Новые сообщения | Подписка | Участники | Правила форума | Поиск | RSS
  • Страница 1 из 1
  • 1
Фронтовые театры
fleur_de_lys
Дата: Среда, 07.08.2013, 13:39 | Сообщение # 1

Генерал-полковник
Группа: Модераторы
1390
Сообщений:
Награды:
4
Замечания:
Статус: Offline
Общая обстановка на театральной сцене в периодВеликой Отечественной войны    О том, какая ситуация творилась в стране в эти годы, и в какой обстановкеприходилось жить и творить театральным деятелям, писать не имеет смысла, однимсловом это можно описать как катастрофу. Казалось бы: когда над головой свистятснаряды, а на соседние дома падают бомбы, мысли об искусстве должны улетучитьсясами собой, а в голове должна засесть одна идея – как прокормиться и выжить.Однако главное, в чем просчитались фашисты – они не смогли разрушить моральныйдух и единство русского народа, человек остался человеком и, как ни пафосно этопрозвучит, искусство ему в этом помогло. Ведь именно в моменты просмотрафильмов, спектаклей, концертов, можно было на секунду забыться и погрузиться впредлагаемый, придуманный мир. Очень точно военного зрителя описал режиссерМХАТ И.М.Раевский: "Мы обращались к обыкновенному зрителю, который силоюобстоятельств оказался оторван от семьи, от своего предприятия и вынужден былвзяться за оружие. В то же время зритель этот был необыкновенным! Нужно былопоказывать ему высокое искусство, говорящее ему о торжестве жизни, правды,справедливости".  В стационарныхмосковских театрах в этот период репертуар наполнился актуальными новымипьесами отечественных драматургов, посвященных войне и победе над фашизмом.
Также популярны были классические русские и зарубежные комедии. Поначалу вдраматургии и, соответственно, в театральном репертуаре преобладали настроениялегкой победы. А.Сурков говорил: "До войны мы часто дезориентировали
читателя насчет подлинного характера будущих испытаний. Мы слишком облегченноизображали войну". Но постепенно, к 1942 году, писатели и артисты сталиосваивать более сложный материал, в котором открывались вся тяжесть и боль
военного времени.    Именно в 1942 году родились пьесы, которые во многих источниках упоминаются, как наиболее значимыепьесы времен Великой Отечественной войны: "Русские люди" К.Симонова,
"Фронт" А.Корнейчука и "Нашествие" Л.Леонова. Они ставились
в большинстве театров страны, в том числе и в основных московских. Завадскийочень емко высказался о содержании искусства военных лет: "И в минувших событиях войны, и в тех, которые еще предстоят, есть одна для искусства самая
важная, самая значительная тема – это тема величия духа советского человека,глубины и самоотверженности его патриотизма, безграничной веры в правоту своегодела и в победу его высокого героизма… Наше искусство обязано раскрыть эту темуво всей широте и глубине. Оно обязано показать зрителю и читателю героя нашего
времени, его характер, его подвиги, его биографию, его психологию".Этозаявление касается как гражданского, так и фронтового зрителя, которому пьесы и спектакли на военную тематику могли служить подспорьем и вдохновением. Ведь
видя пример героев, пусть и придуманных, настоящие солдаты могли заражаться верой в победу и силами на подвиги в реальной жизни.
