромсё, то пришлось зацементировать люки, ведшие в грузовые трюмы, чтобы трупный смрад не привлёк внимание в городе. «По причине трупного запаха часть люков пришлось зацементировать», – гласит запись в судовом журнале, датированная 20 октябрём 1951года.
В 1951 году Стеффенсен работал по найму на судне «Рисёсунн», но, согласно его утверждению, был временно переведён на корабль VDS «Хестманнен», который из-за большого объёма перевозок поздней осенью 1951 года также был задействован в операции. По его словам, работы шли с октября по декабрь. Записи в судовом журнале «Хестманнена»за этот период отсутствуют.
– Мы не вносили в журнал записей о пунктах назначения и нашем местоположении, хотя ранее это всегда делалось. Кроме того, нам не давали увольнительныена берег, на борту было запрещено смеяться и ссориться, – рассказывает Стеффенсен.
В архиве Службы военных захоронений Фьермерос обнаружил инструкцию, которая среди прочего обязывала команды никому не рассказывать о грузе: «Все находящиеся на борту судна, будь то команда, рабочие и прочие лица, должны сохранять спокойствие иприличие. Не должны иметь место происшествия, могущие вызвать интерес общественности, породить слухи и разговоры, […] запрещаются брань, пьянство, драки, громкие разговоры и смех».
Причиной того, что никто не рассказывал об операции ранее, было опасение репрессивных мер.
– В то время не так легко было устроить бунт. Мы боялись, что нас занесут в чёрные списки, – говорит Стеффенсен.
Когда Стеффенсен прибыл на Хьётту, матросы были «продезинфецированны» в саннешёэнском госпитале. Тем же вечером они отправилисьна танцы, но, когда они рассказали, на каком судне служили, то это весьма сбавило им популярности.
– «Вон идёт осквернитель могил», – говорили они. В тот вечер никто из дам не стал танцевать с нами, – рассказывает Стеффенсен.
По его словам, многие из участников перевозки тел впоследствии сильно переживали.
– Во время разгрузки несколько мешков порвалось, и на одногоиз членов команды высыпались человеческие останки. Картина была жуткой. Вскоре он уволился с флота, но уже никогда более, он не был таким, как прежде, – говорит Стеффенсен.
– История Стеффенсена кажется вполне достоверной. Было весьма непросто заставить людей рассказать об операции, тем более после столь драматическихпереживаний, – говорит Марианна Солейм, являющаяся научным сотрудником при Норвежском университете технических и естественных наук и исследователем при Фальстадском центре. Она полагает, чтоважно, чтобы и другие участники поведали свои истории.
– Очень важно собрать всю информацию от переживших это, – говорит она.
Оригинал публикации: Dagbladet. Опубликовано: 24.05.2010.
|
|
|
Fenoriel |
Дата: Пятница, 16.05.2014, 10:12 | Сообщение # 23 |
Сержант
Группа: Пользователи
Статус: Offline
|
__http://history-library.com/index.php?id1=3&category=istoriya-norvegii&author=danielsen-r&book=2003 История Норвегии. От викингов до наших днейАвтор: Даниельсен Р. Другие авторы: Дюрвик С., Грёнли Т., Хелле К., Ховланн Э. Издательство: М.: Весь мир Год издания: 2003
Очень интересно описывается период войны!!!
|
|
|