Фронтовые бригады
Сразу же после начала войны, 23 июня 1943 года, Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял "Обращение ко всем творческим работникам", в котором задачей театрального искусства выдвигалось обслуживание частей действующей Армии и Военно-Морского флота.     Стали создаваться бригады артистов, которые ездили бы на фронт и выступали
перед артистами. 19 августа на пятом и шестом этажах ВТО четыре фронтовые
бригады приступили к репетиционной работе.    "Я твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была
полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной Армии в разгроме ненавистного врага", – писал В.И. Немирович-Данченко.     С первых дней войны фронтовые бригады образовались из шефской бригадыЦентрального театра Красной Армии и из военно-шефской актеров Малого театра.     Первой актерской бригадой, специально сформированной для поездки на фронт, была
бригада московских актеров разных театров, уже в июле 1941 года выехавшая в район Вязьмы. Ее возглавил бывший тогда директором Мосэстрады Б.Филиппов. 28 июля бригада в составе В.Хенкина, М.Гаркави, И.Гедройца, Л.Руслановой,
Т.Ткаченко и других актеров уже выступала перед бойцами Западного фронта.    Среди артистов, активных участников художественных бригад на фронтах, были И.Москвин, В.Качалов, Н.Хмелев, Б.Добронравов, М.Тарханов, А.Тарасова, А.Зуева, В.Ершов, Н.Дорохин (МХАТ), А.Яблочкина, П.Садовский, А.Остужев, Е.Турчанинова, В.Пашенная, М.Царев, С.Межинский, Н.Анненков (Малый театр), Е.Корчагина-Александровская, Н.Черкасов (Ленинградский театр драмы им.
Пушкина), Л.Макарьев (Ленинградский ТЮЗ), В.Хенкин, Д.Кара-Дмитриев (Театр Сатиры), А.Орочко, А.Абрикосов, А.Ремизова (Театр им. Вахтангова).Цельносоставленного репертуара не было, он складывался из различных спектаклей,
концертных программ, скетчей, сценок.
Фронтовые театры
Какими бы многочисленными не были фронтовые бригады, а только в Москве за годы войны их было создано более семисот, они не могли полностью обслуживать всю Красную Армию, поэтому в конце 1941 – в 1942 году начали активно создаваться фронтовые театры и фронтовые филиалы различных стационаров. Потребность солдат в искусстве требовала постановок целых спектаклей, а не отрывков или коротких сцен, с этой задачей могли справиться только полноценные театры. В их состав входили актеры, уже познавшие все сложности фронтовых выступлений в бригадах.
При всех крупных театрах были созданы фронтовые филиалы. Они переняли традиции передвижных театров, выезжавших на передовые позиции и в части Красной Армии, отвечая на призыв СТО, подписанный В.И.Лениным в период гражданской
войны.
Первый фронтовой театр был создан из группы актеров театра имени Ленинского комсомола, добровольно ушедшей в народное ополчение и сформировавшейся в красноармейский художественный ансамбль. Большой творческий успех ансамбля у красноармейского зрителя определил дальнейшую его судьбу. С сентября 1941 года ансамбль был реорганизован во фронтовой театр, получивший название "Искра", и работавший вплоть до Дня Победы.      Фронтовой театр ГИТИСа   Не могу отдельно не упомянуть о фронтовой деятельности ГИТИСа. Когда речь идет
об институте, отчетливее прорисовывается картина того, какие молодые ребята и девушки вынуждены были столкнуться с такими серьезными испытаниями.     В октябре 1941 года при ГИТИСе были созданы пять концертных бригад, в состав
которых вошли учащиеся не только этого института, но и училищ им. Щепкина, Московского городского театрального, им.Октябрьской революции. Руководителями стали профессора Е.Ф.Саричева и А.Ф.Гедике, доцент Н.П.Збруева, преподаватель М.Г.Минаев и сотрудник ГИТИСа К.Д.Иванова.    16 июля 1942 года приказом Комитета по делам искусств при СНК СССР г.Москва был организован "Комсомольско-молодежный театр ГИТИСа". Вначале главным
режиссером был назначен недавний выпускник Б.Г.Голубовский, работавший режиссером Саратовского театра драмы. Но вскоре он перешел во второй фронтовой гитисовский театр – театр миниатюр "Огонек" и художественным руководителем стал И.М.Раевский, который и дошел с театром до конца войны.     После войны театр развалился, не перейдя на стационарную позицию. Выпускники 1942 года, участники фронтового театра ГИТИС, были на семи фронтах, за 1120
дней существования театра (из них 930 рабочих) дали 1172 выступления (895 на фронтах, 277 – в воинских частях и госпиталях Москвы и Подмосковья) перед 350 тысячами бойцов и командиров.     Перечень фронтовых бригад и театровВТО   Невозможно в рамках одной статьи упомянуть всех артистов, которые принимали участие во фронтовых выступлениях, но чтобы хоть частично отразить разнообразие жанров и масштаб личностей, принимавших участие, привожу список фронтовых бригад и театров Всероссийского Театрального Общества с указанием фамилий их
руководителей: 1-ябригада – руководитель Иосиф Моисеевич Раевский2-ябригада – руководитель Алексей Денисович Дикий3-ябригада – руководитель Юрий Александрович Завадский4-ябригада – руководитель Соломон Михайлович МихоэлсЛитературно-вокальнаягруппа ВТО (из ее состава формировались небольшие бригады, обслуживающие
госпитали и эвакопункты Москвы) – руководитель Федор Алексеевич ФортунатовПервыйфронтовой театр ВТО – режиссер и директор Андрей Александрович Гончаров. Создан
в марте 1942г.Фронтовоймузыкальный театр ВТО – музыкальный руководитель Николай Павлович Аносов.
Создан в апреле 1942г.Комсомольско-молодежныйтеатр ВТО – главный режиссер Валентин Иванович Колесаев. Создан в мае 1942г.Фронтовоймосковский драматический театр ВТО – главный режиссер Андрей Александрович
ГончаровВторойфронтовой театр ВТО (Вахтанговская группа) – художественный руководитель Игорь
Константинович Липский. Создан в марте 1942г.Второйфронтовой театр ВТО (1-я группа) – художественный руководитель Борис Петрович
ТамаринВторойфронтовой театр ВТО (2-я группа) – художественный руководитель Андрей Андреевич
ЕфремовФронтовойтеатр миниатюр ВТО "Веселый десант" – художественный руководитель
Владимир Соломонович Поляков. Создан в июне 1942г.Фронтовойтеатр миниатюр ВТО – художественный руководитель Николай Николаевич ЛундНепосредственноеруководство (административное и действенное) фронтовыми театрами и бригадами
Всероссийского Театрального Общества осуществляли:А.А.Яблочкина– Председатель Правления ВТО, народная артистка СССРЗ.Г.Дальцев– заместитель Председателя Правления ВТОМ.С.Никонов– заместитель Председателя Правления ВТОВ.А.Филиппов– заместитель директора Центрального Дома актераЛ.П.Смирнова– администратор-распорядитель.Всегов составе фронтовых бригад и театров ВТО числилось 400 человек.     Обстоятельства диктовали свои условия, поэтому некоторые театры объединялись и
продолжали свою деятельность совместно. Так, к примеру, в июне 1943г. Первый
фронтовой театр и Комсомольско-молодежный театр стали Фронтовым Московским
драматическим театром ВТО под художественным руководством Е.Д.Дзигана.
Директором и режиссером театра стал А.А.Гончаров. Главным художником этого
театра, а впоследствии и всех пяти фронтовых коллективов ВТО, был
А.П.Васильев.
Сценографические решения
А.П.Васильев создавал простые, но при этом крайне удачные декорации, которые
позволяли спектаклям даже в полевых условиях сценографически не выглядеть
примитивно. Однако это нельзя воспринимать как полноценную сценографию,
подобную традициям стационарных театров. Н.Дорохин в статье «В землянке» так
описывал обстановку: "Представьте себе землянку, один угол которой
отделяет плащ-палатка – место, где актеры ожидают выхода. Кусок земляного пола
покрыт соломой и поверх плащ-палаткой. На такой "сцене" табуретка и
снарядный ящик. Вот несложная обстановка салона княгини Бетси". Все это
приводило к тому, что весь удар на себя принимал актер, которому приходилось
обыгрывать отсутствие необходимой бутафории. Военные годы стали серьезной
школой для актерского состава театров.    Подробное описание сценографического решения Александра Васильева можно
встретить в его воспоминаниях, вошедших в сборник "Нам дороги эти позабыть
нельзя". Именно эта цитата позволяет наиболее детально представить себе,
какими средствами изображались декорации:    "Выручает довоенный опыт. В Центральном Доме Красной Армии в Москве в
1939-1940 годы существовал передвижной театр музкомедии для обслуживания частей
Красной Армии. Руководил театром И.Донатов. Для этого театра я разработал тогда
систему сборно-разборных декораций с применением бамбука и апплицированных
мягких декоративных полотнищ…     Бамбук, легкий и прочный в тех, мирных условиях, не выдерживал мороза,
растрескивался. Пришлось заменить его дюралюминием. Вертикальные стойки стали
делать высотой не более 2м 60см, чтобы человек, встав на табурет, мог достать
до верха. Эти стойки и поперечные рейки разной величины крепили в П-образную
систему и затягивали тем или иным полотном. С фоном решилось все как будто бы
хорошо. Но ведь не будешь же возить мебель, объемные части декораций. Каждый
сантиметр в кузове машины на счету.    Пришло удачное решение – одеть в свои, соответствующие «костюмы» ящики, в
которых перевозили конструкции и весь театральный реквизит. Затянутые
апплицированными чехлами, они превращались в беседки, башни, столы и прочее.
Аппликацией мы пользовались очень широко. Ведь если просто расписать холст, то
от постоянного скатывания краски отслоятся, обсыплются. А аппликации можно
сделать и объемными. В "Осаде Лейдена", когда делали средневековые
башни, под ткань положили вату и выстегали в форме камней. Потом подрисовали.
Получилась иллюзия объемности.    Функциональность наших декораций оказалась на самом высоком уровне. Ведь одним
из важнейших их качеств была быстрота сборки и разборки. Закончили, упаковались
и быстро освободили место…   Быстро-то быстро, но ведь это еще не все. Надо, чтобы было и надежно. В
стационарном театре перед спектаклем придет машинист сцены, все проверит,
укрепит. А тут после двухсоткилометровой тряски по фронтовым дорогам тотчас
начинается спектакль. Проверять некогда".    Фронтовая реальность.Условия   Воспоминания участников фронтовых бригад и театров являются наиболее ценными
для данного исследования, так как именно в их рассказах можно обнаружить самые
точные и яркие детали того, как происходили выступления в боевых
условиях.    Так, в сентябре 1968 года в интервью журналу "Театр", народный артист
СССР П.А.Константинов рассказал, как в составе бригады Центрального театра
Красной Армии он выступал в Жмеринке, откуда они уезжали на последнем санитарном
поезде. Так как медицинского персонала не хватало, мужчин брали санитарами,
женщин – сиделками. Несколько часов актеры не выпускали из рук носилки, помогая
ухаживать за ранеными, подносили медикаменты, мыли операционную, кормили
раненых, мыли вагоны, а в остальное время успевали давать концерты.    "Состав шел медленно. Пройдет километров пять – шесть – остановится.
Открывают двери на правую сторону, левую держат на запоре. Баянист бригады
становится на подножку правой стороны и начинает играть. Из окон, из дверей
высовываются раненые, а в это время с другой стороны санитары выносят в
простынях умерших в пути, тут же, у полотна, хоронят и ставят дощечку на
холмике. Поезд трогается, потом снова остановка".    Иван Антонович Горцев рассказал журналу "Советская эстрада и цирк",
как он наблюдал выступление фронтового театр "Огонек": артисты
приехали часа в два дня. Передний край находился метрах в восьмистах от места
концерта, солдат частично послали в бытовое охранение охранять позиции и
артистов. Горцев расстроился, что он не увидит выступления, однако по
возвращении обнаружил, что артисты их дождались и специально для
отсутствовавших заново покажут представление, которое только что давали для
остальных солдат.     Эта история типична и показательна в плане понимания, насколько велико было
взаимоуважение со стороны военных частей и артистов. Солдаты считали своим
долгом обеспечить безопасность приехавшим к ним выступающих, а артисты, в свою
очередь, понимали, насколько важно не обделить частичкой радости, которую они
привезли, всех воинов, и зачастую показывали подряд несколько раз одни и те же
номера для того, чтобы все солдаты смогли присутствовать.     Конечно, условия, в которых приходилось выступать фронтовым артистам, с трудом
можно назвать театральными. В большинстве случаев это были выступления прямо с
грузовика, в окопах, в землянках, в госпиталях, либо на открытых полянах, прямо
на улице при дневном свете (что исключало использование грима), без занавеса,
без костюмов. Как-то бригада театра миниатюр "Огонек" решила, что
надо бы приодеться на выступление, "по специальным эскизам сшили
полуопереточную униформу. Но стоило артистам появиться в ней в прифронтовой
зоне в сопровождении красноармейского патруля, как жители недавно освобожденного
села забросали их комьями земли, приняв не то за итальянских, не то за
румынских военнопленных. Пришлось тотчас же отказаться от униформы".    Приходилось выступать и шепотом (в лесу могли прятаться гитлеровцы), и по
телефону – бойцы-связисты, к которым приехали актеры, не могли отойти от
аппаратов и так слушали концерт.    Театральный коллектив фронтового театра, в составе которого было от двенадцати
до двадцати пяти человек, строился по особому принципу. Все работники театра
были артистами и в то же время выполняли другие функции: от директора до
рабочего сцены. Каждый из сотрудников театра имел по две и три обязанности,
например, артиста и парикмахера, артиста и костюмера, артиста и рабочего сцены,
артиста и администратора, артиста и директора театра. В каждом коллективе
обязательно были артисты – баянисты и танцоры.    На фронте каждый спектакль был индивидуален, каждый раз была маленькая
премьера. Зачастую актеры, двигаясь вместе с войсками, сами до последнего не
представляли, где будет следующее выступление, на какой площадке, поэтому
коллектив всегда сопровождал режиссер, способный на месте адаптировать
сценографию и грим в зависимости от того, дневной свет или электрический, а
также моментально развести мизансцены.    Статистические данные   Кроме фронтовых передвижных театров в частях действующей Советской Армии на
фронте работало одиннадцать профессиональных театров Советской Армии и Флота во
главе с Центральным театром Советской Армии.    Помимо непосредственного участия, коллективы считали своей обязанностью
материальную помощь фронту. Артисты театров сыграли сверх плана 5275 спектаклей
и собрали 98 миллионов рублей, которые и были переданы государству, как помощь
фронту от работников искусств. В фонд помощи детям погибших воинов было сыграно
2183 спектакля и собрано 25,5 миллионов рублей.    В выступлениях в действующей армии приняло участие 3685 бригад, в которых было
свыше 42 000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше 700
бригад, артисты Ленинграда – 500 бригад. В помощь военной художественной
самодеятельности действующих частей Красной Армии и Флота было послано 435
режиссерско-инструкторских бригад.    В числе активных участников художественных бригад на фронтах были крупнейшие
артисты ведущих театров столицы – Н.Хмелев, Б.Добронравов, А.Тарасова, А.Зуева,
Н.Дорохин и др.    Итоговая статистика показывает, что всего за время войны для воинов было
показано 1 350 000 спектаклей, концертов и творческих встреч. Пять
фронтовых коллективов ВТО провели в действующей армии 1575 дней. Театры
осуществили постановку 25 спектаклей, из них советских пьес – 10, классических
– 12, концертно-эстрадных программ – 3. Из советского репертуара наибольшей
популярностью у бойцов пользовались глубоко человечные и патриотические пьесы
К.Симонова "Русские люди", "Парень из нашего города",
"Так и будет", "Жди меня". Ставились также
"Бранденбургские ворота" М.Светлова, "Дом на холме"
В.Каверина, "Рузовский лес" К.Финна, "Новые похождения бравого
солдата Швейка" А.Раскина и М.Слободского, "Осада Лейдена"
И.Штока. Классика была представлена больше всего комедиями А.Н.Островского:
"Не все коту масленица", "Правда – хорошо, а счастье
лучше", "Женитьба Белугина". Шли также "Недоросль"
Фонвизина, "Женитьба Фигаро" Бомарше и "Укрощение
укротителя" Флетчера.    В Музыкальном фронтовом театре полностью ставились оперы "Евгений
Онегин" (ей открылся в апреле 1941 г Музыкальный фронтовой театр),
"Запорожец за Дунаем", "Борис Годунов" (композиция),
показывался гоголевский спектакль – сцены из опер "Майская ночь",
"Черевички", "Сорочинская ярмарка", шли отрывки из
"Пиковой дамы", "Севильского цирюльника", из советских опер
– "Любовь яровая", "Семен Котко", "Мужество". 
---http://teatron-journal.ru/index.php/stati/item/103-frontovie_brigady


Вечная Слава Солдатам Великой Войны!

Сообщение отредактировал fleur_de_lys - Среда, 07.08.2013, 13:49
 
fleur_de_lys
Дата: Пятница, 09.08.2013, 16:38 | Сообщение # 2

Генерал-полковник
Группа: Модераторы
1390
Сообщений:
Награды:
4
Замечания:
Статус: Offline






Вечная Слава Солдатам Великой Войны!
 
fleur_de_lys
Дата: Пятница, 09.08.2013, 16:40 | Сообщение # 3

Генерал-полковник
Группа: Модераторы
1390
Сообщений:
Награды:
4
Замечания:
Статус: Offline
Музы фронтового театра
Вместо привычных кулис, гримёрных со всеми удобствами актёрам приходилось выступать и под открытым небом, и в
госпиталях, и в землянках, блиндажах, агитпунктах, на аэродромах,
палубах военных кораблей, вокзалах. И даже перед лежачими больными
давали отдельные концерты. Импровизированные сцены сколачивались на
скорую руку из брёвен и досок, но чаще (это уже чуть позже)
представления давались на ЗИСах – военных грузовиках с откидным бортом.
За машиной актёры наспех переодевались и наносили лёгкий грим.Ударниками фронтового движения были Театр им. Ев. Вахтангова, Малый, Театр
Советской Армии. На фронте побывали такие звёзды отечественного театра
как А. Яблочкина, Ю. Завадский, А. Райкин, А. Гончаров, С. Михоэлс, А.
Дикий, И. Туманов, Н. Черкасов, М. Царёв, Н. Хмелёв, В. Качалов, И.
Ильинский, А. Тарасова, В. Пашенная, В. Рыжова и другие.Всего на фронте работало около 4 тысяч театральных бригад. За всё время
Великой Отечественной Войны на передовой побывали 42 тысячи актёров.Большой театр за время войны дал 5 тысяч представлений. 22 июня 1941 года Театр
Советской Армии показал солдатам пьесу А. Гладкова «Давным-давно», где
действие разворачивалось в 1812 году. Роль Шуры Азаровой сыграла Л.
Добржанская. Широкому кругу зрителей актриса известна по роли мамы Жени
Лукашина из кинофильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром!». Постановка
имела колоссальный успех. Именно с этого спектакля и началась история
театральной легенды, во главе которой стоял режиссёр А. Попов.
Выпускники 1941 года Театрального училища им. Щукина едва получив
дипломы, ушли на фронт. Первокурсник Владимир Этуш тоже ушёл воевать.
Через два год вернулся из-за ранений и закончил училище.Репертуар на передовых был самый разнообразный – от классических пьес Островского
до современных К. Симонова, А. Корнейчука. Многие пьесы сокращались,
действие спектаклей длилось не более полутора часов. Но зачастую
концерты состояли из коротких сценок, номеров цирковых артистов,
отрывков из оперных арий. Читали стихи, прозу. Бывало и так, что
концерты не заканчивались. Действие спектакля прерывалось военным.
Зрители – бойцы и командиры армии прямо с представления срывались на
выполнение задания, узнав об опасности.Театр прошёл вместе с солдатами весь путь войны от Москвы до Берлина. У стен
рейхстага, в уже поверженной фашисткой Германии, раздавался голос Лидии
Руслановой. Здесь русская певица давала концерт для солдат Красной
армии. Аркадий Райкин, прошедший с первых и до последних дней со своей
концертной бригадой на фронте, оставил такие строки: «Мои гастроли
должны были начаться в Днепропетровске 22 июня 1941 года. Я не знаю, как
об этом узнал фюрер, но 22 июня он начал бомбить Днепропетровск…»
---http://svd-12.livejournal.com/39833.html


Вечная Слава Солдатам Великой Войны!
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: